,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Главная тема » Не красный день календаря


Не красный день календаря

 (голосов: 0)

Не красный день календаряНакануне, 7 ноября, было отмечено 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. По крайней мере в течение нескольких десятилетий именно так назывался этот день. Старшее поколение, конечно, помнит проведение 7 ноября праздничных демонстраций трудящихся с лозунгами и транспарантами, восхваляющими победу революции 1917 года. Отмечено – громко сказано. Мы все, кто еще помнит, просто сказали: а ведь было... Старой закалки ветераны, безусловно, отметили. Дома, на кухне. Только он теперь не красный день календаря и стихов ему не посвящают.

А ведь праздновать 7 ноября стали сразу же, когда в Петрограде был взят Зимний дворец и арестовано временное правительство; этот день отмечался в СССР как главный праздник страны - День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея и, наконец, военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. После распада Советского Союза президент уже новой страны - России - Борис Ельцин 13 марта 1995 года подписал федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 7 ноября был назван Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год). А своим указом от 7 ноября 1996 года Борис Ельцин дал празднику новое имя - День согласия и примирения. В 2004 году новый хозяин Кремля, Владимир Путин, решил отодвинуть годовщину прихода коммунистов к власти на задний план. Выходной день был смещен на три дня назад и снова, как в 1995 году, его приурочили к героическому освобождению столицы народным ополчением – 4 ноября. А название дня 7 ноября так и осталось: День согласия и примирения.

В прошлом номере еженедельника - № 44 от 01.11.17 г. – в материале «Октябрь 1917 года в Туве» автор И. Качан высказала свою позицию происходивших событий, предлагаем познакомиться с мнением о революционных вехах еще одного нашего автора.

Редакция

 

+++

Не красный день календаряВерсия

Красный Октябрь в Урянхае. Как это было 100 лет назад

Историки порою задаются вопросом, а что было бы с Тувой, если бы победили белые.

Информация обо всех событиях, в том числе крупных, в Урянхай в то время поступала крайне поздно, даже при том, что уже были телеграф и курьерские поезда по Транссибирской магистрали. Когда весть, что в Петрограде совершилась революция, дошла до Белоцарска, реакция на неё была разной, но среди простого народа в целом уже тогда идея свободы, равенства и братства получила поддержку. В том числе среди староверов. Зажиточные были в основном против. В Белоцарске на собрании переселенческого управления купец Криченко выступил в таком духе: «Граждане крестьяне, у каждого из вас есть своё хозяйство, а вы идёте за этой голытьбой, которая скалит свои голодные зубы на ваше добро. Вот перед вами делегат Непомнящий, он продал дом, пропил деньги, а теперь из кожи вон лезет за советскую власть, чтобы вволю погулять за ваш счёт… Или вот Михайло Семёнов, такой же, не лучше, оборванец. А ещё взгляните на Лукьянова из Атамановки. По одежде видно, что лодырь и пьяница, тоже не прочь погреть руки возле чужого добра. А Квитному из Бояровки тоже больше не к кому примкнуть, кроме как к этому большевистскому сброду. Вот за кем вы идёте. Опомнитесь, пока не поздно!»

В Туве революционные процессы и противостояние «белые-красные» несколько запаздывало, к тому же существовал иностранный фактор. Урянхай стоял на стыке международных интересов России, Китая и Монголии, было отличие от ситуации в остальной Сибири. В самом начале различие во взглядах коснулось преимущественно русских жителей Урянхая. Тувинцы в основном выжидали, в какую сторону качнётся маятник. Точно так же выжидали Китай и Монголия. Формирование органов управления шло на фоне уже действовавшего тогда русского протектората над Урянхаем. Создание Омского правительства во главе с Александром Колчаком, наличие мощного Сибкрайревкома у красных создавало все предпосылки для разрастания военно-политического конфликта уже на территории Тувы. Как он протекал? Кто как себя зарекомендовал на фоне разраставшейся гражданской войны?

Иннокентий Сафьянов, который по своему социальному статусу вполне мог претендовать на видную роль в белом движении, отмечал очевидные минусы в поведении белых на террритории Урянхая. Он называл их поведение глупым.

Монгуш Байыр-оол, кандидат философских наук: «Те сжигали тувинские юрты, вместо того чтобы защищать их, как изначально задумывалось. В итоге хемчикские араты погнали казаков по Енисею через Чаа-Холь вплоть до Белоцарска. Который потом и спалили. Но тувинское духовенство видело в царском режиме опору и надежду на сохранение полноценного протектората. Верховный Камбы-лама Чамзы даже отправился в Омск на встречу с Колчаком, чтобы искать поддержки, просил усмирить разбушевавшихся аратов и «банды Щетинкина и Кравченко». Колчак обещал всяческую поддержку, выделил Камбы-ламе мощную охрану, подарил автомобиль. Но когда Чамзы доехал до Минусинска, то обнаружил, что там уже красные».

Белое движение и тувинская знать изначально были в состоянии упущенной инициативы. Мощное трёхтысячное казачье подразделение есаула Бологова, едва взяв Белоцарск, вместо того, чтобы наращивать преимущество, устроило пьянку – в итоге Щетинкин и Кравченко выкинули казаков за Енисей.

Любопытна позиция обеих сторон по отношению к протекторату. По мнению большевиков, изначально такая форма покровительства задумывалась под совершенно иную модель общественного развития – под сохранение царского режима. В новых условиях красные не видели смысла в продолжении протектората. Их больше устраивал вариант продолжения мировой революции на территории Монголии и Китая. Урянхай важен был в первую очередь для сохранения позиций русских переселенцев. Советская Россия обозначила даже некое стремление передать этот край Монголии, чтобы та при помощи тувинцев экспортировала мировой революционный пожар дальше на юг. Это, конечно, была утопия, впоследствии Советы поняли, что судьба Тувы должна решаться отдельно и решение это должно быть нестандартным.

В самом Китае в 1912 году уже произошла революция, Дайцинская династия пала. И в Монголии шли бурные процессы. Но соседи постепенно тоже обозначили свои позиции и интересы. Монгольское подразделение из трёхсот человек под командованием Масаржава даже оказало красным поддержку в борьбе против белых, но в дальнейшем их интересы не совпали. Претендовали на Урянхай и китайцы. Они, по словам известного историка Дацышена, хотели вернуть свои сбережения, утраченные после того, как тувинцы прогнали китайских купцов. Араты пожгли долговые книги, но у китайцев сохранились копии. Отряд Ян-Ши-Чао поддержали и русские казаки, остатки колчаковских отрядов и русского купечества. Знаменитый Оттукдашский бой 1920 года играл важную роль в изменении ситуации в театре боевых действий. Но китайцы, несмотря на численное преимущество, не смогли одержать победу.

Важную роль в общем раскладе сил играли Буян-Бадыргы и Иннокентий Сафьянов. Несмотря на отдельные разногласия и даже временное противостояние в отдельных фазах войны, они сумели объединиться. Красный Октябрь в Туве постепенно становился свершившимся фактом, как и будущая его победа. Местные русские, как движущая сила всех процессов, всё больше воспринимали красных как реальную силу, тем более белое движение допустило ряд стратегических ошибок, прежде всего по отношению к тувинскому населению, попросту дискредитировало себя.

Не красный день календаряАлёна Стороженко, кандидат исторических наук: «В этой ситуации сохраняло лицо разве что православное духовенство. Священник Юневич отмечал жестокость военного противостояния в Туве, призывал отказаться от братоубийства, но его глас не был услышан, всем было уже не до миротворцев. Постепенно раскололось и старообрядчество. Раскол потом произошёл и в среде тувинской элиты».

Сопротивление большевикам продолжалось и после победы Октября, были и контрреволюционные мятежи на Хемчике. Окончательно коммунистические идеи победили уже в конце 20-х годов, когда вполне сформировалась Тувинская народная республика. Есть две разные точки зрения, но преобладающая такова: самостоятельного государства у Тувы не было, а была завуалированная форма русского протектората, просто теперь уже под красным знаменем. Вероятно, просто более тоталитарная, чем при царском режиме. В любом случае Октябрь 1917 года сыграл ключевую роль в судьбе республики в Центре Азии. Победили бы белые, в любом случае им тоже пришлось бы прикладывать усилия по развитию края. В отношении основной вектор был положительный для Тувы. Царская ли Россия или Россия Советская – в любом случае колониальная политика была бы более мягкой, чем колониальная политика Британии или Франции.

Те в свои удалённые провинции предпочитали не вкладывать инвестиции, ограничившись выкачиванием ресурса и поддержкой местных элит.

Игорь Колесников


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Братство сибирского кольца
  • От революции, через согласие и примирение, – к единству
  • Возвышаться над другими не может никто: о проекте памятника к 90–летию ТНР
  • Социальные комментарии Cackle