,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Железная дорога: перспективы далекие и близкие


Железная дорога: перспективы далекие и близкие

 (голосов: 0)

Не припоминается, когда бы об одном из самых перспективных проектов Тувы долгое время так упорно молчали на всех уровнях. За три летних месяца о строительстве железнодорожной ветки Кызыл-Курагино почти ничего нового не сообщалось. В открытом доступе информации было не так много. И в основном она касалась каких-то далеких перспектив, а не реального обстоятельства дел. Поэтому возникает вопрос, а строится ли дорога вообще, и если строится, то на каком этапе реализации находится данный проект? Корреспондент «Плюс Информа» попытался выяснить, что происходит вокруг Кызыл-Курагино.

Курс на Монголию и Китай

Несмотря на то, что правительство страны со скрипом одобрило выделение на строительство железной дороги 85 миллиардов рублей в 2015 году, на различных уровнях все чаще стали появляться заявления о необходимости продления ветки в Монголию и Китай. Не то чтобы это выглядит, как планы на дальнейшее использование шкуры неубитого медведя, но, судя по темпам реализации проекта, речь идет про очень далекие перспективы.

Вот и вице-премьер правительства Красноярского края Виктор Зубарев заявил в августе «Российской газете», что вторая очередь проекта пока под вопросом. По его словам, в крае завершают работу над стратегией развития региона до 2030 года, и в этом документе линия Кызыл - Курагино фигурирует в том виде, в каком одобрено строительство сейчас.

Зачем тянуть ж/д в Азию

Понятно, что так называемая тупиковая ветка и ветка, которая свяжет Туву, а также всю Россию с такими государствами, как Китай и Монголия – две большие разницы. Но пока хотя бы до Кызыла железную дорогу протянуть, ведь сколько раз эту стройку уже откладывали. Про Азию можно уже и потом поговорить.

По мнению же ряда экспертов именно придание ж/д международного статуса поможет извлечь из проекта максимальную прибыль. В противном случае большую часть добытого тувинского угля попросту не смогут вовремя вывозить. А это огромные финансовые потери.

Директор Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов, доктор геолого-минералогических наук Владимир Лебедев рассказал журналистам, что инвесторы, зашедшие в Туву, планируют добывать 40-45 млн. тонн угля в год. А пропускная способность железной дороги Кызыл - Курагино при ее нынешних технических характеристиках составляет примерно 15 млн. тонн в год. Несложно понять, что возможностей ветки будет недостаточно для обслуживания работы угольных предприятий республики.

По мнению Лебедева, решение проблемы заключается в том, чтобы большую часть добытой продукции ориентировать на Китай и другие страны Азии. Ученый признал, что речь идет о мегапроекте, который позволил бы не только поднять экономику республики, а также укрепить ситуацию на юге Сибири и принести большую выгоду России в целом. А для мегапроекта нужны мегастредства. И эти деньги необходимо искать у частных инвесторов, государство подобную ношу не потянет.

Деньги выделили или нет?

Мегапроект – это, конечно, хорошо, но пока в широком доступе даже нет точной информации о том, выделили ли из Резервного фонда деньги на строительство железнодорожной ветки в Туву. По данным одних СМИ, финансирование уже направлено на реализацию проекта. По данным других – его направят в сентябре. Третьи сообщали, что транш в 85 миллиардов рублей будет выделен в 2015 году без указания месяца.

Но ведь ж/д оценивается в 156 млрд, а вместе с разработкой угольного месторождения – в 218 млрд. руб. Учитывая нестабильный курс рубля – эта сумма может существенно вырасти. Что правительство РФ и инвестор будут делать в этом случае – пока остается непонятным.

Изменения в проекте

В конце лета также стало известно, что в проекте железной дороги произошли некоторые уточнения. Помимо этого, появилась информация о том, как будут добывать уголь на месторождении, собственно, ради разработки которого и строится ветка. «Российская газета» написала, что уточненный проект железной дороги предусматривает строительство как минимум 7 станций: Рощинской, Ермаковской, Каратузской, Арадан, Ээрбек-грузовой и других.

Немаловажен и тот факт, что произошли изменения и в той части, которая касается способов добычи на месторождении. Если раньше планировалось, что основной объем угля будут добывать открытым способом, то теперь предполагается вести основные работы под землей шахтным способом.

Пока не прокладывают, а только отсыпают?

Если о планах хотя бы что-то говорилась, то о настоящем положении дел информации было крайне мало. СМИ, в частности, сообщали, что пока компания ТЭПК ведет на территории Тувы лишь отсыпку полотна дороги по маршрутам, пройденным археологической экспедицией «Кызыл – Курагино», организованной «Русским географическим обществом».

А еще в конце мая на официальном портале республики появилась публикация на тему очередного рейтинга выживаемости губернаторов в России. Шолбан Кара-оол тогда получил «четверку». В заметке говорилось, что «основание, не дающее главе Тувы выбиться в «отличники» политической выживаемости, авторы рейтинга связывают с задержкой запуска строительства железной дороги Кызыл – Курагино».

Рассказала о китайцах и замолчала

Что же касается Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК, инвестор, который должен построить железную дорогу), то эта компания на своем официальном сайте уже давненько не сообщала о том, как продвигается проект. Последняя новость была опубликована еще весной.

В ней говорилось, что генеральный директор ТЭПК Руслан Байсаров и президент Китайской гражданской инженерно-строительной корпорации (China Civil Enginееring Construction Corporation, ССЕСС) Чжоу Тяньсян 8 мая 2015 года подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в рамках реализации проектов строительства железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино. В этом документе учитывается и возможность продления железнодорожной линии из России в западные районы КНР.

