,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Парад изнутри

 (голосов: 0)

Парад изнутри На параде в Кызыле прошли ретро-автомобили. Или раритетные автомобили? Легендарные автомобили, как их ни называй! Героические автомобили! Хотя на самом деле Тува – не самое удобное место для восстановления и реконструкции авто былых времен.

Откуда машинка?

В европейской части России первые автомобили бегали уже в девяностых годах позапрошлого века. В столицах первые такси работали за десять лет до революции.

В Туве в это время пока нет ни городов ни дорог, ни, соответственно, машин. То есть очень уж старых машин здесь не найти.

А поновее?

Да и поновее проблематично. 19 мая 1926 года Госторгом РСФСР были куплены два автомобиля. По Усинскому тракту в Туву доставили в разобранном виде первые автомобили марки «Додж». И летом 1926 года один из них впервые прошел по колесной дороге от Кызыла до Минусинска, а от Минусинска – до Ишима и обратно. Можно ли найти этот автомобиль? Вряд ли: дороги были такими, что износ автомашин за один проход достиг 80%.

В тридцатые годы появляются новые машины. Но тоже немного. И дорог еще практически не было. Так что машины служили не очень долго.

Вот и получается, что в самой Туве искать по-настоящему старые машины бесполезно.

Но на параде ехали две машины военного времени - ГАЗ-69 и трехтонка ЗИС. Загадка?

Из кабины ЗИСа

Самое лучшее место для того, чтобы смотреть парад, – это кабина ЗИСа. Поверьте, это действительно так. Автор данного материала может говорить об этом с полной уверенностью, потому что каким-то непостижимым способом оказался в машине. Просто звезды так сложились. Повезло. Проехать на военном автомобиле, да еще и с пушкой – не всем удается.

Обычная трехтонка. Самая обычная. Их было выпущено полмиллиона. И даже больше. Их выпускали несколько лет.

Маленькая панель: масло, бензин, пара кнопок. Больше ничего нет. Стекла, конечно же не поднимаются и не опускаются. Вообще: фанера и жесть. Их было очень много. Вот только почти не осталось.

Да, проходимость великолепная. Это не внедорожник, но за счет низкооборотного тяговитого 6-цилиндрового мотора ЗИС был пригоден для круглогодичной эксплуатации по дорогам всех категорий. Тяговые возможности грузовика были близки к моделям со всеми ведущими колесами.

Пройдет где угодно. И по льду. По «Дороге жизни» в Ленинграде, зимой по льду, летом – по воде, ездили «полуторки» и вот такие трехтонки. Они же были и бензовозами.

Самая распространенная машина на войне. Ремонтировать просто. Двигатель легко запускался на морозе и мог работать на любых низкосортных бензинах. Гружёный ЗИС-5 мог буксировать прицеп полной массой до 3,5 т. Средний пробег до капремонта составлял 70 – 100 тыс. км. И их было бы сейчас много, но… Но их делали для войны.

Сейчас эта машина вместе с двумя ГАЗами гордо проехалась по площади, имея самых восторженных пассажиров – кадетов Республиканской кадетской школы-интерната «Кадетский Корпус Республики Тыва». Директор – Эрес Сонам сделал своим воспитанникам сказочный подарок на День Победы.

На постаменте

В Туве эти машины, конечно, не воевали. Их сюда присылали для работы. И они работали верно. Но время идет, появляются новые автомобили, более мощные. Да и дороги «налаживаются», можно брать и более капризные авто.

Трехтонки совсем было ушли со службы. Но остались на постаментах. Одна была в Кызыле. И стояла довольно долго, пока ее вконец не раскурочили. Потом некоторое время валялась – один корпус – на территории «Водоканала».

Потом попала в руки Александра Большакова и Сергея Житкова. И восстановили. Как и каким образом добывали старые детали – говорить страшно. Какие-то подшипники от какого–то древнего трактора… Сергей Житков сидел за рулем трехтонки во время парада, а Александр Большаков вел свою машину – ГАЗ-69. Кстати, ЗИС – это тоже его машина. Есть и еще, но на стадии восстановления.

А в Ак-Довураке на постаменте тоже есть ЗИС. Говорят, и его хотели восстановить, но пока идут только переговоры с городскими властями о машине. Могут и не отдать – памятник хороший.

Ретро на водоканале

Начальник транспортного участка ООО «ВКС» г. Кызыла Александр Большаков давно увлекается реконструкцией старых машин. Они восстановили и старенький «Москвич». Только он сейчас проходит «вторую стадию» реконструкции – на сиденья настоящую кожу натягивают.

Кстати, автопарк на Водоканале не поражает новенькими машинами. В основном они 80-х годов прошлого века. Но в очень хорошем состоянии. Пройдет еще лет десять, и можно устраивать парад ретро автомобилей только из машин Водоканала. Сергей Житков работает здесь слесарем. И в том, что старые машины все еще на ходу, есть и его заслуга.

Перечисляя собственность Александра Большакова, его можно признать богачом – ЗИС-5 и ГАЗ-69, старые «Волги», «Чайка»… На самом деле, все это – только большие вложения. Да, детали для восстановления можно купить и через интернет. Но очень дорого.

А ведь на этих машинах и не поездишь.

Кадеты, музыканты и сотрудники ГИБДД

То есть, конечно, на этих машинах можно ездить. У них есть госномер, они проходят техосмотр. Все – честь по чести.

Сейчас на параде они доставили массу удовольствия кадетам, несколько дней назад на ЗИСе ездили музыканты духового оркестра по городу и играли музыку военных лет.

ГАЗ-69 тоже обходится минимумом «наворотов». Нет даже дверец – вот такая «облегченная» военная модель. Приборная доска – тоже крошечная. Главное – чтобы машина могла бегать по фронтовым дорогам.

Но может ездить и по нормальным, городским. И не обязательно по праздникам. На вопрос, почему Александр Большаков не слишком часто хвастается такой машиной, ведь на ней можно ездить хоть каждый день, владелец ГАЗа отвечает коротко: «Трудно».

Тааак. Осматриваем машину. Почему трудно? Оказывается, дело не в ходовых параметрах. Трудно, потому что все время останавливали ГАИ, а сейчас ГИБДД. Документы не проверяют – просто хотят посмотреть, что там – внутри. Трудно, потому что только остановишься – набегают дети: потрогать, посидеть, покрутить руль. Да, нелегко.

Кстати, нелегко и фотографировать людей у машины. Как правило получаются спины (и то, что ниже спины), а головы и руки – в моторе... Действительно интересно, как она ездит. Такое впечатление, что это просто макет, демонстрирующий принцип двигателя внутреннего сгорания. С другой стороны, если эта машина прекрасно ездит, то для чего в современных машинах так много всего…

Разговор о машинах, любой подтвердит, может стать бесконечным. И нет сомнения, что мы еще вернемся к этой теме, рассматривая другие автомобили из коллекции Александра Васильевича.

А сейчас – еще один взгляд изнутри.

В Москве на Красной площади

Эрес Сонам дал возможность своим кадетам прокатиться на автомобилях. Один из трех – его собственный, его он «доводил до ума» всю ночь накануне парада.

А его дочь, Дина Сонам, попала на парад сама, без посторонней помощи. Причем – на Красную площадь. Конечно, она не маршировала в рядах Вооруженных сил. Она – танцевала.

Хореографическая композиция «Родина-мать зовет» - по сути, открывала концерт. Ее смотрели и Владимир Путин, и самые высокие гости. Она шла 25 минут.

Дина Сонам раньше ходила в кызыльский клуб «Пограничник». Сейчас учится в Московском университете культуры. Ей предложили участвовать в этом концерте, и она, конечно же, не отказалась.

Кстати, на концерте передать атмосферу сурового времени помогли и раритетные автомобили, такие как ЗИС и ГАЗ.

И теперь, говоря о тувинцах на Параде Победы, мы, конечно, первым назовем Сергея Шойгу, затем – ветерана Георгия Васильевича Абросимова, участника от Тувы в Параде 9 мая на Красной площади, и Дину Сонам. Может быть, среди тех, кто маршировал в колоннах разных родов войск, тоже были уроженцы Тувы?

Думаю, мы это еще узнаем.

Если, уважаемые читатели, вы что-то знаете об участниках Парада Победы, вы нам напишите, и мы с удовольствием опубликуем их воспоминания.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Выстрел в тайге
  • Яркие краски на Сером ручье
  • К сердцу Азии на Шевроле–Нива
  • Социальные комментарии Cackle