,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Люди особого рода…

 (голосов: 0)

Люди особого рода…Тувинские горловики вновь подняли вопрос о своих правах на льготную пенсию. На минувшей неделе они побывали в региональной Общественной приемной премьер-министра Дмитрия Медведева и напомнили спикеру тувинского парламента Кан-оолу Даваа о том, что пакет документов с заключением медицинских светил о пагубном влиянии хоомея на здоровье исполнителей, был подготовлен ими еще в начале века. Но вопрос так до сих пор и не решен.

Заместитель министра культуры Республики Тыва Марьятта Бадыргы, директор Международного научного центра «Хоомей», доктор искусствоведения Зоя Кыргыс, директор Центра традиционной тувинской культуры Игорь Кошкендей, врач-пульмонолог Светлана Сарыглар в разговоре со спикером отметили, что элемент вредности исполнения хоомея для здоровья самих исполнителей очевиден и уже ни у кого не вызывает сомнений. Поэтому для самых талантливых из них, помимо присвоения почетного звания «Народный хоомейжи РТ», нужно предусмотреть и досрочный – после 15 лет выступлений – выход на пенсию. А также обеспечить им надлежащий медицинский контроль.

Например, госпиталь Рузвельта в Нью-Йорке выдал заключение о том, что тувинская техника обертона, отличающаяся длительными задержками дыхания и интенсивной вибрацией органов дыхания, разрушающе воздействует на мозг, легкие, гортань, сердечно-сосудистую систему певца. А по результатам исследований новосибирских медиков, при исполнении хоомея задерживается дыхание. У профессионалов это приводит к кислородному голоданию и к проблемам с дыхательной и сердечно-сосудистой системами, что, в свою очередь, через годы может закончиться инвалидностью.

«У профессиональных горловиков исполнение хоомея создает высокую нагрузку на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, приводящее к перенапряжению функции внешнего дыхания, которое требует значительных усилий. С увеличением стажа работы у них может сформироваться легочная гипертензия – очень опасное заболевание», - популярно пояснила Зоя Кыргыс. Вот почему она убеждена, что хоомейжи должны иметь льготы. А для этого необходимо принять территориальный закон о льготном пенсионном обеспечении горловиков

В беседе с корреспондентом еженедельника «Плюс Информ» Зоя Кыргыс призналась, что речь идет не обо всех исполнителях горлового пения, которых в Туве очень много – около 2000 человек владеют техникой горлового пения. А лишь о высококлассных профессионалах, кто действительно этого заслуживает. По ее словам, претендовать на снижение рабочего стажа, необходимого для начисления трудовой пенсии по выслуге лет, пока могут семь-восемь человек. В их числе Игорь Кошкендей, Кайгал-оол Ховалыг, Монгун-оол Ондар и другие известные вокалисты.

«Это не экзотический атрибут отдельно взятой национальной культуры тувинцев, а жемчужины в их художественном наследии, которые занимают достойное место в мировой музыкальной культуре», - убеждена доктор искусствоведения Зоя Кыргыс.

По ее словам, буквально на днях уволился, а точнее сказать, был вынужден уволиться из-за болезни знаменитый солист государственного национального ансамбля песни и танца «Саяны» Борис Монгуш. Он отработал в ансамбле более 30 лет, у него возникли проблемы со здоровьем.

Стоит ли драть горло?

Напомним, что еще в 2011 году приказом Министерства здравоохранения и социального развития России должность «артист горлового пения (хоомейжи)» дополнительно включена в Единый квалификационный справочник. Таким образом, тувинские горловики, ранее считавшиеся артистами-вокалистами, получили новый статус, выделяющий их из общей массы работников культуры.

Началась цепная реакция. Вслед за тувинскими горловиками особого статуса стали добиваться их алтайские коллеги-горловики — кайчы. Известно, что горловое пение издревле практикуют также башкиры, хакасы, якуты, казахи, киргизы, монголы, буряты, калмыки. Где гарантия, что они не посчитают это дискриминацией по профессиональному признаку в сравнении с коллегами из Тувы?

Опасения вызывает и то, что после положительного решения этого вопроса, таких же льгот могут потребовать и представители других редких профессий. Например, камнерезы. Ведь пагубное влияние каменной пыли от того же агамальтолита еще никто не изучал.

Что же касается непосредственно горловиков, то только благодаря многолетнему подвижническому труду Зои Кыргыс, техника горлового пения достаточно хорошо изучена. Овладеть ею сложно и просто одновременно. Звезда тувинской эстрады Игорь Кошкендей рассказывал мне, что однажды, еще будучи мальчишкой, вышел в степь и… запел. Как у него это получилось – до сих пор не знает.

Знаменитый Кайгал-оол Ховалыг начал с подражания старику Комбу, которого до сих пор уважительно называют хоомейлээр, что приравнивается к званию Народного артиста.

Хоомейлээр Комбу – один из самых почитаемых хоомейжи. Он жил в начале прошлого века. Сохранились даже патефонные записи его песен.

Звуки ниоткуда

До сих пор не стираются из памяти ошеломленные глаза моего, тогда еще пятилетнего сына, который то и дело приподнимался с корточек, вытягивал, как гусь, свою тонкую шею, силясь заглянуть в рот певцу, исполнявшему горловое пение. Казалось, он заметил там что-то и жаждал это что-то увидеть, разглядеть. Как будто что-то невиданное и таинственное скрывал исполнитель в своем горле…

Да что там мальчуган! Почти такими же, помнится, были и мои первые личные впечатления. Я, взрослый дядя, впервые слушая горловое пение, оглядывался по сторонам, пытаясь разгадать – откуда берутся эти обворожительные звуки? Их могли породить любые музыкальные инструменты, явления природы, животные: кто и что угодно – только не горловые связки! Это казалось на грани фантастики. И человеческих возможностей.

«Ничего удивительного. Горловое пение – это обертоновое пение, то есть извлечение целого спектра звуков, - как бы привел меня в чувство Заслуженный артист России, Народный хоомейжи Тувы Кайгал-оол Ховалыг, один из самых признанных мастеров горлового пения в мире. – С помощью вспомогательных инструментов, как, например, флейты, игила, бызаанчы, гитары, хомуса выстраиваются необыкновенные мелодико-ритмические звуки».

Хоомейжи с помощью удивительного сочетания звуков могут воссоздать журчание ручья, шум перекатывающихся камней… Все, что угодно. Как это делается и как это получается – словами передать невозможно. Нужно иметь природный дар, уметь ощущать, чувствовать, знать, какие мышцы задействовать, чтобы получился именно такой звук, а не иной.

Люди особого рода…От шаманов и лам

Хоомей, как вид искусства, присущ относительно небольшому числу народов центрально-азиатского региона. Элементы хоомея используют и тибетские ламы, которые, как установлено, этногенетически связаны с проживающими ранее в древней Туве племенами, вытесненными в Тибет гуннами.

Если объяснять физиологически, это звуки, которые производятся нетронутыми горловыми связками. Так называемыми «фальшивыми связками», которые у обычных людей не задействованы. Их не используют ни оперные исполнители, ни рок певцы.

Как говорят сами исполнители горлового пения, заставить эти связки работать - особый дар, который присущ только избранным. Феномен этот до сих пор не разгадан. Одна из распространенных версий – истоки хоомей (горловое пение) берет от шаманов, которые при исполнении своих ритуалов подражали животным. Удивительно точно они имитировали вой волка, вопль совы, рев марала, плакс вепря, ор северного оленя…

По словам самих шаманов, исполняя или слушая хоомей, они входят в состояние транса. Хоомей оказывает большую помощь при лечении многочисленных болезней.

Развивая мысль о медитативных целях хоомея, академик Николай Абаев, утверждает:

«Использование звуков различной частоты, структурируемых определенным образом, тесно связано с архаическим представлением о том, что жизнь есть ритмическая пульсация или вибрация разных видов энергии, которые соединяют человека с природой и космосом. Его психотерапевтический и биоэнергетический эффект наиболее ярко проявляется при лечении нервно-психических заболеваний».

И еще один случай из журналистской практики вспоминается в этой связи. В промерзшем зале Бай-Тайгинского сельского клуба, кутаясь в одежды, примолкли зрители. Человек пятнадцать. Здесь же, у только что растопленной печки, расположились и хоомейжи – солисты фольклорной группы «Хун-Хур-Ту». Было досадно, что к их приезду в селе не подготовились. Глядя на обшарпанные и давно некрашеные стены сельского очага культуры, я представил сверкающий венский «Концертхауз», где эта группа выступала совсем недавно. Думалось, сейчас они встанут и уедут в Кызыл. Но едва в клубе потеплело, хоомейжи, как ни в чем не бывало, вышли на сцену. И всем стало тепло и уютно. А я вновь начал оглядываться по сторонам… Откуда эти чарующие звуки?

После всего этого и впрямь крепко задумаешься, насколько правы те, кто добивается для этих особенных людей хоть каких-то льгот. На встрече в региональной Общественной приемной премьер-министра Дмитрия Медведева спикер парламента Кан-оол Даваа признался, что он, как врач, хорошо понимает состояние здоровья исполнителей горлового пения. Эта тема его тоже очень волнует. И он полностью поддерживает их. Остается перейти от слов к делу.

 

+++

«Певчие горлового пения люди особого рода… Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист, с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее <...>, грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным, однообразным басом».

Владимир Даль, русский писатель, этнограф, лексикограф (1872 год).

 

Роман НЕМЧИНОВ

Фото Александра ЛАКПАА


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Легенда хоомея
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете в мечтаньях ...
  • Социальные комментарии Cackle