Назад к списку

Тувинская национальная одежда: споры будут продолжаться

КУЛЬТУРА,21.06.2019,613
Тувинская национальная одежда: споры будут продолжаться

На презентации книги Роланды Ховалыг «Тувинская традиционная одежда» директор Национального музея Тувы Каадыр-оол Бичелдей сказал, что о национальном костюме теперь не надо спорить и что многие элементы одежды «кочующие», они есть и в Европе, и в Азии. Но уже в самой книге можно найти замечания о разном крое тувинского тона и монгольского дэла. Так что споры еще будут. А ведь есть и другие важные аспекты костюма.

Почему русские не носят национальный костюм

Поскольку свое выступление на презентации Каадыр-оол Алексеевич начал с того что первые образцы тувинского костюма начали собирать и описывать еще русские географы, этнографы и путешественники, как-то сама собой подкралась мысль – а ведь русские путешественники сами не носили русские национальные костюмы. Почему? Ну да, время было другое, они – не деревенские парни, чтобы щеголять в косоворотках, сшитых мамой. Они достаточно обеспечены, чтобы купить одежду. Но ведь сейчас тувинские национальные костюмы как раз носят не самые бедные люди, они достаточно дороги, и время стало еще больше «другим», одежда еще больше унифицирована… А в Туве носят национальные костюмы. А русские их как раз и не носят. За исключением барышень в кокошниках, которые выносят хлеб-соль, и артистов, исполняющих народные песни и пляски.

Везде пишут, что, мол, костюм - важный маркер этнокультурной и цивилизационной идентичности. И еще, что неповторимый визуальный образ народа передается через демонстрируемый костюм. И вот тут понимаешь, почему в России не популярен русский национальный костюм. Потому что их – очень много, они не боятся потерять самоидентификацию. И еще раз – потому что русских очень много. И национальных костюмов много.

Есть национальная одежда, которую носили на севере России и на юге. И она весьма различалась. Больше того, даже в каждой деревне порой были свои, специфические отличия – хотя бы другая вышивка на вороте той же косоворотки. То, что сейчас изучают культурологи, своеобразный социокод, раньше просто считывали. И выражение «по одежке встречают» могло восприниматься буквально. По «одежке» сразу было видно, что это за человек, откуда он, каково его социальное положение. Вот, допустим, шотландцы носили килты. Мы можем представить себе «усредненного» человека в своеобразной «юбке», но ведь для самих шотландцев был очень важен цвет. По цвету отличали определённые кланы или различные области и города, есть военные полковые цвета. Количество используемых цветов указывало на социальное положение носящего. Создать какой-то универсальный, всеобщий костюм для всех русских вряд ли возможно. Вот для отдельных групп – это да. Например, можно выделить какие-то детали для костюмов приверженцев старообрядчества в Туве. Но костюмы, которые носят «семейские» - староверы в Бурятии, уже будут немного другими.

В Туве был только один костюм?

Численность тувинцев не очень велика. Но велики различия разных кожуунов, начиная с чисто визуальных, географических. Трудно себе представить, чтобы жители Тоджи, Бай-Тайги и Эрзина носили совершенно одинаковую одежду. А они не носили. В 18 веке территории Северного Китая, Монголии и Тувы попали под власть Манчьжуро-Цинской империи. Быт стал некоторым образом унифицироваться. Но, как пишет Роланда Ховалыг, «есть отличия тувинской национальной одежды от монгольской». В частности, «у тувинского тона на передней поле не должен быть виден вертикальный шов, т.е. при раскрое тувинские мастерицы оставляют цельной переднюю полу». Есть и другие отличия. В частности, тоны тувинских мужчин никогда не имели украшения вокруг воротника и украшения переднего подола, а у монголов, бурят, калмыков такие украшения были. В книге нет данных, но все равно кажется, что у разных родов, из которых сложился общий этнос – тувинцы, просто должны были быть какие-то отличия в костюмах. Да, костюм – это средство самоидентификации. И оно было свойственно всем.

Дефиле

Перед презентацией книги в фойе музея организовали дефиле моделей тувинской традиционной и современной одежды. В дефиле приняли участие Республиканский центр народного творчества и досуга, Ассоциация дизайнеров, Ассоциация «Тыва мода» из Дзун-Хемчикского кожууна, учителя гимназии №9 и № 2 г. Кызыла. Сотрудники фонда музея показали тувинскую национальную одежду разных годов. Свои работы представили Кежикей Шарый-оол из Монгун-Тайгинского кожууна и Алдын Хомушку из Овюрского кожууна. Теоретически и официально одежда разделялась на мужскую и женскую, летнюю и зимнюю, нарядную и рабочую. Но на самом деле все костюмы были очень разными. Действительно разными. Может быть, это как раз связано с тем, что в них отразились, в том числе, и вкусы разных родоплеменных групп? Вот, например, в женских причёсках есть конкретные различия. Из книги «Тувинская национальная одежда»: «Молодые девушки в одних местностях носили одну косу, в других – три косы, в третьих – многочисленные мелкие косы». В каких-то районах женщины до свадьбы носили три косы, а после замужества – две. Или были две толстые косы, а между ними – три тонкие. А в Тере-Хольском кожууне, напротив, после свадьбы носили три косы. И эта разница в костюмах, которыми можно было полюбоваться на дефиле, определенно указывает и на разные районы Тувы. Только нигде не прописано подробно, что и как шили именно в разных районах.

Вольный подход

Ну да, это тоже недавняя беда, когда хотели показать народный костюм покрасивее, и в результате возникали невиданные костюмы неведомых стран. Как говорили на презентации книги, она может и должна стать основой для дизайнерской одежды, отсутствие такого пособия и привело к «вольному подходу». Не обязательно копировать образцы, достаточно просто не уходить от них слишком далеко. Да, похожие детали есть у разных народов, но, по словам директора музея, «Мы выработали свой, особый колорит». Вот как раз особый колорит хорошо представлен в новой книге. Аяс Монге, зам. председателя Правительства Тувы, выразил уверенность в том, что книга будет очень востребована, в первую очередь, теми, кто занимается моделированием одежды. Кстати, практическая ценность была показана тут же. Оказывается, Глава Тувы Шолбан Кара-оол дал поручение разработать деловую одежду для должностных лиц, своеобразный мундир, униформу. И сейчас за короткое время, пользуясь сведениями из этой книги, можно разработать такую форму.

Отсутствие идентичности, как способ манипуляции

Интересные вещи говорят культурологи. Они уверены в том, что кризис идентичности приводит к неуверенности человека в своем будущем, ощущению постоянной опасности и тревоги, росту разрыва между поколениями и другим проблемам. Снижение роли и значения традиций и моральных норм приводят к расслоению, распылению таких устоявшихся видов идентичности, как национальная, классовая, гендерная. Более того, кризис идентичности, когда человек не способен сравнить свой образ мира с картиной мира, сформированной в рамках этноса, нации, государства, грозит тем, что человек теряет субъектность и становится объектом манипуляции. Ну, вообще-то, это общемировые процессы. Родитель №1 и родитель №2 вместо мамы и папы в некоторых странах уже стали нормой.

После стирания национальных различий приходит стирание гендерных различий. Россия пока этому сопротивляется. Пока у нас важным считается идентификация именно разных народов, а гей-парады вовсе не приветствуются. Но долго можно сопротивляться мировым тенденциям? Так что национальные костюмы, которые непременно разделяются на мужские и женские, может быть, как-то помогут подольше продержаться? На презентации книги главного хранителя музея Роланды Ховалыг все ее поздравляли, говорили, как важно это событие. На самом деле, может, и не так важно. Обычная книга, каких много. Новая книга, но о древних традициях. А ведь и такой вклад в сохранение нынешнего положения может оказаться серьезным. И это будет действительно важным не только для создания костюмов, но и для реального самосохранения. Глобализация культуры ведь продолжается.

 

 


Автор: И. Качан
102
0
Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь