,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Репортаж » Убийство настоятеля Верхнечаданского хурээ


Убийство настоятеля Верхнечаданского хурээ

 (голосов: 0)

Убийство настоятеля Верхнечаданского хурээЧеловека можно казнить по решению суда, но расстрел на перевале без приговора можно назвать только убийством. Старая дорога из Чадана в Чаа-Холь очень красива. И ничто здесь не напоминает о трагедии. В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения Лопсана Чамзы Ондара. А на момент убийства ему было 73 года.

Служитель одной идеи

Необыкновенные люди всегда обращают на себя внимание. Почти все путешественники, посетившие Туву в начале прошлого века, с восхищением отзывались о Лопсане Чамзы. В частности, Н. Леонов в книге «Танну-Тува. Страна голубой реки» (издана в 1927 году) пишет: «Один из тувинских лам произвёл на меня огромное впечатление своей богатой душевной жизнью, своими интересами, насквозь проникнутыми глубокой любовью к родной стране. Прежде всего, меня поражало в нём его бескорыстие и отсутствие личной заинтересованности и свойственной нам суеты. Одна мысль о том, как бы помочь танну-тувинскому народу, наладить его жизнь, постоянно владела целостной душой старого ламы. В этом отношении он был изумительным однолюбом, служителем одной идеи».

Убийство настоятеля Верхнечаданского хурээ«Сойотский Петр Великий со связанными крыльями»

Сергей Минцлов в своей книге «Секретное поручение. Путешествие в Урянхай» мало о ком отзывался хорошо. Но и он поддался обаянию Лопсана Чамзы: «навстречу нам из юрты показался приветливо улыбающийся, высокий человек в чем-то похожем на красную тогу; из-под нее виднелась совершенно голая часть груди и вся правая рука от плеча. То был сам первосвященник». И далее: «Лет хамбо-ламе можно было предположить от 50 до 55; держался он несколько сутуло, но внимательные, блестевшие карие глаза, свежий цвет лица без морщин и еще упругие мускулы рук свидетельствовали, что он далек от дряхлости. Некрасивое, с крупными чертами и большим ртом лицо его часто освещалось улыбкой, причем открывались два ряда великолепных зубов.

Человек этот - настолько большая величина в крае, что должен остановиться на нем. Хамбо-лама состоит в близком родстве с юным нойоном [Буяном-Бадыргы] и имеет и по происхождению, и по положению огромное влияние и власть среди сойотов; слово хамбы для чиновников и простых людей – закон, а для нойонов нечто такое, с чем им приходится очень и очень считаться.

Хамбо-лама пользуется большой популярностью и среди русского населения Урянхая; в разных концах его мне приходилось слышать отзывы, что он самый умный человек из сойотов. И этот влиятельный и популярный человек – большой и, добавлю, пока единственный сторонник русских, твердо и определенно, без восточных козней и хитростей, ведущий свою политику.

Образовательная поездка сойотских глав в столицу необходима. Особенно мечтал о такой поездке и хамбо-лама. Он ясно видит, что сила горсти русских, держащихся в крае, - в их знаниях. И заветнейшее желание его - просвещение сойотов по русскому образцу.

В хамбо-ламе я сразу почувствовал человека пытливого, думающего, ищущего путей к лучшему. Он расспрашивал меня о школах, о путях сообщения, о заводах, изготовляющих разные предметы. Особенно много толковали мы о школах: они его больное место.

- Учиться, учиться нам надо, вот главное! - несколько раз повторил он во время разговора, покачивая головою. - Съезжу в Петербург, заведу здесь, у себя, школы!.. - И лицо его озарялось веселой улыбкой.

Как знать, может быть, сойотский Петр Великий, но со связанными крыльями, сидел передо мною в юрте?» - писал Сергей Минцлов.

Убийство настоятеля Верхнечаданского хурээНастоятель Верхнечаданского хурээ и моторная лодка

Достаточно подробно описала биографию Лопсана Чамзы доктор исторических наук Марина Монгуш в своей моногорафии «История буддизма в Туве»: «Ондар Чамзы родился в 1857 г. в местности Устуу-Ишкин Дзун-Хемчикского (современный Сут-Хольский) кожууна. Получив духовное образование в одном из монастырей Тибета, предположительно в Лавране, он вернулся в Туву весьма грамотным человеком, обладавшим глубокими знаниями в области философии и обрядовой практики буддизма, тибетского и монгольского языков. Он быстро снискал уважение народа как истинный буддийский монах, безукоризненно соблюдающий все обеты, в том числе и обет безбрачия, которому следовали лишь самые верные своему выбору ламы.

