Назад к списку

Черный Тук

КУЛЬТУРА,31.05.2019,325
Черный Тук

 

«Ночь в музее» - немного суматошное мероприятие, во время которого устраивают огненные феерии и сносят двери, фотографируются с известным борцом и хвастаются только что нанесенными рисунками на руках. И как-то незамеченным остался грозный символ, который, хотя и стоял почти у входа, но не привлек особого внимания многочисленных гостей музея. Черный Тук – воплощение жизненной силы и мощи правителя. И призыв к войне.

Символ власти

Важный элемент почитания предков - сульде правителя. Сульде – это духовная сила и мощь владыки, часть его души, после смерти становящаяся духом-хранителем всего народа. Зримое воплощение сульде – боевое знамя, которое называется тук. В военное время для поднятия духа армии знаменам приносились жертвы. Может быть, такие боевые знамена были и до Чингисхана, но именно с Потрясателем Вселенной связаны главные легенды о боевом Туке. Культ сульде Чингисхана – это составная часть культа самого правителя. Почитанием пользовались знамена Кара сульде (чёрное) и Цаган сульде (белое). Исследователи установили, что в 1206 году при создании Великой Монгольской империи Чингисхан почтил Черный Тук и установил его в своей ставке, как символ государственной власти. Считается, что жизненная сила заключена в волосах, в данном случае – конских. Но есть и легенда о том, что первый, настоящий Тук был сделан не из конского хвоста, а из волос предков Чингисхана, что он был спрятан и до сих пор не найден. Знамя из белого конского волоса считается мирным, его наконечник – трезубец – обозначает «трон, алтарь». Знамя из черного волоса - символ войны. Его венчает наконечник в виде копья, пронзающего врагов. Для того, чтобы собрать войско, правителю достаточно было установить Черный Тук у своей юрты или палатки. Данники и вассалы понимали, что вождь собирает войско, готовится в поход. Друзья и сторонники вождя уже были готовы поддержать его. Мелкие независимые вожди выбирали, на чью сторону встанут. Уже после того, как армия Чингисхана прошла полмира, подобные знамена появились во многих странах. В России и Турции, в Восточной Европе этот символ власти называется бунчук.

Черный Тук Тувы

Тува долгое время представляла собой окраину Маньчжурской империи Цин, власть которой была установлена в 1757 году и длилась до 1912 года. Но вполне достоверно известно, что до завоевания территории Тувы маньчжурами здесь была устойчивая общественная структура со сложившейся системой управления. Были свои правители, в том числе и очень высокого ранга. Те, которые имели право владеть боевым знаменем. После завоевания боевое знамя было уже как бы и не нужным – бывшие правители уже не могли сами объявляться войну кому бы то ни было. Народ стал двоеданцем, то есть, из-за сложной системы управления надо было платить дань и Китаю, и Монголии. Как считает директор музея Каадыр-оол Бичелдей, это экономическое удушение можно приравнять к геноциду тувинцев. А простой народ платил даже и не две, а три подати – в том числе и своему правителю. Империи Цин уничтожить народ Тувы, к счастью, не удалось. Но собственная система правления была кардинально реформирована. Кто был верховным правителем Тувы до начала экспансии? Очевидно, тот, у кого было право на собственное знамя. Относительно недавно Черный Тук обнаружен в запасниках музея Тувы. Но никаких записей в отношении него не найдено. Есть только предположение, что он был в числе первых экспонатов, когда прошла экспроприация имущества нойонов. Владимир Ермолаев добился того, что все предметы, имеющие историческую или культурную ценность, были переданы в музей. Но у кого именно изъяли Черный Тук? Это пока неизвестно. Несомненно одно – Черный Тук, как зримое воплощение сульде, власти правителя, должен был бережно храниться и передаваться по наследству. Один из нойонов, чье имущество изъяли, как раз и был потомком законных правителей Тувы, до маньчжурского завоевания. Следовательно, Черный Тук, который сейчас находится в музее, был сделан самое позднее – в начале 18 века. Хотя, может быть, и намного раньше. Каадыр-оол Бичелдей говорит, что установить законного владельца Черного Тука сейчас почти невозможно, но сотрудники музея несомненно будут заниматься дополнительными исследованиями, которые, вероятно, увенчаются успехом.

 

 

 


Автор: И. Качан
0
0
Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь