Назад к списку

«Енисейская Сибирь»: дан старт проектам Тувы

ОБЩЕСТВО,17.04.2019,305
«Енисейская Сибирь»: дан старт проектам Тувы

«Енисейская Сибирь»: дан старт проектам Тувы

Идея создания единой экономической зоны, в которой были бы объединены потенциалы трех регионов Красноярского края, Хакасии и Тувы, воплотились в крупном проекте «Енисейская Сибирь». Польза для нашего региона от этого союза очевидна. Став частью макрорегиона, не в территориальном смысле, конечно, республика сможет воплотить реально масштабные проекты, в которых будут заинтересованы и «соседи», а это уже совсем другого уровня федеральная помощь и участие частных крупных инвесторов.

Развитие транспортных коридоров, месторождений, энергетических мощностей, туристического потенциала, строительство железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино» – основные проекты, которые еще только предстоит реализовать на территории Тувы.

Дорога пяти регионов

В прошлом году проект «Енисейская Сибирь» был анонсирован на красноярском экономическом форуме и включал всего семь проектов, относящихся к Красноярскому краю. На КЭФ - 2019, саммите, прошедшем в Красноярске в последних числах марта, их насчитывалось уже более 30. География их реализации стала шире, включая Хакасию и Туву. Помимо наиболее масштабного проекта из всех озвученных на красноярском саммите КЭФ-2019 - строительства железной дороги в нашей республике, - тувинская делегация достигла договоренностей с представителями из других регионов по нескольким ключевым вопросам.

Наряду со строительством ЖД Туве, как и любому региону, нужны развитые автомобильные дороги. К примеру, Хакасия давно добивается строительства автомагистрали «Абакан-Бийск», это даст возможность южным районам Сибири соединиться с западными. И в существовании этого транспортного коридора заинтересованы целых пять субъектов: Красноярский край, Хакасия, Тува, Алтайский край и Кемеровская область. Для нашего региона участие в проекте имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, у Тувы появится возможность значительно сократить расстояния до многих сибирских городов. А во-вторых, дорога регионального значения «Абаза – Ак-Довурак», 246 км из которой проходят по территории Тувы, становится федеральной.  О чем и был подписан договор в рамках КЭФ-2019 между Хакасией и Тувой. И если проект строительства дороги «Абакан-Бийск» поддержат все пять регионов, появится возможность для большего товаропотока в сибирские города, что повлияет на снижение цен и развитие туризма. Лишь представители Кемеровской области выразили опасения, не помешает ли их участие в проекте закончить уже начатое строительство своих дорог, которое, конечно, в приоритете. «Если проект получит достойное федеральное финансирование, то мы, конечно, двумя руками «за», любая транспортная артерия - это жизнь региона», - в завершение встречи высказался представитель делегации из Кемеровской области.

Дополнительные энергообъекты

«Дефицит электроэнергии в Туве наряду с неразвитостью дорожной инфраструктуры тормозит развитие тувинского региона», - заявил на встрече с руководством Красноярского регионального диспетчерского управления (структурой АО «Системный оператор Единой энергетической системы») руководитель Минтопэнерго РТ Роман Кажин-оол. Решение вопроса энергомощностей для республики крайне важно. Уже сейчас при пиковом режиме потребления электрической энергии в 180 мегаватт энергоресурса попросту не хватает на всех потребителей. Несмотря на разные позиции в этом вопросе, к единому мнению участники диалога все же пришли. Если республике нужны объекты электроэнергетики, Минтопэнерго РТ должно документально обосновать необходимость строительства дополнительного энергообъекта – линии 500 киловольт и подстанции на территории республики. Согласовать с красноярским РДУ вопрос и четко обосновать объемы энергопотребления Тувы далее уже на федеральном уровне.

В процессе непростых переговоров с гендиректором Сибирской генерирующей компании Степаном Солженицыным главе Тувы Шолбану Кара-оолу удалось добиться предварительного согласия руководителя СГК о вложении 40 миллионов рублей на прокладку инженерных сетей и техподключение спортивного центра в Каа-Хеме. Остальные 57 миллионов – вклад Тувы в строительство комплекса.

Оптово–распредели­тель­ный центр

Еще один проект, реализацию которого обсудили Тува и Красноярский край, - строительство в Кызыле оптово-распределительного центра (ОРЦ) с холодильными установками, складами, овощехранилищами и цехом переработки пищевой продукции, для дальнейшего ее экспорта в Монголию. Как рассказал на экономическом форуме министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Эртине Данзы-Белек, в республику уже приглашен Зампред правительства – министр сельского хозяйства Красноярского края Леонид Шорохов для принятия совместного решения, где быть будущему ОРЦ площадью тысяча кв. метров. Необходимость его строительства объясняется просто - регионы заинтересованы в том, чтобы весь продовольственный потенциал, который сегодня в малых количествах идет транзитом через республику в азиатские страны, был собран в Туве. ОРЦ обеспечит сохранность продуктов сельхозпереработки. По сути будущий центр позволит в дальнейшем увеличить объемы экспорта и транзита продукции из соседних регионов.

Комбинат в Ак-Суге

На одной из площадок роуд-шоу красноярского саммита конкурентоспособности ежегодно презентуют новые проекты. В этом году на КЭФ представили проект строительства горнодобывающего комбината (ГОКа) на перспективном месторождении Ак-Суг в Туве. По словам заместителя гендиректора горно-металлургической компании «Интергео» (Красноярск) Сергея Лямина, месторождение является одним из пяти крупнейших в России по запасам меди. Говоря на саммите о конкурентоспособности предприятия Сергей Лямин отметил, что Ак-Суг обладает первоклассной ресурсной базой, а продукция комбината сегодня как никогда востребована на рынке цветной металлургии. Второе преимущество ГОКа – добыча руды там будет производиться открытым способом, а это наиболее экономически эффективный метод. Будущий комбинат с огромной производительностью – 24 миллиона тонн руды в год, сейчас на стадии проектирования. Но уже в этом году документация будет подготовлена, включая проект инфраструктуры ГОКа, а после и строительные работы не за горами. «Надеемся системообразующее предприятие станет одним из крупнейших в Сибири. Важность его значения для Тувы несомненна, так как после выхода комбината на проектную мощность валовый региональный продукт республики вырастет в два раза, а налоговые поступления в бюджет составят восемь миллионов рублей», - заявил представитель горно-металлургической компании «Интергео». Строительство комбината запланировано на 2020 год.

В целом, если коротко говорить о масштабности всех заявленных проектов в рамках мегапроекта «Енисейская Сибирь», то меньше чем за десять лет в реализации представленных на КЭФе идей федеральным правительством, бизнесменами и самими регионами будет вложено порядка 1,9 триллиона рублей. Что значительно увеличит экономически потенциал трех регионов.


Автор: Н. Черноусова
0
0
Похожие статьи

Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь