,
Партнеры

Фапик
  
  
sbis
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Спорт » Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки


Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки

 (голосов: 0)

Три брата из Торгалыга выиграли по машине, но получили только две… Забег коней тувинской породы состоялся, но победителей не было… Что же происходило на этих скачках? Все лошади на скачках выкладываются полностью – они умные и азартные. А вот люди – часто не полностью. Или не все. Что будет, если все организаторы выложатся по полной? А это как раз и получатся такие скачки, которые состоялись в местечке Бора-Булак на прошлой неделе в пятницу.

 

Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки
Сенсации, скандалы, сложные ситуации… или Самые Потрясающие Скачки

 


Четверть века

Конечно, эти скачки изначально обещали стать особенными: все-таки первый серьезный юбилей – четверть века. Организаторы – Сут-Хольский и Овюрский кожууны, и, конечно, как всегда – Дзун-Хемчик. Традиционно – шесть забегов, но в этот раз победитель каждого забега в качестве главного приза получает автомобиль.

Правда, шестой автомобиль никому не вручали, но об этом – в свою очередь.

Средства на призы собирали всем миром, тут были и деньги спонсоров, и деньги, собранные в кожуунах, и деньги, вырученные за благотворительные концерты… В общем, собрали на шесть автомобилей. А ведь на самых первых скачках победители получали в лучшем случае красивую уздечку для коня или просто барана…

Организаторам надо было еще продумать досуг зрителей между забегами – выступления артистов и прочее. Несколько юрт и угощение – тоже за их счет. Кто думает, что это легко, пусть попробует поставить юрту за пару сотен километров от своего дома и сделать так, чтобы разные вкусности в ней не переводились целый день, чтобы мясо, рыба, манты всегда были горячими, а разные салатики всегда холодными…

А Федерация конного спорта в этот раз вообще совершила невозможное…

Куда делось «тувинское время» и откуда взялись шлемы?

Для скачек «тувинское время» – это практически святая традиция. Ну и представьте такую картину: вы едете на скачки, опаздывая минут на 15, но не волнуетесь. Вы знаете из опыта прошлых лет, что все начнется хорошо, если через час. А может, и через два… Подъезжаете к старту (где начинают дистанцию самые молодые рысаки и иноходцы – 10 км от финиша), и тут вдруг видите, что кони уже помчались…

Ладно, это прекрасно - у вас неожиданно появилась возможность проехаться на машине вдоль трассы, рядом с владельцами лошадей и болельщиками.

Но тут вы замечаете, что все, подчеркиваю – все, всадники в шлемах. Правда, шлемы разномастные, иные – вообще боксерские, но все в шлемах. Вероятно, Федерация серьезно пригрозила, что победители забегов не будут считаться победителями, если всадники окажутся без шлемов. Еще несколько лет назад такое было невозможным. Например, в 2016 году шлемов почти не было.

Ладно, поговорим с владельцами коней, пока есть достаточно времени между забегами. Еще недавно все были единодушны в том, что шлемы только мешают, что соревнования в шлемах нарушают древние степные традиции. Сейчас те же самые люди абсолютно уверены в том, что шлемы нужны. Табунщики не хотели, чтобы их имена упоминались в газете, но все они – за шлемы.

Может быть, это – профилактическая работа Федерации по конному спорту (а в каждом кожууне есть свое отделение Федерации), может быть – строгий запрет. А может быть, и недавние реальные трагические примеры – за последние два года было несколько случаев падений юных всадников, которые получили серьезный вред здоровью. Кстати, и наездники сейчас стали гораздо старше. Уже нет на конях откровенных детей шести-семи лет.

Дорога нужна!

Все знают, что во время скачек старая и порядком побитая дорога до Чадана преображается в «шестиполосный хайвей». Машины едут и по обочине дороги, и прямо по степи. Встречные машины, если уж есть такая необходимость обязательно проехать, отъезжают в степь с другой стороны трассы скачек или скромно пережидают в сторонке. Запретить табунщикам ехать по дороге никому не удастся. И этому есть вполне объяснимые причины.

Очень важно смотреть, как идет твоя лошадь на протяжении всего маршрута. Для примера рассмотрим самый первый забег - молодые рысаки и иноходцы (10 км). Начинают бежать, конечно, все лошади разом. Потом образуются несколько групп. Порой в самом начале появляется лидер с большим отрывом, но не факт, что он долго продержится. Часто впереди идут несколько коней, и только ближе к финишу кому-то удается вырваться вперед.

На нашем примере (первый забег) лошадь Геннадия Монгуша (Каа-Хем) почти все время шла первой. Ближе к финишу она оторвалась от всех на большое расстояние. Достаточно далеко от нее шел второй конь – хозяин Амир Иргит (Бай-Тайга). Конь Аяса Хомушку из «Победы» (Целинное, Кызыльский кожуун) довольно долго держался в группе с другими. Он шел ровно и красиво. Потом, казалось бы, без малейшего усилия, он вышел из группы и стал догонять коня, который шел вторым. Финиш уже недалеко. Он легко обошел второго коня, который стал сбиваться. А Калдар Аяса Хомушку просто летит над степью и уже догоняет коня Геннадия Монгуша. Который, кстати, тоже начал немного сбиваться. Но – тут уже финиш. Результат первого забега: первое место - Калдар Геннадия Монгуша, второе место - Калдар Хомушку Аяса, третье место – Доруг Амира Иргита.

Если бы эта трасса была не 10 километров, а пятнадцать, вполне вероятно, что места распределились бы иначе. На следующий год все три этих коня будут уже в группе взрослых и дистанция будет больше. Тут навыки «спринтеров» не помогут, надо готовить коней к более длинным дистанциям. Конь Хомушку Аяса уже практически к ним готов. Кони Геннадия Монгуша и Амира Иргита – не совсем.

Но все это невозможно узнать, если не ехать рядом с конями весь забег. Находясь только на старте или на финише, этого не понять.

Печальная картина?

Лошади редко хитрят. Разве что порой слегка сгибают колени, проходя под планкой, с помощью которой определяют рост коней тувинской породы. А на дистанции выкладываются полностью. Некоторые погибают, говорят, что у них разрывается сердечная мышца. Некоторые калечатся.

На площадке возле юрты лежит лошадь. Лежит и дыхание со стороны почти незаметно. Парень-наездник сиди рядом. Он расчесывает ей хвост, гриву, чистит шерсть. Сразу непонятно, будет ли жить эта лошадь. И забота всадника – как последняя ласка друга и напарника. Ну что он еще может сделать?

Порой лошадь делает судорожное движение, но потом опять ложится на землю. Рядом валяются доски для костра. Вот подошла женщин с тазиком какой-то еды и вывалила ее неподалеку. Лошадь еще жива, а вокруг уже получилась свалка? Живая лошадь оказалась на свалке? Это не так! Картина печальная, но добрая: женщина выбросила еду, чтобы в тазик налить воды и дать попить бедолаге.

Оказалось, что лошадь повредила сухожилие на передней ноге. Пришли ветеринары, наложили тугую повязку. К вечеру лошадь сама смогла встать. Процесс реабилитации займет несколько месяцев. В этом году она не будет участвовать в скачках. Но жить будет! Не такая уж и печальная картина была, оказывается.

Неожиданное ожидаемое

Итоги скачек, на первый взгляд, кажутся вполне ожидаемыми. Особо большого количества новых имен в списках победителей нет. Как всегда, много коней из «Победы» (село Целинное Кызыльского кожууна): в первом забеге на втором месте конь Аяса Хомушку, в третьем забеге его же конь на первом месте, на втором – конь Орлана Очура, в четвертом забеге отличились кони Дашмира Куулара и Радомира Иргита (первое и второе места).

Хорошие кони из села Торгалыг (Улуг-Хем) принесли победы братьям Доржу: во втором забеге победил конь Доржу Эртине, в пятом забеге – Доржу Байыру. А кто был наездником? Конечно, тоже Доржу – Айран. Тут уже можно говорить о династии табунщиков. Айдыс Домбаа из этого же села был во втором забеге на втором месте.

Вообще-то зрители видели, что в забеге лошадей тувинской породы тоже победил конь одного из братьев Доржу. Но машину он не получил. Да, забег состоялся, но победителей не объявили… Почему? Разберемся с цифрами.

Всего в открытии сезона скачек во всех забегах участвовали четыреста сорок лошадей. Больше всего как раз в шестом забеге коней местной породы. Поскольку правила в этом году соблюдали достаточно жестко, то и к определению роста коней тоже были строгие требования: не выше ста сорока сантиметров в холке. Отбор вели серьезно, на старт вышли кони именно такой величины. Но когда дали команду начинать забег, то рванули и те кони, которых отклонили: вероятно, табунщики решили что 2-5 лишних сантиметра не помеха. На финише владельцы «легитимных» коней стали возмущаться, что бежали те кони, которые выше установленных стандартов, и они-то как раз пришли первыми.

Чтобы установить истину, сделали одну простую вещь: предложили победителям собраться у финиша для повторного измерения. Не пришел никто.

Руководителям Федерации конного спорта пришлось принимать решение. Предложения были разные. Например, если один конь выше положенного, он выбывает из числа победителей, и его место занимает следующий, который финишировал за ним. Но из первых восьми финалистов на повторный обмер никто не пришел…

Глава Федерации Тaймир Сарыглар принял решение не присуждать призовых мест никому.

Это решение было подобно разорвавшейся бомбе. Тем более, до последнего момента никто не подозревал, что так будет. Пока шли награждения призеров первых забегов, все устроители скачек говорили, что не знают, как будут определять победителя последнего забега. И только в самом конце, когда уже наградили восьмерых участников пятого забега… В общем, всех поздравили с открытием скачек и перешли к церемонии опускания флага.

Обычно к награждению остается не так много людей, в основном победители и их семьи. В этот раз зрители почти не расходись. Интрига держалась до последнего момента. Зато терпеливые зрители были вознаграждены. Во-первых, они узнали, что никому не отданная машина будет вручена одному из победителей скачек первого сентября, когда традиционно пройдут соревнования в честь добровольцев-кавалеристов. Во-вторых, смогли увидеть зрелище, которое редко бывает в Туве, - «красная дорога»: габаритные огни длинной вереницы машин, которые едут в Кызыл. И в-третьих, стало понятно, для чего на скачках всегда бывает так много сотрудников полиции.

Отношение к скачкам сотрудников полиции

На свете много традиционных вещей. И одна из них - отношение к скачкам начальника МО полиции Дзун-Хемчика. Кто бы ни был начальником, а сейчас это Орлан-оол Ховалыг, он обязательно скажет, что нужен ипподром. В первую очередь, для самих владельцев коней, чтобы им было удобно наблюдать за скачками. И для того, чтобы всегда были рядом медицинские службы – для людей и для коней – меньше будет травматизма. И зрителям удобно. И при желании можно устроить тотализатор… В общем, заметно, что ежегодное открытие сезона скачек здесь традиционно добавляет забот и проблем полиции.

Потому что следить за порядком, когда в одном месте собирается несколько тысяч людей, достаточно хлопотно. Почти всегда найдется пара-тройка молодых парней, которые, подвыпив, захотят похвастаться своими конями, но не на трассе, а просто так, быстро проскакав между зрителями. И в этот раз они тоже были. Когда полицейские их ссадят с коней, то кураж «удальцов» моментально пропадет.

Разумеется, и здесь между собравшимися будут бродить искатели легкой наживы, охотники за чужими кошельками.

Конечно, обязательно надо выставлять кордон вдоль трассы у финиша, чтобы азартные болельщики не попали под копыта.

Ну и как же без машин, которые едут впереди колонны зрителей вдоль всей трассы? Водители этих машин явно не получают никакого удовольствия от скачек. Машины полиции едут три в ряд, плотно блокируя движение, что на узкой и разбитой дороге неудобно, и еще одна машина – впереди. Они слышат не самые приятные слова в свой адрес, но продолжают работу. Если бы их не было, то в потоке машин, сопровождающих коней, было бы много аварий.

А в этот раз они еще и якобы индифферентно стояли рядом с Таймиром Сарыгларом после окончания скачек… Понятно, что недовольных отменой награждения в последнем заезде было много. Причем, не совсем понятно, почему табунщики были недовольны! Честно ведь предложили измерить рост коней заново. Или во время скачек кони могли внезапно подрасти?

Да, день открытия сезона скачек - серьезное испытание для сотрудников полиции Дзун-Хемчика, а заодно и для других сотрудников, присланных сюда для усиления. На этот раз ими руководил Орлан Сарыгбай, зам начальника общественной безопасности МВД по РТ.

Это только начало…

Рассказывать о скачках можно бесконечно. Можно говорить о конях, разбирая их достоинства, и вникать в систему организации скачек. Можно сожалеть, что традиции «чистых» степных скачек уходят в прошлое. Или напротив, сожалеть о том, что нет ипподрома.

Можно уточнять и выяснять «правильный» рост лошадок тувинской породы: только что говорили, что он – один метр 42 сантиметра или 1.45, а тут вдруг разом – метр сорок… Хотя как можно породу определять только в сантиметрах? Ладные, маленькие тонконогие лошадки явно не имеют корней среди действительно тувинской породы. Или мы просто решили вывести новую породу коней – низкорослых, но выносливых?

Конечно, нельзя забывать и о человеке, который поднимал и опускал флаг на скачках - Валерий Тас-оол в шестидесятые годы был пятикратным победителем скачек на Наадымах. Тринадцатилетний паренек, конечно, не был владельцем коней – кони были совхозные, но он был наездником, он – приводил лошадей к победе. Одного из его коней - Борба-Шилги (рыжий с рельефными формами) знала вся Тува. А еще Валерий Донгакович был в числе организаторов, в числе тех, кто вообще придумал открытие сезона скачек в Бора-Булаке.

Но у нас еще будет время для всех этих разговоров: в мае будут скачки в Барун-Хемчикском кожууне, а 9 мая – скачки в Кызыле, в честь Дня Победы.

Сезон скачек открыт!

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Степные скачки
  • Яркие краски на Сером ручье
  • Выстрел в тайге
  • Социальные комментарии Cackle