Назад к списку

Возраст Гамлета

КУЛЬТУРА,22.06.2019,649
Возраст Гамлета

Тувинский Театр юного зрителя поставил пьесу Шекспира «Гамлет». Удивительно, странно и непонятно. Дети играют «Гамлета»? Как они могут постигнуть такую сложную пьесу? Как они могут играть такие сложные роли?  И, наконец, а они вообще понимали, что в постановке этой пьесы есть сложности? Наверное, вот с этого последнего вопроса и надо начать.

Нераспустившийся бутон

Никто на самом деле не знает, сколько лет было Гамлету. Сейчас принято считать, что он был немолод, что у него одутловатое лицо… Но ведь Шекспир не писал ремарки. И не делил свою пьесу на акты и сцены. Все это дописывали уже гораздо позже. К тому же есть несколько вариантов текста пьесы. Да переводы – самые разные. А в одном из переводов его сравнивают с бутоном… Ну, вроде как, все же можно предположить, что юный Гамлет вполне вписывается в трактовку пьесы. Айлана Чадамба, художественный руководитель ТЮЗа, сказала, что детям было неинтересно читать «Ромео и Джульетту», что все эти страсти взросления их пока не занимают. А вот что действительно волнует – это философские проблемы, проблемы бытия, кто я и что я в этом мире. И постановка величайшей трагедии Шекспира силами детей, как это ни странно, не редкость. Немного порывшись в истории постановок, можно найти очень интересный момент: первый раз в России пьеса была поставлена в 1750 году в Петербурге воспитанниками сухопутного шляхетского корпуса. То есть, по сути – детьми и подростками. Актеру, игравшему главную роль, было 16 лет.

Эксперимент

ТЮЗу в этом году исполнилось 55 лет. Для любого театра возраст достаточно солидный. Но здесь же – только дети. Одни вырастают, поступают в разные вузы, другие дети приходят и тоже скоро уходят. Особо много времени тратить на постановки не получится. Тем более, что уже даже старшеклассники не могут уделять достаточно много времени театру – надо готовиться к экзаменам. И тут Айлана Леонидовна делает «ход конем».

Это не совсем та пьеса, которую мы знаем почти наизусть. Это – этюдные наброски к трагедии. Такое определение жанра позволило немного изменить сценическое время, кое-какие сцены поменять местами, кое-каких героев сократить, убрать некоторые сцены вообще. И получилось, на удивление, интересно, ново и оригинально. На поздравление театра с юбилеем пришло много человек. Многие полагали, что отделаются поздравлением-подарком и тихонько исчезнут. Но так сделали очень немногие. Кто-то почувствовал себя ребенком и решил остаться в уютной атмосфере детства, а кто-то всерьез увлекся происходящим на сцене. Оригинален и подбор актеров. Здесь и нынешние тюзовцы: Гамлета играет Ачыты Сат, Горацио – единственного друга Гамлета – Доржу-Маадыр Мандан-Хорлуу. Есть и те, кто вышел из ТЮЗа по возрасту, но остался с ним. В частности, Гертруду играла Елена Эпп. Да и Короля Дании играл вполне взрослый человек, он же (по совместительству) – художник-оформитель театра – Орлан Ондар-оол. Вокалу совершенно всерьез обучала девочек Софья Кара-оол – Дулуш. В общем, получился действительно интересный эксперимент с разновозрастным составом. И, как кажется, с разными смыслами для разных возрастов. Здесь явно прочитывались не только вечные и обычные для «Гамлета» смыслы, но и просто трагедия ребенка, потерявшего отца и вынужденного постоянно видеть отчима. Причем отца он откровенно возвышает (мы не знаем за что), а к отчиму относится с отвращением, причем, по ходу пьесы тоже непонятно почему. Может быть, просто потому, что отчим.  И Елена Эпп играет так, что можно подумать – все дело и впрямь в обычной детской ревности. Или нет? Обычная детская ревность может ли закончиться смертью?

Обещания и пожелания

ТЮЗ мало обещает, но много делает. За последние годы среди его достижений «золото» и «серебро» Дельфийских игр, театр стал лауреатом I степени на Тургеневском фестивале, обладателем хрустального вымпела Всемирного театрального фестиваля в Москве. Он достойно представляет Туву на самых разных фестивальных и конкурсных площадках. И да, он обещает – обещает стать еще интереснее, обещает, что мы увидим еще самые разные пьесы, которые будут интересными и детям, и взрослым. А к концу этого года покажет еще что-то интересное и сказочное. Пока это остается сюрпризом. А что он, ТЮЗ, получил на свой юбилей? Во-первых, самые разные подарки – это были и средства для новых постановок, и конкретные предметы для них же: ткани для костюмов, гитару и т.п. А во-вторых, очередное обещание решить проблему с помещением.

Ну не странно ли, что довольно известный не только в Туве, но и в целом по России театр, которому к тому же уже исполнилось 55 лет, до сих пор ютится на положении бедного родственника. И никто не даст гарантии, что и это небольшое место ему оставят, а не отберут, если появится вдруг такая необходимость. Театр отдали было муниципальным властям, но и те не смогли его устроить поудобнее. Как кажется, что и нынешним обещаниям не стоит особенно верить. Таких обещаний было уже множество, но никто так и не смог выделить для детского творчества место побольше.

Поздравить театр пришли прежние тюзовцы. Они все прекрасно держатся – вот что значит прошли театральную школу, могут спеть и станцевать что-нибудь экспромтом. И желают своему театру новых успехов и нового помещения. Кстати, как это ни странно, но ТЮЗ обещает… премьеру «Гамлета» в сентябре. Оказывается, то, что мы видели, это только наброски… Вот, интересно, если это был «черновик», то каким же они смогут сделать «беловик»? Говорят, что дети сами читали «Гамлета» в разных переводах и находили лучшие, на их взгляд, слова для выражения чувств. «Трагическая история о Гамлете, принце датском» оказалась вполне понятной и доступной современным детям, которых порой обвиняют в том, что они мало читают. Но, как оказалось, такие инсинуации не вполне оправданы. И дети растут тоже многообещающими, как и ТЮЗ, в котором они получают первый опыт театральной игры.

 

 


Автор: И. Вечорко
201
0
Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь