Назад к списку

День России, или Каменный цветок

КУЛЬТУРА,13.06.2019,223
День России, или Каменный цветок

В День России (а именно в этот день выходит номер газеты, который вы сейчас держите в руках) надо бы рассказать об одной из «визитных карточек» России. Ансамбль «Саяны» обычно еще называют «визитной карточкой» Тувы, но разве Тува не часть России? Тем более, что за границей ансамбль обычно представляет как раз Россию.

Во что может вырасти цветок

Давным-давно, в 1969 году, в Кызыльском училище искусств был самодеятельный национальный ансамбль «Чечек» («Цветок»). Если цветы разрастаются, может получиться клумба или газон. Если «разрастаться» будут цветущие деревья – получится сад. Но когда стал расти «Чечек», получились «Саяны». Видать, «цветок» был крепкой породы, если разросся до каменных гор. Может быть, это был «Каменный цветок»? Сейчас свое пятидесятилетие ансамбль отметил двумя концертами. Один концерт – дань прошлому. Другой – полет в будущее. А если уж говорить о Дне России, то первый концерт был еще о той России, которая была частью Советского Союза. О тех временах внезапно напомнили и люди, стоявшие на крыльце в ожидании «лишнего билетика», и очередь… Куда может быть очередь сейчас? Конечно, за цветами. Многие хотели купить букет, чтобы подарить его потом любимому артисту. А еще о тех временах прямо напомнил заместитель Главы Тувы Анатолий Дамба-Хуурак. У него были два поручения для всех, кто пришел на концерт, и для самого ансамбля. Во-первых, он поздравил всех с юбилеем и зачитал приветственный адрес. А во-вторых, напомнил имена тех, без кого деятельность ансамбля была бы не такой успешной. Имена тех, кто стоял у истоков «Саян». (Если говорить о «Саянах» как о горах, может быть, правильнее говорить не у истоков, а у подножия?) Он назвал первого художественного руководителя – Роберта Лесникова, который уже тогда заложил основные направления развития ансамбля; Виталия Нанактаева, который много работал, чтобы выше стало мастерство танцоров и музыкантов. А еще назвал такие имена, как А. Аксенов, А. Огнев, А. Шатин, П. Альмухамедов, К. Рассадин, Г. Фурманова, И. Аминов, Н. Утургашева... Для развития тувинского «Цветка» работали представители разных народов России, но зато, когда он вырос, «Саяны» стали представлять всю Россию на международной сцене. Вот так и появился знаменитый ансамбль «Саяны».

«Золотой фонд»

Концертов было два: 7 июня праздничный концерт «Саяны» - полвека в искусстве», 8 июня - премьера новой юбилейной программы «Среди вечных Саян». В первом концерте, которым отметили юбилей, артисты показали то, что давно уже не исполнялось подряд и разом. Они показали все жемчужины своего «золотого фонда». И совершенно потрясающим выглядело оформление сцены: мы видели сразу два варианта исполнения легендарных номеров. Концертные номера на сцене дополняла старая хроника прежних концертов на заднем плане. Можно было сравнить: не пропало ли мастерство, полностью ли современное исполнение идентично исполнению артистов прежних составов. Впрочем, это не совсем правильно. Пять составов практически полностью сменилось у танцоров, а вот среди певцов ветераны не редкость. Им и было уделено основное внимание. К тому же, как заметил Анатолий Дамба-Хуурак, талантливая молодежь, такие как Денберел Ооржак и другие – это внуки и правнуки тех, кто закладывал основы профессионального искусства Тувы, легендарных артистов. Вообще же слово «легендарный» в выступлениях звучало так часто, что из постоянного эпитета постепенно превращалось в синоним. А чествование ветеранов порой мешало заметить артистов новых составов. Доходило до забавного: на сцене дуэтом пели легендарная (опять же!) Надежда Куулар из первого состава ансамбля, ей 72 года, и Айдысмаа Кошкендей. Номер закончился, и на сцене появилось много поклонников с букетами. Но… все цветы достались старшей певице. Айдысмаа Кошкендей не начинающая артистка, выступает уже больше 20 лет. И, как кажется, она не ожидала такого отношения. Видя, что ее не замечают, начала деликатно уходить со сцены. Но для чего же нужны мужья? Игорь Кошкендей спас положение, выйдя из-за кулис с большим букетом для жены.

Звенящая нежность

Одной из самых знаменитых хореографических композиций ансамбля стала «Звенящая нежность». И одной из самых старых. Впрочем, очень сложно назвать старым танец, который всегда радует зрителей. И все помнят, что одной из первых танцовщиц, которая исполняла его, была балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Но звенящая нежность – это еще и чувство, которое постоянно испытывают зрители во время концерта «Саян» на протяжении всех пятидесяти лет. В 1969 году в составе ансамбля были 30 артистов хора, 15 артистов балета, 10 артистов-музыкантов. Сейчас в штатном расписании почти сто человек. Самые знаменитые хореографические композиции: «Звенящая нежность», «Танец шамана», «Танец оленя», «Праздничная сюита», «Барабаны», «Охотники и лань», «Цветок», «Праздник в Туве». Самые знаменитые вокальные композиции: «Тооруктуг долгай Тандым», «Бай-ла Тайгам», «Опей ыры», «Ала караан дешкен болза…», «Дынгылдай», «Алды баштыг Кара-Дагны». Самые любимые публикой номера: практически все. Любое выступление ансамбля вызывает неизменное восхищение в Туве, в России и за рубежом. Поездок и гастролей у «Саян» всегда было много. Выступления легендарного ансамбля видели в Германии, Японии, Чехословакии, Болгарии, Кампучии, Румынии, Монголии, Франции, Австрии, Греции, США, Италии, Швейцарии, Кубе, Испании, Корее… И эти гастроли продолжаются. Прошлым летом «Саяны» два месяца провели на гастролях в Европе. Особых красот Франции, Бельгии и других стран им, правда, увидеть не удалось – график был очень напряженным. Но зато их самих увидели тысячи зрителей. Может быть, у них не было той звенящей нежности, которую испытывают наши зрители, знающие ансамбль еще с младенчества (с младенчества «Саян»), но принимали они каждую композицию с восторгом.

Полет в будущее

«Саяны» интересны еще и тем, что они никогда не замыкались в себе, не пытались «вариться в собственном котле», часто приглашали хореографов, постановщиков со стороны. Одну из первых программ создавали художественный руководитель Р. Лесников, балетмейстер А.К. Огнев, репетиторы Г. Тасенко и Р. Ульянов. Для обновления второго отделения в 1974 году в Туву пригласили главного балетмейстера-постановщика Белорусской филармонии Семена Гехта. Тогда и возник (опять же – уже легендарный!) «Праздник на чайлаге». Сейчас «Саяны» сотрудничают с постановщиком Константином Семеновым из Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Мы уже видели один его спектакль «Журавлиная скала» по произведению Эдуарда Мижита. И вот сейчас на втором праздничном концерте - «Среди вечных Саян». Хореография, мастерство артистов сомнения не вызывают. Хотя общий смысл постановки не вполне ясен. Может быть, он скрыт в песнях? Но, как сказали, в песнях только воспеваются красоты природы. Ну тогда весь сюжет балета можно изложить как одну из ключевых сцен фильма «Пятый элемент: есть элемент «воздух» - журавлиная стая, есть элементы «вода», «земля» и «огонь» - у каждого свой танец. И дуэт юноши и девушки можно рассматривать как пятый элемент – любовь, без которой все несущественно. Но все равно – сомнения остаются. Хотя бы потому, что дуэт был перед «огнем». Огонь любви в вечных Саянах, состоящих из земли, воздуха и воды?

Да, наверное, это и не важно – в смысле для балета неважно.

Главное, что Саяны стоят вечно. И история «Саян», визитной карточки России, продолжается. Пятьдесят лет – это не возраст для коллектива в республике, где никогда не было проблем с талантливыми артистами.

 

 

 


Автор: И. Качан
1
0
Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь