,
Партнеры

Фапик
  
  
sbis
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Народная социология » Родители ратуют за русский язык и историю Тувы


Родители ратуют за русский язык и историю Тувы

 (голосов: 0)

Родители ратуют за русский язык и историю ТувыСегодня представлены ответы родителей о предпочтительном языке обучения в школе, а также их отношении к тувинскому языку и литературе, истории и географии Тувы.

Многие горожане отрицательно отнеслись к оптимизации бюджетных средств за счет сокращения малокомплектных школ в сельской местности. Такие школы находятся в отдаленных и труднодоступных селах Каа-Хемского, Тоджинского, Тере-Хольского и Монгун-Тайгинского районов. Обеспечить подвоз детей в другие крупные школы из-за больших расстояний, плохих дорог и распутицы в весенне-осенний период крайне сложно. По мнению родителей, школа должна работать в каждом селе независимо от числа учащихся. Пока есть школа - живо село, не угасают надежды людей на лучшее будущее.

Отношение кызыльчан к обязательной сдаче единого госэкзамена лучше, чем в целом по России: 27,5% - положительно, 30% - нейтрально, 35,6% - отрицательно. Надо делать максимально прозрачной процедуру его проведения, в том числе привлекая независимых наблюдателей со стороны.

Русский язык знать крайне важно

В школах республики детей учат на русском языке и тувинском, так как оба языка имеют статус государственного. Отсюда - деление классов по языку обучения: «русские классы» и «национальные классы».

84% родителей считают, что дети должны получать знания на русском языке и по точным, и по гуманитарным наукам. Это связано с тем, что каждый выпускник сдает экзамен по русскому языку в школе. Плохое знание русского языка снижает шансы поступления в учебные заведения страны и возможности социального продвижения молодого человека в целом. Понимая это, некоторые участники опроса высказывались даже за увеличение количества часов по русскому языку и литературе, особенно в старших классах.

По мнению 12% опрошенных, в образовательном процессе надо применять несколько языков: русский и тувинский (10%), русский и иностранный (1,5%), русский, тувинский и иностранный (1%).

Были пожелания усилить изучение иностранного языка в школе и сделать английский язык обязательным для всех: «родному языку ребенок научится и дома, а иностранные языки нужно знать лучше. У моих знакомых ребенок учится в лицее и учит предметы на английском и уже хорошо знает язык, надо ввести эту практику в нашей школе №14», «побольше часов на иностранные языки в школе №11».

Минимальное число родителей дали ответ «использовать только тувинский язык» (4%) или другой (1%).

Историю Тувы - учить обязательно

В 1992-2009 гг. обязательной частью образования Тувы был национально-региональный компонент: дети учили тувинский язык и литературу, историю и географию региона.

С 2010 года вступили в действие поправки к закону «Об образовании». Школы получили право устанавливать и регулировать вариативную часть школьной программы в рамках выбранного ими единого федерального стандарта (ФГОС). Таким образом, теперь администрация школы решает, нужны или нет предметы этнокультурной направленности, разумеется, опираясь на мнение учителей, детей и их родителей.

Свобода выбора дает преимущества школе и, в то же время, может породить проблемы.
О них я написала в статьях по этнокультурному образованию в школах Тувы в газете «Плюс Информ» (2011, №№46, 48-52). Прогноз был неутешительным: постепенно от предметов с этнокультурным содержанием могут отказаться в пользу «нужных» (русский язык, математика, иностранный язык).

По данным нашего опроса, родители по-прежнему придают этнокультурной составляющей в школе большое значение, хотя ее ценность все-таки снизилась (смотрим таблицу).

Дети должны учить в обязательном порядке: историю Тувы (71,8%), географию Тувы (51,6%) и культуру Тувы (52,6%). Отметим, как решительно выражено мнение респондентов относительно истории. Родители меньше видели ее спецкурсом по выбору учащегося - 17,3% (география - 29,1%, культура - 27,9%) и готовы были отдать решение этого вопроса школе. Родители старших возрастных категорий (от 41 года и старше) чаще выражали мнение категорично - эти предметы необходимы. Отрадно, что людей настроенных безразлично к обучению детей совсем мало.

Аргументы в пользу курсов с этнокультурным содержанием: «нужно обязательно знать свою историю, свою родную культуру. В сельских школах хорошо этому учат, а в городе плохо»; «их изучают только в школе»; «они помогают воспитать в детях патриотизм, расширяют их кругозор».

Тувинский язык и литература

Чуть более половины кызылчан выразила мнение, что «тувинский язык и литература должны быть обязательными». Это связано с государственным статусом тувинского языка в республике. Кроме того, знание родного языка для тувинцев служит важным признаком этнической идентичности.

Четверть опрошенных посчитала, что надо уйти от «принудиловки» и перейти к элективной форме преподавания тувинского языка и литературы. Каждый девятый ответил «пусть решает школа». По словам 6,2% респондентов, они не нужны или им все равно.

Отдельные родители указали - изучение тувинского языка надо начинать в дошкольном учреждении. Приведем комментарии из анкет: «дети должны говорить чисто на русском и тувинском языках, а то смешивают. Этому надо учить в школе, но зависит все от родителей, учить с детского сада, когда начинают мешать слова», «у меня часть родни - тувинцы. Хочу, чтобы мой ребенок знал язык и культуру тувинцев. Нужно сделать обучение языку еще с детского сада».

Многие школы города предоставляют возможность изучения тувинского языка. Одну маму тревожит, что в школе №15, где учится ее дочь, тувинский язык и литература не ведутся. Когда она попросила ввести эти предметы хотя бы как факультатив, на платной основе, ей предложили перевести дочь в другую школу. Администрациям всех школ города стоит обратить внимание на этот факт - неуважения мнения родителя, форму и тон ответа - такого быть не должно.

Советую родителям действовать сообща и более решительно. Если хотите быть услышанными, озвучивайте просьбы и пожелания на собраниях, а также оформляйте их в письменном виде на имя директора и в родительский комитет школы.

Итак, используя плюсы новой системы образования, необходимо сохранить баланс: не стоит усиливать знание, даже русского языка, за счет отказа от предметов с этнокультурным содержанием. Личность человека имеет множество граней, и одна из них - национальная.

В следующих публикациях мы предоставим слово учителям и подведем итоги проекта «Школа в восприятии кызыльчан».

 

Как вы относитесь к изучению ребенком в вашей школе следующих предметов?

 

 

История Тувы

Культура Тувы

География Тувы

Тувинский язык и литература

%

Должен быть обязательным

71,8

52,6

51,6

55,9

Должен быть спецкурсом на выбор ученика

17,3

27,9

29,1

24,8

Пусть решает школа

7,1

13,1

12,6

11,0

Мне все равно

0,7

1,4

2,1

1,7

Они вообще не нужны

1,7

1,8

2,1

4,5

Затрудняюсь ответить

1,4

3,2

2,5

2,1

 

 

Пожелания из анкет

 

Надо улучшить компьютерные классы и больше учителей-програм­мистов, компьютеров, доступа школьников к сканированию и другим операциям.

Улучшить благоустройство школы №15. Во всех классах должны быть компьютеры, время требует этого.

Выделить автобус школе №2, чтобы мог детей забирать. Ремонт в школе.

Если мы не собираем денег у родителей, то классный руководитель говорит, что директор его уволит. Я не хожу на собрания.

Повысить заинтересованность ребенка к получению качественного знания.

Ввести электронные дневники. Сменить руководство школы №1.

Прекратить поборы с родителей в школе №7. Изменить отношение к детям. Повысить зарплату учителям.

Ребенок плачет из-за денег, которые мы оплачиваем за работу охранника, туалет. Лицейные классы - 2500 руб. Я отказалась идти в эти школы. Учитель начинает разграничивать детей, если они не оплачивают фонд школы.

Повысить зарплату преподавателям. Внедрять побольше современных технологий в школе.

 

 

 

ИНФОРМ ЛИКБЕЗ

Язык - главное средство общения, способное выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и себе. Язык неразрывно связан с мышлением, является одновременно условием развития и продуктом духовной культуры, социальным средством хранения и передачи информации,
а также одним из средств управления человеческим поведением. Реализуется
и существует в речи.

 

Государственный язык - язык, выполняющий интеграционную, консолидирующую функцию в рамках единого государства в политической, социально-экономической и культурной сферах, один из его символов. На нем ведется работа в государственных органах и учреждениях, официальное делопроизводство, судопроизводство, публикуются нормативно-правовые акты и официальные издания.

 

Валерия Кан, канд ист наук, эксперт Сети этномониторинга EAWARN


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Сельские школы и ЕГЭ: отношение родителей
  • Социологические исследования
  • АКТУАЛЬНО НАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • Социальные комментарии Cackle