Кстати, ССЕСС является дочерней компанией Китайской железнодорожной строительной корпорации (CRCC) и обладает необходимыми ресурсами для проектирования и строительства в области инфраструктурных проектов. Она имеет 10-летний опыт работы на российском рынке.

Информация о деталях, прописанных в данном меморандуме, не разглашалась.

В 2015 году большая стройка начнется

В пресс-службе Тувинской энергетической промышленной корпорации еженедельнику сообщили, что полномасштабное строительство железной дороги в Туве начнется уже в этом году. Собеседник «Плюс Информа» подчеркнул, что больше по этому поводу ничего сказать не сможет. Он сослался на заявление Руслана Байсарова (руководителя ТЭПК), которое тот сделал на Международном экономическом форуме, проходившем в Санкт-Петербурге в июне этого года.

Там миллиардер, согласно сообщениям информационных агентств, сообщил, что до конца нынешнего года Тувинская энергетическая промышленная корпорация предполагает начать постройку железной дороги Кызыл-Курагино. В прокладке полотна сможет участвовать и одна из китайских компаний, в том случае, если выиграет конкурс. Также в СМИ передали, что завершить проект планируется в 2019 году. Ранее же назывался 2018 год.

Работы велись своими силами

Кроме того, в пресс-службе ТЭПК «Плюс Информу» сообщили, что одной отсыпкой дорог в районе проведения археологической экспедиции компания не ограничилась. В Туве уже проложено несколько километров железнодорожного полотна. Сделано это было за счет инвестора без привлечения средств из Резервного фонда.

Собеседник еженедельника не стал комментировать ситуацию с выделением государственной помощи для реализации проекта.

Не время для огульной критики

Конечно, в Туве хватает людей, которые уже иронично и скептически относятся к теме строительства железной дороги в республику. Их можно понять, ведь сколько раз проект уже переносился, сколько было заявлений, а воз по большому счету и ныне там. Но винить в этом местные власти уж точно не стоит, как не стоит винить в происходящем и правительство страны. Осторожность инвестора тоже понятна.

Планам по строительству Кызыл-Курагино постоянно мешает сложное экономическое положение в стране. Не успела Россия отойти от кризиса в 2009 году, как вновь наступили тяжелые времена. Власти РФ сейчас буквально под микроскопом рассматривают все проекты, в результате, многие из них откладываются на неопределенный срок. Тот факт, что работы по прокладке железнодорожной ветки в Туву должны начаться уже в 2015 году – большой успех в сложившихся суровых реалиях.

+++

 

Кызыл–Курагино – это не просто дорога

Что Тува получит вместе с железной дорогой, а что республика уже получила в результате реализации проекта?  Сколько человек работает на ТЭПК и сколько компания обучит в ближайшее время? Что было отсыпано, а что проложено, начиная с 2014 года? На эти и другие вопросы отвечает информация Минэкономики Тувы, предоставленная еженедельнику после запроса в правительство региона. Где-то эти сведения подтверждают данные, полученные «Плюс Информом» у инвестора, а где-то немного разнятся с ними.

Деньги в казну уже поступают

Несмотря на то, что проект еще не вступил в фазу активной реализации, кое-какие дивиденды в государственную казну он принес. По состоянию на 1 июля 2015 года Тувинская энергетическая промышленная корпорация с начала строительства Кызыл-Курагино уже перечислила в бюджеты всех уровней более 19 миллионов рублей.

Работы по прокладке ж/д были начаты в третьем квартале 2014 года и завершатся в 2019 году. В настоящее время подготовлена насыпь для устройства железнодорожных путей длинной 7 км, железнодорожное полотно уложено на протяженности 0,9 км. На объекте находится 19 единиц техники стоимостью более 2 млрд. рублей, подготовлена площадка для ее стоянки и вахтового поселка.

Профессиональные поселки и уголь для народа

Очень важно, что вместе со строительством железнодорожной магистрали в Туве появится и другая сопутствующая инфраструктура: вокзальные комплексы, станции и разъезды, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, поселки железнодорожников, устройства связи и электроснабжения. Также будут проложены инженерные системы и коммуникации.

А еще проект должен облегчить жизнь жителям Тувы, которые приобретают уголь. Планируется построить 18 сбытовых площадок в каждом районе, чтобы жители Республики Тыва могли приобретать его, существенно не переплачивая за доставку.

Очередной сигнал для Минобраза Тувы

Тувинская энергетическая промышленная корпорация уже постепенно решает кадровые вопросы. В этом году компания должна обучить 268 специалистов, в том числе для строительства железной дороги. ТЭПК нужны работники для управления большегрузными строительными машинами (БЕЛАЗами, бульдозерами, скреперами, автогрейдерами, экскаваторами, самоходными катками, компрессорами, трубоукладчиками).

Удивительно, но до сих пор эти специальности в техникумах Тувы не преподаются, хотя сколько об этом разговоров шло. Минобраз РТ совместно с Тувинским государственным университетом будут пересматривать образовательные программы, в том числе техникумов республики.

Пока же на ТЭПК работает чуть менее 100 человек, 90 из которых – жители республики. Если планы компании будут реализованы, то уже в 2016 году число ее сотрудников вырастет многократно.

И. Сенин (фото: пресс-служба правительства Тувы)


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Открытая тема На каком этапе находится проект строительства железной дороги ...
  • Кухня угольного бизнеса в Кызыле, и Как не стать жертвой «плохого» угля
  • Год, как год – 2017
  • Социальные комментарии Cackle