Назад к списку

Образованный человек нужен только библиотекам?

ОБЩЕСТВО,22.04.2019,34
Образованный человек нужен только библиотекам?

Образованный человек нужен только библиотекам?

Уважаемые читатели! Россия, в том числе и Тува, давно подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Ну и что, скажут многие, живем же! Еще никто не умер от того, что не читает! Однако если вникнуть глубже в суть проблемы, то станет ясно, что это очень опасно.

Ведь чтение – важнейший способ освоения и поддержания профессионального и любого другого жизненно важного знания. Воспитание духовных ценностей и нравственных норм, передача традиций, развитие мировоззрения тоже невозможны без книги.  От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность, конкурентоспособность и развитие страны.

А теперь представьте, что большая часть населения не читает. Это учителя, которые учат наших детей, врачи, которые нас лечат, воспитатели, строители, руководители разных структур. Ведь если человек не читает, не растет, как личность, не развивается, он может быть некомпетентным специалистом. К чему же придет наше общество, если так будет дальше?

Раньше считали, что главная проблема – дети, и прежде всего важно их не упустить, потому что они – наше будущее. Но оказалось, что это заблуждение. Не дети определяют наше будущее, а мы – нынешнее взрослое работающее поколение. Именно мы сегодняшними своими действиями творим будущее и наших детей, и наше собственное. И если сегодняшних взрослых не вовлекать в чтение, то они читать детей не приучат. Если родители твердят детям, что важно читать, но сами при этом не читают, результат оказывается нулевым – дети этому не верят.

Национальная программа поддержки и развития чтения

Проблема пренебрежения чтением не нова. Это не открытие сегодняшних дней. Еще 12 лет назад в стране начала действовать «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Программа рассчитана на 2007-2020 годы и состоит из трех этапов. Сейчас идет завершающий этап.

Только в ходе разработки Программы стало окончательно ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема поддержки и развития чтения в нашей стране. Потребность в чтении, проблемы доступности и понимания текстов, распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры, образования – всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено, всё важное, всё – главное. Поэтому в Программе продумано и прописано все, что может сделать для поддержки и развития чтения каждый институт нашего общества: семья, школа, библиотека, СМИ, издательства, ученые.

Цель и задачи Программы

Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет:

- Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях;

- Роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан — субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа;

Задачи:

  1. Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения — библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-методического изучения проблем чтения.
  2. Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления, обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного пространства.
  3. Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т.е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику в области чтения.
  4. Повышение читательской компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами.
  5. Рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе.

переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения)

  1. Увеличение доли граждан, вовлеченных в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенных результатами обучения.
  2. Увеличение доли граждан, участвующих в эффективных мероприятиях популяризации чтения.
  3. Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента.
  4. Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных доступностью используемого контента.

А как в Туве поддерживают и развивают чтение?

В нашей республике ситуация с чтением ничуть не лучше, чем в любом другом регионе России. Знают ли у нас о Национальной программе поддержки и развития чтения? Кто и как решает эту проблему?

Первые, кто должен формировать активного читателя, - это, конечно, учреждения образования и библиотеки. Опрос старшеклассников из разных школ города дал нулевой результат. Выпускники, увы, ничего о Программе не слышали. Пойдем выше. На сайте Министерства образования РТ среди программ, над которыми работают в этом ведомстве, никаких мероприятий в поддержку и развитие чтения не видно.

Может быть, библиотеки? И да! Нашелся человек, который не только слышал о Национальной программе поддержки и развития чтения, но и успешно воплощает ее. Ирина Витальевна Подик – директор Научной библиотеки ТувГУ, кандидат педагогических наук – занимается проблемами, связанными с чтением, давно. Её диссертация посвящена этнокультурным особенностям чтения в Туве. Это потрясающе глубокое исследование. Причем Ирина Витальевна не только анализирует образ читателя, отношение к книге и чтению за всю историю республики, но и дает рекомендации по улучшению ситуации с учетом двуязычия.

Библиотеки – для всех

По словам Ирины Подик, чего только ни придумывают библиотекари, чтобы удержать своих читателей и привлечь новых. Это в большинстве своем неравнодушные и творческие люди, которые не сидят в ожидании клиентов (как многие думают), а прививают любовь к книге и родному слову разными методами. Это мероприятия к календарным датам, тематические выставки, библиодесанты в школы, детские сады, больницы. Библиотекари создают методические разработки в помощь учителям и воспитателям, проводят библиоквесты, озвучивают произведения тувинской и мировой литературы (для незрячих читателей), проводят культурно-досуговые и культурно-спортивные мероприятия, литературные и музыкальные вечера, презентации, дни информации, встречи, конкурсы. В одной из библиотек Кызыла есть даже библиомобиль для доставки книг читателям.

Несколько библиотекарей республики объединились в особую ассоциацию. Она называется БАРТ – Библиотечная ассоциация Республики Тыва. Её цель - объединение усилий, поддержка и координация действий ее членов в интересах развития библиотечного дела и продвижения чтения в Республике Тыва. Это общественный профессиональный союз, в который входят добровольно. Именно эти активные библиотекари с 11 по 16 февраля этого года в Научной библиотеке ТувГУ организуют сбор умных, добрых и интересных книг, которые потом передадут в Детский университет ТувГУ и в Тувинскую республиканскую библиотеку имени К. Чуковского.

Библиотекари умудряются работать и с теми, кто не может найти время (или желание), чтобы посетить библиотеку. Не вставая с дивана, можно зайти на сайт любой библиотеки и узнать о мероприятиях, посвященных памятным датам, посмотреть тематическую книжную выставку, заказать книгу, воспользоваться виртуальной справочной службой.

Первый букварь

Сектор книжных памятников Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ участвует во всероссийском конкурсе «Первая книга», защищая право на создание арт-объекта первого тувинского букваря в Кызыле. 28 июня 1930 г. был издан декрет о введении тувинской национальной письменности. В 1936 г. на тувинском языке вышел букварь для 1 класса начальной школы тиражом в 4000 экз. В настоящее время эта книга стала библиографической редкостью, сохранилось всего 2 экземпляра. Арт-объект символизирует, что первый букварь достиг всех уголков Тувы. У людей появилась возможность обучиться грамоте на родном языке и открыть для себя дорогу в большой мир. Каждый из нас может поучаствовать в голосовании до 1 февраля, ссылка – на странице БАРТ ВКонтакте. Конечно, здорово было бы, если бы у нас в республике был памятник первому тувинскому букварю. Может быть, кто-то из детей или взрослых все-таки проникся бы гордостью за родное слово и начал читать книги на родном языке.

Безусловно, в рамках одного материала трудно рассказать о всем, что делают наши библиотекари для поддержки и развития чтения в республике. Но если вам действительно интересно, уважаемые взрослые, и вы хотите жить в образованном обществе, наберитесь смелости и пойдите со своими детьми или внуками в библиотеку. Вы обязательно найдете там много доброго и полезного.

А как другие учреждения нашей республики участвуют в Национальной программе поддержки и развития чтения, читайте в следующих номерах еженедельника.

 


Автор: Л. Хуснутдинова
0
0
Комментарии (0)Правила

Чтобы оставить комментарий войдите под своей учетной записью или зарегистрируйтесь