,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Джип–триал на Синем Холме в День Победы


Джип–триал на Синем Холме в День Победы

 (голосов: 0)

Джип–триал на Синем Холме в День Победы

«Тrial» - переводится как испытание или суд. А «Джип-триал»? Испытание для джипов? Или для людей? Как бы оно ни было, а Джип-триал в Туве, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, прошел 9-10 мая в пятый раз и собрал рекордное число зрителей.

«На пустом месте»?

На первый взгляд, эти соревнования возникли практически на пустом месте. Не было традиций, не было «исторических корней»… Просто несколько человек ездили на соревнования в другие города, им это понравилось, вот они и стали проводить гонки в Туве.

Посмотрим «вторым взглядом» и поймем, что на пустом месте ничего не бывает. Есть вечный азарт и желание победить. И есть много людей, которые по долгу службы или по собственному желанию много ездят по Туве, по дорогам и бездорожью, и которым это нравится.

Вот как-то так и появился клуб «Адыг». А Юрий Пищиков и Виктор Гулик начали организовывать гонки Джип-триал в местечке Кок-Тей, в местечке Синего Холма, километрах в двадцати к востоку от Кызыла.

Задолго до начала ищут спонсоров, договариваются с предпринимателями, которые будут организовывать питание и торговлю, непременно – договор с полицией, для обеспечения порядка и безопасности.

А за несколько дней начинают «портить» дорогу, разбивают ее своими машинами. Тут важно еще не перестараться, сделать так, чтобы ямы и лужи были достаточно большими и труднопроходимыми, но все-таки проходимыми. Потом сами же и опять же на своих машинах проверят, реально ли преодолеть все препятствия.

В этот раз в гонках приняли участие 27 внедорожников и 8 квадроциклов. Призы были очень хорошими: мотоциклы и разные другие «железки», ценность которых знает каждый автолюбитель.

Зрители: «Спорт для мальчиков»

Число участников измерялось десятками, число зрителей – тысячами. В первый день гонок было четыре тысячи машин, на которых приехали зрители. Во второй – больше. Но конкретное число подсчету не поддается, постоянно кто-то уезжает, по разным причинам, кто-то приезжает.

Александр Волокитин уезжает, не дождавшись окончания гонок. «Причина» стоит рядом – маленький Кирилл уже очень устал и капризничает. Зачем они приезжали? Общение, зрелище и, конечно, обмен опытом. Здесь всегда можно увидеть интересные технические решения, способы усовершенствовать проходимость своей машины.

Елена Сибирцева такое большое число зрителей объясняет тем, что это – «спорт для мальчиков». Но женщин здесь не меньше, а то и больше, чем мужчин. И на это есть ответ: «А девочки караулят мальчиков». Ее сын Антон на гонках первый раз, да и вряд ли он что-то понимает, во всяком случае, он сидит на руках у папы, и ему тоже хорошо и весело. 

Сергей Сокольников здесь и зритель, и участник. Он не ездит в машине по кручам, он поет. Поет русские и тувинские песни, по желанию зрителей исполняет и горловое пение.

А вот и сотрудник ГИБДД. В форме. На работе. Может быть, ему очень хочется оштрафовать водителей? Здесь ведь реально нарушаются все ПДД, вместе взятые. Оказывается – нет. Начальник ГИБДД МО МВД РФ Кызыльский  майор полиции Алексей Антонов объясняет: то, что мы видим, это вовсе не транспортные средства, а в данном случае спортинвентарь. Для ДТП нужны: транспорт, проезжая часть, человек. Люди, конечно, здесь есть, но ни проезжей части, ни транспортных средств нет.

Сотрудники ГИБДД здесь только наблюдают за порядком. И никаких спецсредств не применяют. Спецсредство было только одно – мегафон. Но и у того села батарейка. Батарею, впрочем, скоро привезли новую. А использовали мегафон, чтобы убеждать зрителей отойти за ограждающие ленточки. Убеждениям зрители внимать не спешили. Они явно пытались пролезть везде, где только можно. И где нельзя тоже. К счастью, обошлось без несчастных случаев.

Блиц-опрос окружающих показал, что все собрались не для «хлеба и зрелищ», а для «зрелищ и общения». Хотя с питанием был порядок: шашлыки и все, что положено, – предприниматели постарались.

Участники

Среди участников – гонщики из Минусинска, Абакана, Саяногорска, Турана, Новоселово (Красноярский  край), конечно, – из Кызыла и Каа-Хема.

Машины – самые разные, разу­меется, все – внедорожники. Но крутых иномарок не было. И это – очень показательно. Люди покупают себе дорогущие внедорожники, чтобы ездить на них исключительно по дорогам. А по тайге-степи-песку все же ездят в основном на «Нивах», УАЗах, ГАЗах. Парадокс. Зачем же тогда покупать крутую продукцию зарубежья, если на дорогах, точнее, на бездорожье, используют отечественные машины?

Участники гонок за своими автомобилями ухаживают, как и другие автолюбители, но не боятся их испытать в экстремальных условиях.

Хотя, если честно, не такие уж они и экстремальные. Видели и «поэкстремальнее». «Грязевые ванны» на Тодже были шире и глубже, крутые подъемы-спуски в Монгун-Тайге – круче. Снежные завалы – как на перевалах в Тере-Хольском районе весной около Кызыла не организуешь. УАЗы проходят везде. Иномарки часто пасуют.

Жалко, что не было гонщиков из Тоджи. И без специально организованных соревнований одно удовольствие смотреть, как они гоняют на своих «Хантерах». Даже если есть дорога – им нравится «срезать» путь, проехать напрямую.

Но здесь главным было просто доехать. И даже – не быстрее всех.

Условия

Раньше – да, на скорость, кто быстрее сможет проехать маршрут. Сейчас дается один час. И определяют, кто за один час сможет больше проехать контрольных точек.

А на биатлоне для квадроциклов учитывалась еще и меткость – стреляли по надувным шарикам. Шарики, конечно, не маленькие, но ветер не подыгрывал спортсменам.

Гонок было несколько. «Стандарт», ТР-1 – тоже почти стандарт, не очень понятно, как они различались, ТР-2 – подготовленные машины, ТР-3 – серьезный «апгрейд».

На «Стандарте», то есть на машине без всяких изменений – базовый комплект,  победил  экипаж из Кызыла – водитель Анатолий Просвиркин, штурман Сергей Тырышкин.

На ТР-1 гости из Саяногрска – отец и сын - Городецкий Валерий и Городецкий Владимир. Кстати, на втором месте – тоже отец и сын, постоянные участники из Турана, Сувакпит Алексей и Сувакпит Алексей. Тут нет ошибки, просто их так зовут.

Водитель, который занял первое место на ТР-2, - Илья Шагарин, штурман - Вячеслав Данишвер. В гонках участвуют два года. В первый раз, в Красноярке, они получили только приз зрительских симпатий. В этом году участвовали поначалу в ТР-1, но что-то не заладилось. Для участия в ТР-2 они только прикрепили к машине лебедку. И победили. Но вот о машине надо бы сказать поподробнее.

Машина мечты

Это действительно машина мечты - ГАЗ 67Б.  Такие машины принимали участие в войне. Первый автомобиль Газ-64 на заводе имени Молотова был выпущен в августе 1941 года. Практически одновременно с выходом американского джипа «Willys-MA». При этом ГАЗ-64 превосходил американский аналог по многим параметрам. А в 1943 году был освоен легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67, у него колея была шире.

И вот такой красавец после войны прибыл в туранское райпо. Сколько-то на нем поездили,  а потом появились новые, более комфортабельные машины. И о ГАЗе просто позабыли. Он стоял в сарае, никому не нужный. Да и все его считали уже металлолом, который просто вывозить себе дороже.

Когда о нем вспомнили, он врос в землю вместе с колодками. Вытащить его не удавалось, пока вдруг не пришла в голову шальная мысль – подкачать колеса. И он поехал! Почистили, залили масло, бензин – автомобиль на ходу! Ничего не надо было менять. Ну, кое-что, кажется, сменили, но это то, что и у современных автомобилей надо регулярно менять. Амортизаторы в порядке, все в порядке.

Сказочная машина, столько лет простоявшая, сейчас ездит, спокойно штурмует все препятствия, не боится грязевых ванн, берет призы, занимает первые места.

О такой можно только мечтать.

Без чинов и званий

Спорт – это спорт. Чины и звания здесь не учитываются, нерасторопных зрителей отгоняют от дороги, не взирая на их статус. И для гонщиков различия не делают.

Впрочем, и когда общаются, тоже не особенно смотрят на должность собеседника. Про машину мечты разговор был длинным, все старались заглянуть в мотор, потрогать. Гордый владелец рассказывал историю машины до того, как она, забытая, начала врастать в землю, о том, как он ее нашел.

Коллективно вспоминали историю Горьковского автозавода, когда и как выпускали какие ГАЗы, чем ГАЗ-64 лучше Виллиса, в запале обсуждения Илья Шагарин говорил Шолбану Кара-оолу: «Не, ты слышь», и никого это не смущало. Сам Шолбан Валерьевич тоже что-то говорил и о ГАЗах, и о моторах, предлагал что-то сделать с машиной. Впрочем, разговор автолюбителей сможет понять только другой автолюбитель.

Достаточно понятным для непосвященных было только то, что у самого Шолбана Кара-оола тоже есть антикварный автомобиль – маленький черный «Москвич» 1948 года, а вообще «Москвичи» появились в 1947 году. Эта модель разработана на основе немецкого «Opel Kadett». И он, Шолбан Валерьевич, обещал его показать. Понятным было и то, что  Илье Шагарину и его машине окажут помощь, для участия в гонках за Саянами.

Никто нисколько не сомневался в том, что  ГАЗ-67 с флажком Республики Тыва на капоте еще покажет себя и в Ермаках, и на других соревнованиях.

А потом был биатлон на квадроциклах. И тоже «без чинов и званий», хотя в нем принимали участие многие как раз «с чинами и званиями».  Но это не повлияло на победу. Первое лицо в республике первого места в гонках не занял. Впрочем, и последним не стал. А вот свою охрану заставил поволноваться. Как охранять человека, который гоняет на квадроцикле? Особенно, если сотрудники были в туфлях и костюмах… Проблема.

Спасибо деду за победу

Некоторые привычно сетовали, что, мол, все держится на личном энтузиазме организаторов, что республика не помогает… А ведь это и есть самое ценное в таких «живых» соревнованиях. Ну, предположим, что эти гонки «отдали» в ведение госструктур. Может быть, Минспорту и Минтранспорту.  Они бы «футболили» разные вопросы друг другу, а организаторы нынешних гонок самоустранились бы и стали проводить свои, собственные, но уже другие. А эти соревнования ставили бы в план, проводили для «галочки», возник бы «добровольно-принудительный» порядок. Под «галочку» пошло бы и «патриотическое воспитание». Уже страшно?

А сейчас, когда на машинах участники сами, по своему собственному желанию, клеят надписи «Тува», привязывают гвардейские ленточки, - это ли не есть настоящий патриотизм? И без всякой «галки» на ГАЗ-67 было написано «Спасибо деду за победу». 

Организаторы сами без подсказки «сверху» посвятили гонки Победе. Сами сделали так, что эти соревнования стали гораздо значительнее, чем в том же Красноярске. Это их собственная победа. Да, трудно. Да, сложно. Но отдавать свою победу кому бы то ни было, пусть даже государству…

Пятые гонки прошли. Да здравствуют шестые, в юбилейный год Победы!

И  Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Выстрел в тайге
  • Яркие краски на Сером ручье
  • К сердцу Азии на Шевроле–Нива
  • Социальные комментарии Cackle