Назад к списку

Тишина, покой и… Дурген!

ОБЩЕСТВО,10.04.2019,108
Тишина, покой и… Дурген!

Тишина, покой и… Дурген!

Дурген – быстрая река, о чем говорит и ее имя. Зимой спрячется подо льдом, изображает тихоню. Да и осенью делает вид, что просто тут мимо проходила. Но весной и летом Дурген взрывается. Мостики? Все снесем! И так было практически всегда. Но то тут, то там на Дургене стали наводить мосты.  И вот на прошлой неделе появился еще один мост – пешеходный.

Имя для моста

Каждому мосту нужно имя. Зачем? Ну хотя бы для того, чтобы писать о нем стихи. Помните у Аполлинера: «Под мостом Мирабо тихо Сена течет и уносит нашу любовь». А в Петербурге есть Литейный и Дворцовый мосты, а еще Алмазный, Инженерный, Итальянский… В общем, много мостов.

Поскольку было нужно имя и новому мосту, который тогда только строился, детям двух школ – Дургенской и Сосновской – предложили придумать ему название. У детей помладше были разные названия «Мост жизни», «Мост знаний», «Мост дружбы». А ребята постарше выдвинули от себя такое предложение «Мост Любви».

Поскольку последнее слово все-таки оставалось за учителями, то решено было назвать его «Мост знаний». Конечно, кто бы сомневался. Но на самом деле все названия правильные и полностью показывают роль этого моста для сумона.

В чем проблема?

А проблемой сумона был Дурген. То есть, он, конечно, и слава не только сумона, но и кожууна. Да и всей республики: каньон на Дургене считается одним из сокровищ Тувы.

Но Дурген – капризная река. А между селами Сосновкой и Дургеном расстояние всего один километр. Это если через реку. В Сосновке есть средняя школа, а в Дургене – начальная. То есть, многим детям надо было ходить через реку. По тому самому мосту, который река регулярно сносила. Родители нашли выход из положения и отдавали детей в Бай-Хаакскую школу. Да, Бай-Хаак в три раза дальше, чем Сосновка, но зато дорога туда безопаснее.

Конечно, неудобно. И мосты здесь наводили регулярно. Вот только каждый держался очень недолго – лед, стремительное течение – мосты быстро начинали шататься. Когда одной водой Дурген не мог победить мост, он лупил по опорам вырванными с корнем деревьями. Да, река неукротимая. Пробовали даже делать навесной мост. Дурген, как кажется, быстро понял подвох и начал немного менять русло, чтобы снести опоры.

Хоть и говорят в основном о проблемах школьников, но в целом это никому не нравилось.

Ну, а «Мост любви» тоже справедливое имя. Конечно, никто не узнает, когда какие-нибудь парень с девушкой назначат свидание «у нового моста», но, полагаю, немного времени пройдет, и скоро мы увидим первые замочки на перилах. 

Почти миллион для почти готового моста

Да, на стройку ушел почти целый миллион кожуунных денег. Точнее – 925 тысяч. И это несмотря на то, что бОльшую часть работ делали сами жители, нанимали рабочих только для тех видов работ, которые невозможно сделать самим. Например – бурить землю для опор.

Конечно, мост уже готов, раз его сдали, но не все работы полностью завершены. Подземные воды выступили еще во время морозов. Часть – замерзла в скважинах, часть – внутри опор моста. Когда лед растает, то можно будет заполнить освободившееся лакуны бетоном.

Покраска мостика тоже еще не завершена. И, самое главное – как пройти к мосту? Со стороны Дургена пройти можно легко. А вот со стороны Сосновки – надо попрыгать по лужам и пригоркам.

Министр дорожно-транспортного комплекса РТ Олег Бады говорил о том, как, когда и сколько будут строить дорог в Танды. В этом году – только восемь километров. Что-то маловато будет. Уж не оговорился ли? Подойдем поближе и переспросим. Олег Ооржакович смеется: «Сделаем больше -  все порадуются!» Ну вот, кажется, пришлось раскрыть тайну дорожников.