В 1917 г. (по другим источникам в 1919 г.) (прим ред.: Скорее всего именно в 1919, т.к. Колчак в 1917 году не был в Сибири) он по совету своего племянника и наследного нояна Монгуша Буяна-Бадыргы совершил поездку к адмиралу Колчаку, предварительно согласовав этот вопрос с его представителем в Туве А. Турчаниновым. В поездке Ондара Чамзы сопровождали Семис Чамыян, Кунзен, хелин Дары и переводчик Самбу». По мнению участников поездки, «Ондар Чамзы поехал к Колчаку, чтобы обсудить с ним возможность вхождения Тувы в состав России, поскольку они с Буяном Бадыргы с самого начала вынашивали эту идею и искали пути ее осуществления. Еще раньше в официальной переписке с А. Турчаниновым Ондар Чамзы признавал, что единственное спасение Тувы состоит «в тесном сближении с Россией и ее покровительстве».

В знак признательности и уважения Колчак вручил камбы-ламе орден Св. Анны третьей степени и подарил легковую машину и моторную лодку. Вероятно, в Туве того времени эти новинки технической мысли произвели бы фурор. Но в Туве их не увидели – делегация не стала сразу возвращаться в Туву. Члены делегации обнаружили слежку и поехали в Бурятию, затем в Монголию. Вернулись в Туву в начале 1920-х годов.

Убийство настоятеля Верхнечаданского хурээКино, самолеты и пожертвования

Более подробно о визите к Колчаку в Омск пишет Иванна Отрощенко в статье «Буддизм и политика в истории Тувы»: «Во время пребывания в Омске Лопсан Чамзы осмотрел кафедральный собор, присутствовал на архиерейской службе и пожертвовал 1000 руб. из своих средств на украшение храма. Потом посетил аэродром, где наблюдал за полетами чешских и французских аэропланов, осмотрел город и его окраины и пересмотрел в кинематографе картины военного содержания. Он внимательно присматривался к российской жизни, интересовался делами фронта и, узнав о трудном положении некоторых поездов с раненными, пожертвовал 1000 руб. на их нужды.»

Тысяча рублей на украшение православного храма, тысяча – на раненых. Великодушие и щедрость Лопсана Чамзы Ондара не вызывают сомнений.

Убийство настоятеля Верхнечаданского хурээУбийство на перевале

За связь с Колчаком, за принадлежность к высшему духовному сословию на VIII съезде ТНРП (1929 год) принято решение о физическом уничтожении камбы-ламы Верхнечаданского хурэ Ондара Чамзы. Предложение внес делегат съезда Тарбый-оол и его единодушно поддержали все делегаты.

Лопсану Чамзы было уже 73 года. Связанного старика везли на лошади из Чадана в Кызыл. В сорока километрах от Устуу-Хурээ (перевал Адар-Теш) он попросил остановиться, якобы по нужде. На перевале их было четверо: Лопсан Чамзы, два солдата - Кара Лопсан и Балдан Агбан-оол, и подросток – сын владельца коней, который их сопровождал, чтобы потом отогнать коней домой. Камбы-лама слез с лошади, сел в позу лотоса и отказался следовать дальше. Сказал: «Сыновья, я никуда не поеду, делайте, что хотите». Он сидел и медитировал. Солдатам не хотелось себя утруждать, вновь связывать старика и везти его. Старший уже отъезжал, и младший был в растерянности. Он крикнул, что старик не хочет ехать. Старший солдат сказал: «Ну и пристрели его». И они расстреляли первого и последнего камбы-ламу Верхнечаданского хурээ.

Испуганный подросток доехал с солдатами до Ак-Дуруга, а потом вернулся. На перевале нашел лошадь, которая так и стояла возле тела священника. Он помолился и поехал домой. Дома все рассказал родным. Говорят, что ночью на это место приехали ламы, которые забрали тело Лопсана Чамзы и тайно похоронили.

Там нет оваа

Говорят, что на месте его гибели, на перевале, возвели оваа. Старая дорога из Чадана в Чаа-холь прекрасна. Торопясь, дорогу перед машиной перебегают суслики с пушистыми хвостиками, зайцы, куропатки. Но ни на одном перевале нет оваа. Нет и видимых следов захоронения на том пространстве, которое можно увидеть с дороги.

Но на перевале лежит большой белый камень. Никаких других камней поблизости нет. Может быть, именно на этом месте произошла трагедия?

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Князья Тувы: загадки старых фотографий
  • Устуу–Хурээ – случайности не случайны
  • Два револьвера в кармане, или Как Минцлов сам себя переиграл
  • Социальные комментарии Cackle