Если честно, то это вовсе не со стороны, член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина приехала посмотреть, как идут дела по президентским проектам. Но вот то, как и каким она увидела Кызыл, как оценила ситуацию и выполнение проектов, чего боялась во время поездки, действительно интересно.
Напугали по полной
Начитавшись разных постов в соцсетях, Светлана Калинина собиралась увидеть черный город, где все ужасно плохо. И пустой аэропорт вписался в это представление полностью. Но потом она увидела Кызыл. Да, она была удивлена. «Яркий, красивый и чистый город» - это не мнение автора, это мнение федерального эксперта.
Впрочем, ей повезло. Она приехала осенью. Летом и осенью город действительно красив, никто не будет отрицать. Если бы приехала зимой, особенно ближе к концу зимы, то ее ожидания «черного города» полностью бы оправдались.
Конечно, она осмотрела то, что было сделано в Кызыле по разным программам. Начали с Молодежного парка, чтобы закрепить хорошее впечатление.
Мы часто не замечаем каких-то «косяков», когда все время их видим. Есть хороший прием: чтобы их увидеть, надо закрыть глаза, представить себе полностью картину, пусть даже самую благостную. А потом открыть глаза и увидеть, какие есть несоответствия. Приезжему человеку можно и не пользоваться таким приемом – «незамыленным» взглядом видно все.
Ей показывают красивые фонари, а она спрашивает, почему не стали заодно менять и столбы электроопор. А действительно, почему? Рядом с красивым фонарем какая-то «погрызенная» опора.
Она заметила, где клали горячий асфальт, а где – холодный, который скоро разрушится. Заметила, что в домах, которые ремонтируют по разным программам, нет сливов, а под панели не кладут гидроизоляцию…
Она заметила, а строители этого не знали? Да, проблема.
По программе «Комфортная городская среда» во многих населенных пунктах сейчас делают в основном детские площадки, парки, скверы. И это всем кажется правильным и нормальным – по всей России так делают. Но у всех ведь есть свои особенности? Да есть. Например, молитвенные барабаны мало где делают – просто буддийских регионов не очень много.
Но еще раз подумаем о названии программы. Первое и ключевое слово – комфортная. Это чтобы было удобно. Да, детям удобно иметь игровые площадки, и скверы – большой комфорт для глаз. И для прогулок с теми же детьми.
А Светлана Калинина сказала: «У вас наверняка во многих населенных пунктах в школах туалеты во дворе? Почему бы вам не сделать теплые туалеты для детей. Понятно, не в каждой школе это можно сделать, но можно сделать «галерейного типа» - то есть провести крытый коридор до туалета».
Этим простым способом она просто ошарашила всех присутствующих. Почему это никому в голову не пришло? «Во многих населенных пунктах» - это она так думает. А мы точно знаем, что во всех селах есть только уличные туалеты. И «теплыми» их можно назвать только летом.
Деньги, полученные по программе «Комфортная городская среда», можно и нужно тратить именно на комфорт. Теплые туалеты в школах – прекрасное применение для них.
По ком плачет Генпрокуратура
Конечно, главные наши провалы – в строительстве. Сотни семей уже получили квартиры по программам переселения из ветхого жилья, и по другим программам. Но в целом масса денег бродит неизвестно где. Деньги федеральные, и федеральный эксперт дала четкую оценку: «По фирмам, растратившим в Туве деньги, плачет Генпрокуратура».
Есть три самых проблемных дома, которые сейчас практически и не строятся - готовность у одного 20 процентов, у второго 60, в третьем есть только фундамент.
Светлана Калинина сказала, что если движения никакого не будет, то они потребуют от Минстроя прекращения контрактов с этим застройщиком, застройщик пойдёт в реестр недобросовестных подрядчиков.
Это легко сказать, но не всегда легко сделать, судебные дела могут тянуться годами, как это уже происходит с другим недобросовестным подрядчиком. Сейчас суд обязал его закончить строительство, хотя Минстрой ходатайствовал как раз о прекращении контракта и возврате денег.
А республика за сорванные сроки должна платить штрафы… Огромные штрафы.
Но, оказывается, этого можно избежать. Светлана Калинина считает, что Генеральная прокуратура должна работать над выяснением причин невыполнения программы в указанные сроки, но задача остается – довести строительство до конца и переселить людей. А насчет штрафов она сказала: «Штрафные санкции за срыв сроков станут только дополнительной нагрузкой на бюджет. Мы будем ходатайствовать перед Минстроем России, чтобы штрафные санкции, на которые можно построить еще 2-3 квартиры, не применялись, чтобы до мая следующего года все запланированные работы были закончены».
Май наступит очень скоро. Нет, правда – сейчас еще можно строить, но скоро наступят холода, когда качественной работы можно не ожидать. А как потеплеет – тут тебе и май.
Итогов много. По крайней мере, федеральный эксперт выяснила полную картину, предложила варианты исправления ситуации. Вместе составили дорожные карты, сформулировали предложения по устранению нарушений. Конечно, это все надо, и это – обязательно надо. Для этого она сюда и ехала.
А еще это был свежий взгляд на город. Действительно, почему опоры такие «обгрызенные» в новом парке? И почему никто до сих пор не додумался, что теплые туалеты в сельских школах – это самое что ни есть формирование комфортной среды?
И. Качан
Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!