,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Республика Тыва » Завершающий удар, или Теплый праздник в морозы


Завершающий удар, или Теплый праздник в морозы

 (голосов: 0)

О, эта череда зимних праздников, весь изначальный смысл и предназначение которых борьба с морозами и темнотой! У всех народов и во все времена были такие праздники – в декабре и январе. Но морозы не уступают, и мы еще раз готовимся к празднику-сражению – Шагаа наверняка прогонит суровую жестокую и холодную зиму. Да, февраль – это еще зима. Но уже – путь к солнцу и теплу.

И наступит новый год!

Да, еще раз новый. Уже настоящий год Свиньи.

 

«У маленькой розовой свинки

Атласная нежная спинка,

Породистый пятачок,

Задиристый хвостик-крючок

И звонкие чудо-копытца.

Ну, как мне в неё не влюбиться? –

Ведь солнышко светит сквозь уши

У ласковой розовой хрюши!»

(Скорик С.)

 

И этот год будет очень хорошим – потому что так полагается. Потому что год Свиньи считается самым богатым годом, потому что в этот год не затевают военных конфликтов. Да и копилки чаще всего делают в виде кого? Правильно, в виде свиньи. Это делали в Европе, еще когда и не знали, что у какого-либо года может быть свой символ.

Свинья в восточной культуре считается символом уравновешенности, терпеливости и трудолюбия. Да, она опоздала, когда все звери собирались к божествам получить свой год. Она пришла последней, но получила самый хороший год – год изобилия и спокойствия. Может быть, именно потому, что никого не отпихивала, не обманывала.

5 февраля Юпитер начнёт свой новый виток вокруг Солнца, а мы начинаем новый отсчет времени – времени нового года, когда заканчивается период изменений и потрясений, а на смену ему приходит цикл стабильности и постоянства.

Обычаи или обряды?

Шагаа – это не просто Новый год. Это – сакральный праздник. И многие обычаи становятся настоящими обрядами. Самое главное, что мы можем сейчас сделать – это провести обряд очищения. Под этим подразумевают и обыкновенную уборку, когда чистим все. Только не надо всю работу оставлять на последний день. Это делается в течение месяца, основной упор падает на «день перед последним» - по крайней мере, так сказали специалисты Центра развития тувинской культуры. А вот прямо на горе в ночь Шагаа скинуть с себя верхнюю одежду, чтобы ее почистить, это уже скорее чисто обрядовое. Может быть – последнее очищение, сродни духовному, может быть – демонстрация того, что все идеально чистое, и не загрязнит даже белейший снег на этой горе.

На прошлой неделе сотрудники Центра как раз и провели «показательное очищение». То, что убирать надо дома, это понятно, а вот как можно «почистить» себя на снегу, что при этом делать и говорить, как встречать гостей из соседнего аала, они и показали. Честно говоря, соседей особо встречать не надо, надо только обменяться благопожеланиями и никого не задерживать – они, наверное, тоже идут заниматься очищением.

А вот в самый последний день, в канун Шагаа, в будуу-хун, все уборки должны быть уже закончены. И грязную работу делать не рекомендуется. Главное сейчас – следить за своим поведением, относиться друг к другу с большим почтением, и, конечно же, готовить разные вкусности.

А вот об этом мы не знали!

Там же, в Центре развития тувинской культуры, рассказали об обряде, который в Туве многими уже забыт. А вот у сенгельских тувинцев по-прежнему бытует «Чилиг кагар». Обряд простой: нужно взять бедренную кость барана, уже сваренную и очищенную от мяса, и разрубить ее. Смысл прост – освобождение, раскрытие ранее скрытого, открытие нового пути, новой дороги, нового года, нового времени.

Костным мозгом угощают уважаемых гостей. Конечно, придется всем только по малой ложечке, но смысл обряда от этого не меняется. Вторую и третью кость для полного насыщения не раскалывают.

Сложно сказать, насколько древний этот обряд. Со всеми новогодними традициями очень много путаницы. Например, на обычный Новый год кто-то считает традицией за минуту до наступления Нового года в бокал с шампанским (помимо пепла от листка желаний) бросить монетку. Под бой курантов шампанское пьют, думая о достатке, а монетку носят в кошельке как талисман. Понятно, что это никак не может быть народной традицией (учитывая шампанское и куранты), но ведь люди так делают. Своего рода психологическую установку себе дают.

