,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Главная тема » Место на Олимпе для Тимура Дулуша


Место на Олимпе для Тимура Дулуша

 (голосов: 0)

Место на Олимпе для Тимура Дулуша Тимур Дулуш часто говорил, что Тува, тувинский духовой оркестр должны определить свое место на музыкальном Олимпе. И не только говорил – он все делал для этого. Он создавал и возрождал, организовывал и творил, торил дорогу, нарушал законы жанра и побеждал. Он создал бренд Тувы, не замечая, что сам давно уже стал ее брендом. Он прославлял Туву, ее музыку, ее народ.

Созвездие Тимура Дулуша

Отношения со звездами, во всех смыслах, у него были сложные. Он сам часто говорил, что в духовом оркестре (вообще, в любом оркестре) не должно быть звезд. Говорил, что звездой должен быть оркестр, а в нем – просто музыканты. И да, это именно он открыл путь в искусство многим звездам.

Он создавал звездные проекты, которые другим казались невозможными. Имея равные возможности и одинаковую стартовую площадку с другими, он смог сделать действительно невероятное. По крайней мере, так кажется нашим зарубежным друзьям. Видя выступления оркестра, они спрашивают, а сколько в Туве вообще духовиков? И слышат честный ответ: по республике учатся 60, в РШИ - 30 детей, с высшим образованием около 40. Не может ни по каким правилам в этих условиях появиться духовой оркестр такого уровня, какой есть у нас! Не может и все! И все это понимают. А он есть – оркестр.

Человек Тувы

Тимур Дулуш, смеясь, говорил, что их серьезно считают загадкой: «Везде удивляются, как мог возникнуть такой оркестр в Туве. Наш духовой оркестр считают очень «рискованным» - постоянно гастроли, участие в фестивалях. Прибалты думают, что у нас американский руководитель. Или мы развиваемся на американские деньги. Или правительство оркестр так любит, что осыпает нас золотом, чтобы мы только ездили на гастроли. Или есть какой-то другой очень богатый «дядюшка» - руководитель. В Азии ведь больше нет конных оркестров!»

Вопросов к нему возникало много, и предположения возникали самые разные. Удивление вызывает все - от «рисковости» до самой музыки, до манеры исполнения. Оркестр за несколько лет стал хорошо известным, за ним наблюдают и европейцы, и американцы. И они тоже не понимают, как такое может быть, и как он может играть такую музыку! А все потому, что - загадка. Начиная с горлового пения. А когда видят выступления духового оркестра: тут и конники, и мистерия Цам, и необычная симфоническая музыка, то понимают, что надо ехать именно в Туву и здесь искать истоки всего.

Интересно, но понимание истоков приходит почти сразу - пейзажи. Вот откуда отношение к перспективе, отношение к звуку.

В Туве – истоки всего. Тимур Дулуш это всегда знал. Самые яркие идеи он брал именно в истории Тувы: и конный оркестр, и мистерию Цам. Поэтому и говорил, что особо нового ничего не придумывал. Но ведь об этом все знали. По крайней мере – многие. И руководители отделением духовых инструментов в училище искусств всегда были, и оркестр там, в училище, тоже всегда был. Но только Тимур Дулуш смог соединить историю и современность, пейзажи и духовую музыку.

Человек РоссииМесто на Олимпе для Тимура Дулуша

Отлично зная, что истоки всего в Туве, он понимал, что нельзя замыкаться, закрываться в скорлупе. Основа движения и освоения новых рубежей – опыт соседних народов. В конце-концов и тот, самый первый конный духовой оркестр Тувинской народной революционной армии (периода ТНР) играл на инструментах, которые отбили у белых, а первый руководителем оркестра стал Леонид Иосифович Израилевич, приглашенный из Советского Союза.

Сейчас музыкальные критики характеризуют духовой оркестр правительства Тувы как уникальный. Говорят, что он ломает все стереотипы, поражая зрителей и слушателей невероятной творческой свободой и мощной энергетикой.

«То, как работает оркестр Дулуша, надо изучать в отечественных джазовых школах, независимо от стилистических предпочтений конкретного преподавателя, - так характеризует творчество коллектива Юрий Льноградский, музыкальный критик. - Перебивки между композициями - пять или десять секунд, никаких нот, шум и ярость во время исполнения сменяются строжайшей дисциплиной в паузах. Музыкальная клоунада выведена ровно на тот предел, когда она максимально хороша и минимально заметна».

В репертуаре оркестра - мировая классика, современная музыка, произведения композиторов Тувы, народная музыка, эстрада, джаз. Любое выступление оркестра - сплав разных музыкальных направлений, в котором соединяются национальная культура, лучшие традиции российской духовой исполнительской школы и современные формы музыки.

Первые успехи оркестра связаны с именем Петра Казимира, который поверил в музыкантов и всемерно помогал им. Он часто приезжал, давал мастер-классы. Помогал Тимуру Дулушу с аранжировками, подбором репертуара.

И он так говорит о них: « Это оркестр шаманов. Немного воинственный, но при этом и медитативный, немного крикливый, но и убаюкивающий. Характерная черта этого оркестра – их нельзя смотреть и слушать по телевидению. Их надо воспринимать вживую, потому что то, что они несут, ни одно средство массовой информации не сможет передать. Необходим личный контакт со зрителем, когда со сцены идет энергия. У наших ребят эта энергия иногда бьет через край, перехлестывает. Этим они и поражают всех».

Просто обратите внимание, что, говоря об оркестре, Петр Казимир использует выражение «наши ребята». Потому что оркестр, который создал Тимур Дулуш, уже принадлежит не только Туве, но и всей России.

Место на Олимпе для Тимура ДулушаЧеловек Мира

От Тайваня до Америки, многие города России и Европы… Находясь в самом центре Азии, трудно давать обзор «по горизонтали или вертикали» глобуса. Но если сложить только пути-дороги учеников Республиканской общеобразовательной музыкально-художественной школы-интерната имени Ростислава Кенденбиля и только за прошлый год, можно два раза «обмотать» Землю по экватору. Если взять выступления духового оркестра в разных городах, прибавить выезды учеников РОМШ за прошлые годы…

Кстати, это еще и политика. Не все европейские государства дружественно настроены к России, но жители всех стран с восторгом принимают наших музыкантов. Порой бывают предложения ученикам школы продолжать обучение в училищах этих стран.

Духовой оркестр Правительства Тувы закрывал форум в Прибалтике. Наши музыканты боялись: как выходить после знаменитых артистов, которые участвовали в этом мероприятии.

Янис Пуриньш, профессор Рижской академии музыки, президент Балтийской ассоциации духовых оркестров, утешал довольно странно: «Вы не переживайте, вы ехали четыре дня, устали, не выспались. Вот если нам и дадут деньги, даже и на самолет, неизвестно, сможем ли мы к вам поехать - тяжелая дорога».

Отыграли замечательно. С легкой руки Яниса Пуриньша и пошла всемирная известность наших музыкантов. Новости в музыкальном мире расходятся быстро.

Тимур Дулуш как-то сказал: «Вот чего от нас ждет весь музыкальный мир. Чтобы мы их научили своей уникальности. Можно это сделать или нет - это уже другой вопрос».

Человек Вселенной

Религия – это другой мир. Это не страны и народы, это – осознание Вселенной.

Музыканты должны беречь руки? Да. И они этими руками строили Храм. Они строили храм Устуу-Хурээ: месили бетон, носили камни, на тачках перевозили все, что надо.

Тимур Дулуш был одним из тех, кто стоял у истоков возрождения Устуу-Хурээ и возрождения Храма. Храма в своей душе, Храма для всех людей.

Он говорил, что «мы просто обязаны определить место Тувы на Олимпе». Имел в виду на музыкальном «Олимпе». «Олимп» - это просто его выражение. Это определение планки – всегда брать самую большую высоту. А вот Храм он построил настоящий. Музыканты всегда возглавляли колонну во время шествия хороо. Тимур шел впереди. Он ведь не просто шел, он плясал всю дорогу. Он размахивал знаменем и задавал настроение всему шествию. Он взлетал ввысь и приземлялся, и так все 16 километров.

И вот он взлетел особенно высоко. Мы его больше никогда не увидим. И никогда не забудем.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Мистерия Цам и саксофон
  • Социальные комментарии Cackle