Но вот именно здесь, около нового моста, как его ни называй, широкую асфальтовую дорогу никто не будет класть. Потому что мост-то пешеходный! Конечно, подходы к мосту заровняют и засыплют гравием и песком. Но в целом идиллическая картинка «тропинка в лесу» не будет нарушена.

Стратегический мост?

Не каждому мосту суждено быть открытым в такой представительной компании. На церемонии  присутствовали первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва - министр природных ресурсов и экологии Республики Тыва Шолбан Хопуя, министр дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва Олег Бады и другие официальные лица. Впрочем, все благодарности выпали в основном на долю и.о. председателя администрации Тандинского района Алика Монгуша. И по праву – он ведь мост построил. И очень быстро - строительство начали в феврале, примерно в середине февраля и вот – уже закончили. За полтора месяца построили.

И жителей двух сел на открытии было очень много. Во-первых, школьники. Их можно понять, дорога к школе стала безопасной. Но школьников можно было и заставить прийти. Во-вторых – ветераны села, пенсионеры. Это как раз та часть жителей, которых заставить что-то делать практически невозможно. Но они пришли, потому что помнят историю проблемы.  Семен Семенович Печенев в семидесятые-восьмидесятые годы был председателем сельсовета. И он тоже в свое время несколько раз строил и починял мост. А вообще проблемы с переправой были все время, сколько он себя помнит. Первый мост, строительство которого он вспоминает, возводили в 1952 году.

Поселка Дурген еще не было, а проблема уже была? Да, потому что там в свое время стояла МТС – машинно-тракторная станция. Дети туда-сюда не ходили, но на работу надо было как-то добираться.

В третьих, пришли сами строители – то есть и жители сел, и те, кто устанавливал опоры.

Народная стройка – всегда стратегический объект.  Это как раз то, необходимость чего понимают все.

История и традиции

Сосновка – одно из самых старых сел Тувы. Она была основана в 1911 году. В 2011 – справляла юбилей. Школа помладше, хотя и ненамного – школе (по крайней мере нынешнему зданию) 65 лет. Конечно, это очень много. Но здание выглядит прочным.

А то, что внутри его, – еще и очень интересным. Конечно, интересно в любой школе, особенно когда в ней есть музей. А ребята из этой школы еще и ездят на межрегиональные фестивали. В марте этого года они уже посетили X Межрегиональный фестиваль интернациональной дружбы «Ынархас Чоллары» («Дороги Дружбы»), посвященный Международному году языков коренных народов. В нем приняли участие делегации Иркутской, Кемеровской, Омской области, Красноярского края, Республик Хакасия и Тува и ребята из Монголии.

И вот итоги:

- в научно-практической конференции «Великие люди моего народа» в возрастной категории 11-14 лет первое место занял Богдан Сыргашев - ученик Сосновской школы, третье место - Милана Дашпыл-оол – тоже из Сосновки;

- в конкурсе «Этническая мода» в номинации «Этнические мотивы в современном костюме» - у Сосновки третье место;

- в конкурсе «Этническая мода» в номинации «Традиционная одежда региона» у Сосновки второе место;

- в конкурсе-выставке «Мой регион – частица всемирного наследия» (коллекция) у Сосновки третье место.

Неплохо для небольшого села? А после открытия моста гостям показали часть тувинского свадебного обряда  - то есть, как и каким образом надо снимать своего рода фату - думаалай, баштангы. В роли отца жениха, который имеет право снять с невесты сына думаалай, выступал Алик Кертик-оолович. Вроде неплохо получилось. Но он делал это под чутким руководством Любови Суван-ооловны Адыг-Тюлюш. Любовь Адыг-Тюлюш - учитель тувинского языка, руководитель кружка бисероплетения и большой знаток национальных обрядов и традиций.

В школьном музее пока небольшой беспорядок – часть экспозиции переезжает в другой кабинет, одного им уже мало. Но посмотреть здесь есть на что. Например, на мужские сапоги из кожи, выделанной столь искусно, что по весу они легче кроссовки. Или половинка пилы. Почему половинка? Как ее использовали? Вопросов много, а времени на посещение музея оказалось совсем мало. Явно сюда надо будет приехать еще раз!

 


Автор: И. Качан
0
0
Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь