Назад к списку

Служить с любовью

КУЛЬТУРА,27.03.2019,58
Служить с любовью

27 марта - Международный день театра

Служить с любовью

«Весь мир театр...», а у театра мир-то свой. Что происходит за кулисами Тувинского национального музыкально-драматического театра, когда занавес опускается? Что там происходит перед спектаклем? Кто и как работает над тем, чтобы, вообще, спектакль... был? О закулисье: о работниках, цехах и атмосфере театра – о воздухе в гримерке до и после выхода оттуда актеров на сцену; о свежевыглаженных скифских костюмах в костюмерной.

Что можно найти в реквизиторском цехе?

Архивариус Тувинского национального театра, Светлана Максимовна Мунзук, с придыханием говорит, что театр – это волшебный мир, и весь реквизит на театральной сцене «волшебный», то есть ненастоящий, ведь, например, ножи и мечи времен скифов в театр не взять. А вот что-то похожее на них создают мастера в бутафорском цехе, что вне театра, и потом привозят сюда, складируют на полках, за полками, в шкафу.

Здесь сохранился реквизит с 30-х годов, когда Тувинский театр только начал свое существование. В его собственности тогда не было ничего, и сами зрители приносили сюда в подарок вещи для сцены. Эти настоящие, не бутафорские предметы до сих пор используют в тувинских постановках: горшки, фляги для воды с национальным орнаментом, чаши, посуда, трубки для курения.

Над созданием внешнего вида каждого предмета, который будут использовать на сцене в качестве реквизита, работает целая команда – постановочная группа, состоящая из режиссера, художника по костюмам, художника-постановщика. Проходят консультации с историками.

На примере музыкальной постановки «Чадаган» (к которой в день моей экскурсии все в театре готовились – был очередной показ) Светлана Максимовна объясняет, что у героя пьесы – царя условного скифского времени, по канонам истории, есть и свита, а значит, есть и музыканты. В этой постановке главный актер играет на чадагане по-настоящему, а ему аккомпанирует наш национальный оркестр. Их инструменты настоящие, играют все взаправду, что для театра редкость. На музыкальных инструментах умеют играть далеко не все актеры. Предметы, которые их в этот момент окружают, – бутафория. Золото – не золото, стрелы для лука хоть и с металлическим наконечником, но им не порежешься. Очень много предметов из папье-маше – самый ходовой материал в этом деле.

Продукты-напитки ненастоящие. Коньяк – подкрашенная вода, овощи и фрукты – клей и марля.

- Видел фильм американский, где актер, играющий в театре главную роль, просит режиссера наливать ему настоящий алкоголь в сценах, где он пьет. В сценах с оружием направлять на него настоящий пистолет – для того, чтобы чувствовать угрозу, ощущать вкус напитка и пьянеть – якобы выходит так живее. В вашем театре такое практикуется?

«У нас нет, но что это в актерском мире практикуется, знаю - рассказывает Светлана Максимовна. - Артистов учат сценическому движению, если герой будет что-то есть в мизансцене, актер будет правдоподобно делать вид, что ест, ведь с настоящей едой играть невозможно. Он должен ставить свой голос так, чтобы его было слышно со сцены и на задних рядах, а как, простите, с настоящим печеньем или алкоголем выдержать такие нагрузки на связки, не поперхнувшись? Тем более, артист театра верит в происходящее и без всего этого, а если верит он – верит и зритель. В глазах артиста можно увидеть страх, даже если на него наставят нож из картона. Но для спектаклей на военную тематику мы выписываем муляжи оружия – выглядят как настоящие, только не стреляют».

Из реквизита запомнилась кость с кусками мяса на ней – она по сути хоть и настоящая, но вот мясо – подкрашенный поролон. Выглядит ну очень убедительно даже на расстоянии вытянутой руки, а из зала тем более.

Милицейские фуражки с коронами царей в одном ряду

Костюмерный цех в театре – небольшое, но плотно забитое рядами костюмов помещение. Пахнет здесь, как в домашнем шкафу, – приятный тепло-тканный флер, а еще и пары струятся от утюгов. Три женщины в этот момент «готовят» костюмы для постановки «Чадаган»: утюжат, пылесосят, выравнивают на них бутафорские драгоценности. Каждую шинель, каждую блузку – все, что здесь есть, мастерицы театра сшили сами и для отдельных спектаклей.

В этом помещении хранятся те костюмы и головные уборы, которые используются чаще всего. Все остальное – на складе: в коробках и чехлах.

Гримерка – не комната стресса!

Почему-то мне казалось, что в гримерной актеры должны испытывать определенный стресс. Ведь здесь происходит их перевоплощение. Но это оказалось не совсем так. Да, актеры волнуются перед выходом на сцену, но их волнение нечто иное. Более тонкое, что ли.

Актриса Ляна Ондур, забежав перед спектаклем в гримёрку, пояснила мне, несведущему, все. Очень легко, просто и понятно:

«Нам, актерам, всегда чего-то недостает. Мы самокритичный народ, вечно неудовлетворённые своей работой, - вот так правильно сказала. Не знаю, отчего: может быть, от эго, может быть, от скромности – две крайности. Актер – эта та самая нить между персонажем и зрителем. И он переживает не потому, что находится непосредственно на сцене перед людьми, он переживает: как именно передать «то самое» зрителю, как донести мысль. После концерта, когда мы со сцены сюда приходим, – тут такое умиротворение в воздухе висит, просто рай. Но до спектакля, бывает, чувствуются нотки напряжения, исходящие даже от одного артиста. Мы чувствительные люди, и такое от нас не ускользает. Поэтому нам нежелательно быть в плохом настроении – можем подставить всю группу».

Сцена – территория актера

И мне на нее взойти не разрешают. Не топтать там, не трогать декорации, не портить энергетику! Но на сцене уже все готово – работники ставили декорации для «Чадагана» полдня, что довольно быстро, потому что они уже готовы давно. На создание декораций от макетного этапа до полной готовности их на сцене, может уходить и полгода, в данном случае все уже сделано, только спрятано в стене. По бокам сцены есть четыре «кармана», куда закладываются репертуарные декорации – то есть те, которые будут использованы в ближайшее время. В этих «карманах» сложная система выдвижения отдельных полотен с декором. Те полотна, которые уже утверждены технологом, а значит, каждый миллиметр креплений проверен, выдвигать гораздо легче. Сложно только на начальном этапе – когда декорации «обыгрываются», то есть проверяются художниками на композицию, технологами – на безопасность – там да, потаскать их приходится. В этом деле помогает механизм под сценой, который ее поворачивает.

Оркестровая яма теперь по назначению используется реже. Сейчас своего оркестра в Национальном театре нет. На вопрос: почему, Светлана Максимовна отвечает:

«Время и кадровая политика. Симфонические оркестры, бывшие при ГТРК, которые были и с нами, перешли в филармонию, а теперь они там – вот и все. Но в скором времени у нас снова появится свой оркестр, мы к этому идем, уверяю».

Работа местного звукового оператора раньше была сложнее – он сидел за стеной и не видел происходящее на сцене, а работал над звуковым оформлением в постановках, так сказать, «вслепую». Но каждый раз один и тот же спектакль играется по-разному: меняется темп, ритм, настроение актеров, ведь при полном и полупустом зале актеры играют по-разному. Звукооператору нужно видеть «настроение» на сцене, чтобы настраивать звук правильно.

То же самое касается и синхронного переводчика на балконе – он должен не только слышать в наушниках артистов, но и видеть их.

Что такое работа в театре?

Светлана Максимовна отвечает на мой вопрос так:

«Здесь остаются не все, скажу честно. Даже если актер получит престижное образование, придет к нам с наградами, и сам будет отличным профессионалом – не факт, что он выдержит театр со всей его подноготной. Остаются только те, кто любит театр искренне. Заучивание реплик, выстраивание мизансцен, потом повторение и повторение... Тут иная атмосфера, иной ритм жизни – актеры работают денно и нощно, в выходные и в праздники, и только один день могут отдохнуть – в понедельник. Потому что по понедельникам в театры никто не ходит.

В театре ведь не работают – театру служат. И эту службу не потянуть без любви к ней».

Фотографии Н. Черноусовой


Автор: Владислав Константинов
0
0
Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь