,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Жизнь после смерти – Адыг–Тулуш Чульдум


Жизнь после смерти – Адыг–Тулуш Чульдум

 (голосов: 0)

Жизнь после смерти – Адыг–Тулуш ЧульдумКого похоронили в братской могиле? Почему у улицы такое странное название? И что случилось с нашей памятью, которая не может удержать даже недавние события? Вспоминая забытых нойонов, удержим ли в памяти красных партизан? Обычные перекосы политической «моды».

Чульдум – это имя?

Есть подозрение, что мы никогда не будем знать о том, что происходило на самом деле. История (прежняя история) меняется на глазах, просто потому  что меняется нынешняя политика и наше отношение к событиям давно минувших лет.

Если внимательно прочитать то немногое, что опубликовано об Адыг-Тулуше Чульдуме, то мы заметим много неясностей.

Начнем с самого простого – с имени. В семье бедняка Лопсана Адыг-Тулуша в 1900 году родился  сын. Вроде пока все нормально. Сына назвали Чульдумом. В книге «Заслуженные люди Тувы ХХ века» приводят и его имя на современный манер: Чульдум Лопсанович Адыг-Тулуш. Получается, что Чульдум – это имя? Немного странно, что в названии улицы фигурирует только имя. Например, если сказать, что Дом Правительства находится на улице Чульдума, между улицами Владимира и Сергея, то каждый заподозрит что-то не то… Между тем, в данном случае просто все улицы обозначены только по именам людей, в честь которых они и были названы.

Конечно, вполне вероятно, что с Адыг-Тулушем Чульдумом произошла та же история, что в свое время с Кужугетом Шойгу, у которого имя и фамилия поменялись местами. Однако же во всех публикациях, если авторы хотят назвать его по отчеству, пишут именно «Чульдум Лопсанович». Но в тех публикациях, где отчество не упоминается, Чульдум – это фамилия.


Где похоронен Адыг-Тулуш Чульдум?

Да, этот вопрос тоже покажется странным. Вроде достаточно хорошо известно, что его похоронили у братской могилы красных партизан, павших в Белоцарском бою. Немного слева, если стоять лицом к обелиску.

Но вот сюрприз, если прочитать в книге «Заслуженные люди Тувы ХХ века» статью об Оюне Шагдыр-Сюрюне, то можно узнать, что именно Оюн Санааевич был похоронен рядом с братской могилой, причем «единственный среди высокопоставленных лиц».

Казалось бы – чего проще, нужно пойти и прочитать, что написано на стелах у обелиска.

Нет, лучше туда не ходить, а то мы запутаемся абсолютно. На стелах обозначены 48 имен погибших красных партизан. На одной именно 48 человек, на другой – 49. Добавлен некий Чульдум Тулуш Шалы. Кто это такой, мы не знаем и можем только догадываться, что это именно Адыг-Тулуш Чульдум. Но точного доказательства этого не имеем.

Родственница Чульдума Лопсановича хотела, чтобы надпись исправили, но Служба охраны памятников предложила ей вначале принести документы, подтверждающие имя. Документов у нее нет.

Но есть и еще вопросы по стеле. Во втором томе «Истории Тувы» (1964 год) сказано, что потери партизан в Белоцарском бою составили 37 человек. «Партизаны, погибшие смертью храбрых, с воинскими почестями были похоронены в братской могиле на берегу Енисея. Долгие годы здесь сохранялась сделанная П. Е. Щетинкиным деревянная ограда и надпись: «Вечная память погибшим за идеалы Советов».

Ну вот, 37 погибших, 48 похороненных, и еще кто-то, кого трудно идентифицировать. В списке, где указаны 48 похороненных, четверо определены как «неизвестные». «Чульдум Тулуш Шалы» - скорее всего Адыг-Тулуш Чульдум. Имени Оюна Шагдыр-Сюрюна на стеле нет.

Жизнь после смерти – Адыг–Тулуш ЧульдумГде мемориальная доска?

Очень простой вопрос и очень простой ответ на него – никто не знает.

Долгое время доска находилась на стене главного корпуса ТГУ. После ремонта она исчезла. Родственники обратились в Службу по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Тыва. Сотрудники службы – соответственно, обратились в ТГУ. Проректор  Н. А. Ондар сообщил, что на балансе ТГУ не было мемориальной доски. Ну, на балансе не было, а на стене-то была! И вот, куда-то делась, никто не знает куда.

Кстати, на той мемориальной доске имя политического деятеля было указано не так, как в книге «Заслуженные люди Тувы ХХ века». Не Чульдум Лопсанович Адыг Тулуш, а Адыг-Тюлюш Лопсанович Чульдум.

Мы сейчас многое знаем о нойонах. И это хорошо – история сохранилась. Им ставят памятники – и это замечательно – сохранилась не только история, но и добрая память об их делах. Но стоит ли при этом забывать об иных героях?

Биографии, да и в целом история во многом зависит от политической установки и государства и отдельных людей. Давайте попробуем посмотреть и объективно оценить историю жизни Чульдума Адыг-Тулуша. Конечно, это сделать не так-то просто, учитывая, что мы будем оперировать только публикациями о нем, а не архивными документами.

Мифы и их не состыковки

Родители Адыг-Тулуша Чульдума работали на одного из самых богатых феодалов Улуг-Хема – Сонама. Из романа «Слово арата»: «Но что же получается? Самый жестокий хемчикский феодал Буян-Бадыргы, оюнский нойон Далаа-Сюрюн, злейший эксплуататор улуг-хемских аратов Сонам-Байыр находятся в рядах партии. Они влияют на ее политику, вмешиваются в ее руководство!». Ну вот такой злейший эксплуататор.

Хотя другие люди, упомянутые в этой тираде, вроде бы уже и не такие плохие, как это было принято считать раньше. 

На сайте администрации Улуг-Хема приводятся данные об истории кожууна: «На заседании ЦК Танну-Тувинской народной партии от 27 дня 7 луны (8 сентября 1923г.) принято решение об образовании Хемчикского кожууна». И в числе председателей Улуг-Хемского райисполкома и администрации самым первым называют Сонам-Байыра - 08.09.1923 г. Кстати, он же был несколько лет министром юстиции ТНР.

Русский кузнец Калчан-Дарган – А. Бирюков рассказывал об Октябрьской революции, о Ленине. И постепенно юный Чульдум переходит к действиям. Вот это – «постепенно», или в других вариантах «понемногу», тоже вызывает удивление. Об Октябрьской революции он мог услышать рассказы только в конце 1917 года или в 1918 году. В Календаре знаменательных дат пишут, что в 1918 году на территории Улуг-Хемского кожууна действовала партизанская группа под командованием А. Т. Чульдума. А в 1919 – его отряд уже нападает на китайцев.

Кстати, если проследить по «Истории Тувы», то легко увидеть, что чаще всего отряды Чульдума ведут бои именно с китайцами. А не с белогвардейцами. В публикациях порой пишут с «белокитайцами», но вряд ли сами китайцы подозревали, что они – «белые». Тем более, что китайцев совсем неплохо били именно белые, например, барон Унгерн и Кайгородов.

Национально-освободительная борьба

Кстати, о знаменитом бое в Оттук-Даше. Как написано в «Истории Тувы», китайцы в том бою потеряли свыше 300 человек убитыми, из отряда Сафьянова погибли четверо бойцов. Но исход боя сомнителен: красноармейцы и красные партизаны имели моральное превосходство, однако «после десятичасового боя отряд И. Г. Сафьянова вышел из окружения и пробился к Атамановке». Почему было принято считать, что на Оттуг-Даше победили именно наши – непонятно.

А разбили китайцев – тувинские араты. В марте 1921 года около 80 аратов, в числе которых был и Чульдум, разбили группу китайцев в местности Даг-Ужу, и в ту же ночь хемчикские тувинцы уничтожили другую группу в долине реки Чадан.

И если просто посмотреть все упоминания о Чульдуме в обеих двухтомных «Историях Тувы», то будет видно, что он все-таки сражался в основном с китайцами. То есть участвовал не столько в гражданской, сколько в национально-освободительной борьбе.

В 1926 году Чульдум вступает в члены партии, отправляется на учебу в партийную школу при ЦК ТНРП (Тувинской народно-революционной партии). А потом становится секретарем Улуг-Хемского хошкома ТРСМ (Тувинского революционного союза молодежи).

Адыг Тюлюш Чульдум был делегатом исторического VIII съезда ТНРП в 1929 году, на котором принят курс на некапиталистическое развитие Тувы. На этом съезде его избирают членом политбюро ЦК ТНРП. А вскоре – и председателем Малого Хурала ТНР. То есть, по сути – главой правительства. На этом посту он находился до конца своей жизни. Умер Чульдум 6 октября 1933 года после тяжелой болезни.

И уже в наши дни «превратился» в абстрактную улицу. Исчезла мемориальная доска, искажено имя на стелах у памятника красным партизанам. История меняется на наших глазах. И теряется история на наших глазах.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Адыг–Тулушу Чульдуму не повезло
  • Выстрел в тайге
  • Барон Роман Федорович фон Унгерн–Штернберг: бог войны или человек войны?
  • Социальные комментарии Cackle