В любом случае, разве плохо открыть себе новый путь, если для этого надо всего лишь расколоть бедренную кость уже сваренного барашка? Подробнее об этом обычае и о его смысле расскажут в Центре тувинской культуры в пять часов вечера во время концерта. Участвовать в концерте будут самые прославленные музыканты из групп «Хун-Хурту», «Чиргилчин», «Алаш» и других.

Нырнем в историю?

Шагаа – это и есть сама история. Это история времени, история рождения каждого года. Но это и государственная история - в этом можно убедиться в Госархиве. Из публикации Маадыра Куулара: «Упоминание о празднике Шагаа встречается в документах архивного фонда «Управление нойонов Танну-Урянхая (Тува)» за 1861 год, в приказе правителя Танну-Урянхая мээрен чангы Ламажапа Угер-даа Очуру о праздновании Шагаа». Правда, приказ касался только судебных дел – «в каникулярное время полностью прекращается разбор дел. Если возникнут неотложные дела, то они могут быть рассмотрены в прежнем порядке». И здесь же предписывается чиновникам носить нарядную одежду.

И в ТНР праздник отмечали: «Объявление Министерства Внутренних дел об установлении 10 февраля днем нового года, в связи с этим 9 февраля работают полдня, после чего 10 и 11 празднуют встречу нового года – дни Шагаа – на работу выходят 12 февраля утром. Дата 9 число, II луны, 1929 года (так в документе)».

А в советское время от Шагаа осталась только семейная составляющая – встречали Шагаа дома, к государственным праздникам он не относился. Вплоть до 1991 года, когда Верховный Совет Тувинской АССР постановил первый день нового года, исчисляемого по лунному календарю, объявить народным праздником, а день празднования Шагаа считать нерабочим днем.

А без детей и праздника нет!

В Театре кукол сейчас идут утренники – театрализованные постановки, посвященные Шагаа. Многие утренники уже заранее заказаны, но беспокоиться не надо – Белый месяц закончится не скоро, и все желающие смогут их посетить. Здесь расскажут и о том, что собой представляет этот праздник, и как его надо отмечать, а заодно  поиграют во все игры, которые сделают новогоднюю ночь веселой и радостной.

Игры, длинные сказки – это то, что и было в юртах на Шагаа в прежние века. А что было у тех, кто уже жил в квартирах? Те, чей возраст сейчас подходит к сорока годам, рассказывают, что на Шагаа они помнят уже утренники в школах. Родившиеся в Баруме и Бай-Тайге говорят, что дома было только угощение, особых обрядов не выполняли. Просто – дополнительный Новый год. Саян из Кызыл-Мажалыка отмечает, что угощение действительно обильное. Да и предпраздничная уборка была – чистили ковры на картофельном поле.

Те, чей возраст подходит к тридцати годам, уже могут рассказать гораздо больше интересного. В той же Бай-Тайге они выходили к горе, совершали там некоторые обряды. Самые яркие впечатления детства Анатолия, из села Тээли, связаны со стрельбой из лука у этой горы. Лук он делал своими руками. В семье три дня перед праздником готовили разные угощения, лепили пельмени. А в ночь Шагаа дома он играл в шахматы с отцом и братьями. Но в национальной одежде никто особенно не ходил, разве только детям ее шили, для утренников.

Директору Театра кукол Саяну Монгушу довелось в праздничные дни побывать в Улангоме. Он рассказывает удивительные вещи. Говорит, что все жители этого небольшого города на праздники наряжаются в яркие национальные одежды. Все ходят друг к другу в гости и обмениваются табакерками с нюхательным табаком. Всё украшено. А в магазинах бесплатно предлагают угощение – белую еду, сладости. 

Кто знает, может быть, и у нас так когда-нибудь будет. Даже самые традиционные обряды со временем немного трансформируются, их приспосабливают под современность, под свою жизнь. А пока Театр кукол будет делать действительно дорогие хорошие подарки тем детям, кто придет на их представления на Шагаа в настоящих национальных костюмах – от шапки до сапог.

Ну что тут можно еще сказать? Только одно: давайте все вместе разгоним стылую жуть зимы, пусть будет тепло всем!

Шагаа-биле, эргим эштер! Амыр менди! Мира и благополучия всем!

И. Качан

 


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Пусть дорога будет белой как молоко матери…
  • Выстрел в тайге
  • Из истории празднования Шагаа в Туве
  • Социальные комментарии Cackle