,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Устаревшие ГОСТы тормозят учебный процесс


Устаревшие ГОСТы тормозят учебный процесс

 (голосов: 0)
Журналисты еженедельника «Плюс Информ» продолжают проверять ПТУ республики на конкурентоспособность, качество образования и правдивость руководства. Вслед за ПТУ №4 мы нагрянули с неожиданным визитом в одиннадцатое профессиональное училище. Кого и, главное, как здесь готовят, - вот главный вопрос, который вызывает наибольший интерес. Вслед за местными поварятами «тест-драйв» на профпригодность должны были пройти «телерадиомастерята».
Рассказ, не похожий на сказку
Возможно, материал о подготовке поваров в ПТУ №4 так подействовал на руководство, либо им действительно нечего (или почти нечего) скрывать, но здесь мы не услышали о том, как местные мастера «бороздят просторы Вселенной».
Пообщавшись с мастерами и преподавателями этого учебного заведения, можно понять специфику и тонкости подготовки кадров в этом ПТУ. В прошлом году по специальности «телерадиомеханик» из стен училища вышли 20 выпускников. Около половины из них ушли в армию. Из оставшихся дипломированных специалистов, по словам преподавателей, 40% точно нашли работу по специальности.
Процесс обучения телерадиомастеров в ПТУ №11 лаконичен. Длится всего один год. После чего можно еще один год посвятить науке ремонта компьютеров. Как говорится, база есть, было бы желание.
Про абитуриентов и тунеядство
Чтобы любое учебное заведение ежегодно давало нормальный и качественный для работодателей «выхлоп», необходимы кадры, которых куют еще в школе. По словам преподавателей ПТУ №11, многие школьники после 11 классов первым делом поступают в вузы, техникумы, а уж если не получилось, то отдают документы в профессиональные училища. Если раньше конкурс на ту же специальность телерадиомеханика достигал трех человек на место, то сегодня в ПТУ этим похвастаться не могут. В основном, в училище поступают ребята из районов республики, а также дети из социально незащищенных семей, которые, бывает, и таблицу умножения не знают.
Основная проблема, с которой сталкиваются в училище, - это абитуриенты. По идее, они должны окончить школу с определенными знаниями в области математики, физики и химии. Часто же этого не наблюдается. Вместо того, чтобы давать теорию и практику по программе училища, преподавателям иногда приходится начинать с азов точных наук, преподающихся в школах. Есть проблема и с языковым барьером, которая часто мешает выпускникам ПТУ устроиться на работу. Многие из них не то чтобы по-русски, по-тувински плохо говорят. Но все сказанное, не значит, что в профессиональное училище поступают только такие ребята. В группе, например, из 20 человек, по словам мастеров, всегда есть 6-7 учащихся, которые точно без работы не останутся.
Теперь перейдем к категории студентов из неблагополучных семей. У таких детей есть преимущества при поступлении в любое учебное заведение. Часто их знания не отвечают тем требованиям, которые выдвигаются для абитуриентов. Поэтому вузы, техникумы и, особенно, профессиональные училища вынуждены выполнять помимо образовательной, еще и социальную функцию. И все бы ничего, да вот только иногда социальная миссия выдвигается на первый план.
Часто смекалистые ребятишки пользуются своими правами на все сто процентов. Сначала они поступают в одно училище, по окончании которого ищут другое место учебы. Самое интересное заключается в том, что никаких профессиональных навыков они и не стараются перенять. А зачем? Деньги государство платит. Как говорится, солдат спит, а служба идет. До 23 лет можно не о чем не беспокоиться. Зачем работать, если можно, лежа на печи, кушать калачи?
Странная ситуация выходит. В Союзе за тунеядство наказывали, а у нас пособия выплачивают. Вот и растут все новые и новые «Емели». Да, только жизнь не сказка, и печь вместе с щукой не придут на помощь, когда по-настоящему прижмет.
О материально–технической базе и работодателях
Кто может знать больше про образовательный процесс и его организацию, чем директор учебного заведения. В ПТУ №11 - это Александр Буланкин. Сразу после студентов основополагающим фактором для успешного обучения является материально-техническая база. Как же удается угнаться профессиональному училищу в комплектовании своих мастерских за стремительно изменяющимися новинками в мире электронной техники? И удается ли вообще? Александр Леонидович рассказал обо всех сложностях практической подготовки студентов, с которыми сталкиваются преподаватели.
По его словам, за год можно подготовить хорошего телемастера, если у абитуриента будет хоть какая-то база знаний из средней школы. Чтобы процесс подготовки телерадиомастеров шел в ногу со временем, необходима современная техническая база. Александр Буланкин признался, что на данный момент в мастерских училища нет ни одной модели плазменного телевизора.
Проблемы существуют не только в оснащении практических занятий. Современной теоретической базы тоже нет. Отсутствует она не только в ПТУ №11, но и в большинстве учебных заведений России, которые готовят таких же специалистов. Одна из основных причин такого положения дел - быстро изменяющиеся модели телевизоров и другой электронной техники, которые вытесняют с рынка устаревших конкурентов. Никакое издательство не успеет за такими быстрыми темпами. Вот и приходится в качестве научной литературы использовать инструкции к моделям, большинство из которых написано на иностранных языках.
Устаревший ГОСТ: отмазка или препятствие
Самое же интересное в процессе обучения телерадиомастеров в ПТУ №11, да и не только в нем, заключается в том, что согласно ГОСТу начинать следует с изучения ламповых моделей. Вроде, абсурд, а ничего не поделаешь, с законом не поспоришь. Вот и приходится мастерам и студентам тратить драгоценное время на изучение «динозавров среди телевизоров». Одни только руками разводят и с нетерпением ждут появления нового ГОСТа. Другим же выгодна сложившаяся ситуация. Всегда найдется отмазка в виде ссылки на действующий закон. Вот и продолжают они штамповать ненужных специалистов и для виду вздыхать на камеру и диктофон. По словам дирекции и преподавателей ПТУ №11, устаревший ГОСТ для них - это препятствие. С его заменой удалось бы не отставать от технического прогресса.
Трудоустройство выпускников – дело нелегкое
Когда речь коснулась темы трудоустройства выпускников, то Александр Буланкин сразу поручил преподавателям предоставить подробную информацию о том, где на данный момент можно отыскать работающих мастеров, закончивших ПТУ №11 в период с 2006 по 2009 год. В списке оказалось 13 учреждений и около 20 человек. Согласитесь, это лучше, чем один выпускник на 30 заведений (постоянные читатели «Плюс Информа», уверен, догадались о каком учебном заведении идет речь). В итоге, и получается заявленный руководством процент трудоустройства.
Трудность в проведении подобных мониторингов за деятельностью выпускников, по словам директора училища, заключается в том, что большинство из них после окончания учебы уезжают в свои районы. Но при этом на учете в службе занятости стоит только один выпускник училища, получивший специальность «телерадиомеханик».
Лучшие из лучших
Чтобы найти людей, окончивших ПТУ №11 далеко ходить не пришлось. Достаточно было посмотреть один из выпусков новостей на телеканале «Новый Век», который ведет Иван Макаров. Он и рассказал нам о том, что ему дала учеба в этом училище.
По его словам, здесь можно получить хорошую базу только в том случае, если есть желание и знания после школы. В группе Ивана также из 20 человек примерно 7 нашли себя по профессии. Конечно, были и лоботрясы, но без этого никуда. Будущий оператор закончил ПТУ №11 с красным дипломом. После чего без труда нашел работу. Сейчас же он продолжает обучение в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики в городе Новосибирске.
Галопом по другим специальностям
Помимо телерадиомехаников в одиннадцатом училище готовят, например, токарей и электриков. Если с трудоустройством первых есть серьезные проблемы, то вторые, по словам директора, «идут нарасхват». С ОАО «Тываэнерго» уже заключено соглашение, по которому в следующем году в районах республики трудоустроятся 25 выпускников. С токарями дело обстоит сложнее. Некоторые предприятия требуют специалиста 4 или 5 разряда. А в ПТУ №11 по ГОСТу готовят только токарей 3 разряда.
Закрывать ПТУ – не выход
Ликвидация основной массы профессиональных училищ ни к чему хорошему привести не может. У нас получается так, раз голова болит, давайте ее отрубим. Острая нехватка квалифицированных рабочих сказывается уже давно. Сегодня модно быть служащими. Возможно, ПТУ просто нужно придать другой статус, не просто преобразовав их в колледжи, а, прежде всего, повысив уровень образования в таких учебных заведениях.
Георгий Богданов

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Сначала учимся, а потом переучиваемся
  • Как в Туве «стряпают» поваров
  • Астрологический прогноз 2015
  • Социальные комментарии Cackle