,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Этносоциальная ситуация в Туве


Этносоциальная ситуация в Туве

 (голосов: 0)
«Плюс Информ» продолжает публикацию результатов социологического исследования «Комплексное исследование современного этносоциального положения русскоязычного, в том числе русского населения Тувы»*. В прошлый раз мы затронули проблему миграции. Результаты исследования говорят о том, что Тува остается регионом, привлекательным для работы и проживания. В большей степени установку остаться в Туве выразили представители тувинского этноса.
По итогам опроса, сохраняется достаточно высокий потенциал миграции русскоязычного населения. Основные причины - социально-экономические трудности, этнополитическая нестабильность, понижение общей культуры и культуры межнациональных отношений, высокий уровень преступности. Привлекательными для мигрантов являются соседние регионы Сибири.
Одной из причин миграции могут выступать барьеры в социальном продвижении по национальному признаку, в том числе наличие явных или ненамеренных форм дискриминации при получении образования и трудоустройстве, участии во власти, духовном и культурном развитии. Сегодня мы начинаем разговор об этом.
Доступность высшего образования, равные возможности быть избранными на ответственные посты, в получении престижной должности, в достижении материального благополучия, в духовном и культурном развитии позволяют людям быть уверенными в своём будущем и будущем своих детей. И наоборот, нарушения принципов социальной справедливости, случаи дискриминации на этнической и религиозной почве вызывают негативную реакцию со стороны пострадавших, увеличивают вероятность открытых конфликтов.
ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что люди разных национальностей и религий имеют в Вашем регионе равные возможности при получении образования?». Распределения ответов представлены в таблице 1.
Мы видим, что подавляющее большинство респондентов согласилось с данным утверждением. Так считает 79% опрошенных из числа тувинцев и 64% из числа русских. Заявило о наличии преференций по этническому признаку при получении образования 17% опрошенных. Такие случаи не носят массовый характер, но стоит обратить внимание на тот факт, что русские респонденты чаще, чем тувинцы отвечали подобным образом.
Высшее образование для человека является важным социальным лифтом - условием и фактором социальной мобильности. Согласно социологической теории, чем выше в обществе возможности индивидуальной мобильности (социальные перемещения одного человека), тем ниже уровень сплоченности социальных групп и тем меньше межгрупповая напряженность. Поэтому в анкету был включен вопрос: «Имеют ли люди разных национальностей и религий в Туве равные возможности при получении высшего образования?».
По мнению половины опрошенных, независимо от национальности, разные возможности в получении высшего образования определяют: во–первых, материальное благополучие человека, во-вторых, местожительство (город-село), в-третьих, гражданство, и, наконец, национальность.
В данном случае мы видим, что вновь на первый план респонденты выносят социально-экономические факторы. Чем менее обеспечен человек, тем меньше у него возможностей для получения высшего образования. Исходя из этого, можно сделать вывод о трудностях социального продвижения большей части населения Тувы. Судя по данным исследования за 2008 г., почти две трети жителей республики можно отнести к категории малообеспеченных. Структура расслоения тувинского общества наглядно показана на следующем рисунке 1.
Представителей низшего социального слоя можно условно разбить на две группы. Тех, кто в первой группе, можно считать «крайне бедными» (31%), так как, по их мнению, денег хватает только на покупку продуктов питания. Как правило, они живут на социальное пособие (пенсия, пособие по безработице, детское пособие, стипендия) и/или перебиваются случайными (сезонными) заработками. В этой группе также бомжи и другие маргинальные слои населения.
Представителей второй группы (36%) можно отнести к «бедным». За счет небольшого стабильного заработка, в том числе в виде прибавки к социальному пособию, они имеют возможность покупать не только продукты питания, но и одежду и обувь. Представители низшего социального слоя имеют неблагоприятные условия для социального продвижения. В этой связи уместно привести мнение одного респондента: «В некоторых вузах образование платное, в некоторых нет. Почему это так? Можно ли получить бесплатное высшее образование во всех вузах? Если человек хочет и сможет учиться, то почему бы нет, даже малообеспеченным…».
Из рисунка мы видим, что весьма немногочисленным в Туве является слой людей, которых условно можно отнести к среднему классу (30%). Крайне узкой является прослойка состоятельных – «богатых» людей (3%). Именно они и их дети имеют максимально благоприятные условия для социального продвижения, в том числе получения престижного высшего образования.
К сожалению, нынешний уровень материальной обеспеченности населения Тувы может быть хуже, чем субъективно оцениваемый год назад. С учетом негативного влияния мирового финансового кризиса разрыв между «бедными» и «богатыми» может принимать более нетерпимые формы и в итоге усиливать социальную напряженность в тувинском обществе.
Кроме того, для Тувы серьёзной проблемой является разрыв в уровне жизни городского и сельского населения. Если в городе чуть более половины жителей позиционирует свое положение как неблагополучное, то в селах так считают больше чем две трети населения (76,5%). Средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли ниже, чем в среднем по республике. На селе выше уровень безработицы, менее развита инфраструктура, доступ к качественному среднему образованию в сельской местности также затруднен. В конечном счёте, всё это не позволяет на равных конкурировать выпускникам сельских школ с городскими учащимися при поступлении в вузы, особенно на престижные специальности. Не случайно в сознании 40% респондентов сформировалось убеждение о неравном доступе к высшему образованию сельских и городских жителей. Что касается доступности высшего образования для местных жителей и мигрантов, то объективно, мигранты оказываются в неравном положении. Так считают 44% опрошенных.
Тревожен тот факт, что треть респондентов независимо от национальности заявила о неравном доступе к высшему образованию людей разных национальностей. Расхождения в ответах русских и тувинских респондентов минимальны (до 5%). Это говорит о том, что со случаями дискриминации сталкивались представители обеих национальностей. По мнению одного из экспертов, тувинским ребятам отдается предпочтение при наборе в местные учебные заведения, в первую очередь, Тывинский государственный университет. По мнению другого эксперта, работавшего членом приемной комиссии, русские ребята имеют больше преимуществ при поступлении в вузы России в силу объективных причин (хорошее знание русского языка, лучше владеют материалом).
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Особенно острой для Тувы является проблема трудоустройства. По мнению 53%(!) опрошенных, независимо от пола, возраста, национальности, им пришлось столкнуться с тем, что их увольняют или не принимают на работу по национальному признаку. 27% опрошенных назвали причиной дискриминации при трудоустройстве «гражданство», 11% - религию. Один из экспертов так выразил свое мнение: «В банковской среде (поскольку это деньги) главный – это вопрос доверия. Доверяют только представителям своей национальности. Тувинец доверяет только тувинцам, русский-русским». Порочная практика, так как на деле более эффективной является работа смешанных коллективов.
Результаты социологического исследования свидетельствуют о нарастании интолерантных настроений среди населения Тувы. Об этом говорят пожелания респондентов, в которых выражена тревога в связи с усилением конкуренции на местном рынке труда: «В нашей Туве в последнее время число приезжих киргизов, армян, грузин постоянно увеличивается. Занимаются торговлей, вытесняя нас – тувинцев»; «…надо бы открыть новые предприятия, чтобы все население было занято». Люди понимают, что с проблемой безработицы в Туве связаны многие другие социальные проблемы: «Многие молодые люди ходят без работы и без образования, и отсюда начинается хулиганство, преступления».
Таким образом, итоги исследования свидетельствуют об отсутствии в Туве преференций отдельным национальностям в сфере образования и трудоустройстве. К сожалению, такие случаи были в практике представителей обеих национальностей. На это следует обратить серьезное внимание республиканским и муниципальным органам власти, правоохранительным структурам. Ярче всего проблема доступности, а точнее, малодоступности высшего образования обозначилась для малообеспеченных семей, сельских жителей республики.
Мы продолжим рассмотрение этой темы. В следующей публикации затронем один из дискутируемых вопросов в Туве – представленности людей разных национальностей в системе власти, а также поговорим о духовной и культурной самореализации народов Тувы.
Валерия Кан, кандидат исторических наук, зав. сектором социологии ТИГИ, региональный координатор проекта

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Этносоциальная ситуация в Туве
  • Национально–культурные автономии как фактор гармонизации межнациональных от ...
  • Вопрос–ответ
  • Социальные комментарии Cackle