,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » К сердцу Азии на Шевроле–Нива


К сердцу Азии на Шевроле–Нива

 (голосов: 0)

К сердцу Азии на Шевроле–НиваТак  и хочется написать, что эта экспедиция – уникальное событие. Но в Туве так много уникального, что и само понятие как-то «подстерлось». А начать материал об этом путешествии, оно же – ралли, оно же – тест-драйв, надо бы с удивления: почему в Туве не нашлось желающих принять в них участие.

Как вы много потеряли!

Да, конечно, у кого – работа, у кого – разные летние хлопоты, у кого – День республики. Кто-то, вероятно, решил, что он и так по делам ездит достаточно много, и нужна ли ему еще одна поездка по давно знакомым местам Тувы.  Но обладатели автомашин Шевроле НИВА многое потеряли, не увидев того, как организована эта экспедиция.

Не знаю, как организуют прием Путина  и Шойгу. Но знаю теперь, как организуют экспедицию,  экскурсии, отдых те, кто подходят к этому профессионально. Обслуживающий персонал -  это техники, механики, навигация, повара, врачи и т.д. Все продумывается до мельчайших деталей – например,  картонка меню с логотипом у каждого места в кафе. Рассчитаны трасса, места стоянок, флажки  определяют маршрут, повороты, ключевые места. Заранее выдаются курточки, кофты с логотипом.

Останавливаетесь на обед, выходите – машины вымыты, дозаправлены, выстроены в ряд. Мини-автомойки,  мини-заправки возят с собой. Еще возят с собой: душ, столовую, кухню, генератор, МЧСовский  фонарь, палатки, умывальники, туалет и т.д. - все, что  необходимо для комфортного проживания.

Участники экспедиции, а это: представители «GM-AVTOVAZ», многочисленные журналисты ведущих автоизданий, немногочисленные желающие принять участие в экспедиции – Владислав Канзай, директор заповедника Убсунурская котловина», и корреспондент «Плюс Информа» - должны были только ехать. Ну и фотографировать, делать видеосъемку и анализировать поведение машин на сложных участка трассы. От не-журналистов не требовалось бы и этого.

Утром можно было съесть просто кашу, если бы не хотелось чего-нибудь еще. Но эта «просто каша» в исполнении преподавателя московского кулинарного техникума № 10, свидетельствует: то, что мы до сих пор называли кашей, – это просто недоразумение. А ведь была не только каша! И не только завтраки…

То, что умеет делать преподаватель кулинарного искусства Иван Сергеев, вообще мало кто умеет. И он вовсе не случайно кормил участников саммита во Владивостоке в прошлом году.  Свою увлеченность и кулинарный азарт он передает  и ученикам, которых берет с собой в экспедиции.

Но больше всего удивил горячий душ – пустяк, а приятно. И теплая вода в умывальниках по утрам. Не знаю, когда спит обслуживающий персонал? Может быть, в дороге, по очереди?

К сердцу Азии на Шевроле–НиваАлександр Рамазанов – менеджер. Мог бы только руководить. Но он делал все наравне со всеми.  И между разными делами допытывался, не надо ли нам чего-либо, не нуждаемся ли мы в чем-то, помогал нам ставить наши палатки.

В общем, сервис был на высочайшем уровне. Тем более обидно, что не нашлось желающих отправиться в эту экспедицию. А ведь мы о ней писали и приглашали!

«Дикие» журналисты

На самом деле – они не дикие, а цивилизованные и очень крутые. Это жители Москвы и Санкт-Петербурга, которые знают все о машинах, и о своих регионах. И ровным счетом ничего - о Туве.

Первая остановка и первый обед были на Алдын-Булаке. Мы их там ждали долго. И долго их там ждали артисты в костюмах древних рыцарей, чтобы вместе с ними прокричать троекратное «уракш». Подъехали все поодиночке и с большим опозданием. Оказывается, они, восхищенные природой Тувы, бросились снимать все подряд. Пока не пришли к мнению, что вся Тува – это бесконечная череда прекрасных пейзажей и абсолютно все  сфотографировать просто невозможно.

На обеде в Алдын-Булаке музыка  «Чиргилчин» произвела на них ошеломляющее впечатление. Большинство слышали горловое пение первый раз. Кое-кто говорил, что слышал нечто подобное в Китае – во Внутренней Монголии или в Бурятии. Но тут же отмечали, что не было подобной чистоты звука.

И в дальнейшем на трассе журналистов очень трудно было построить в колонну и пустить все машины одним караваном. Все всё равно отвлекались на пейзажи.

Когда позже, ближе к окончанию путешествия, я спрашивала о впечатлениях, все зачарованно говорили: «Красота». А что еще? А еще они отмечали доброжелательное любопытство местных жителей, которые подходили и интересовались проектом.

Кстати, можно отметить и доброжелательное любопытство самих журналистов. Я упомянула, что экспедиция проходит в знаковые для Тувы дни – с 13 по 15  августа. Именно в это время в 1921 году на Всетувинском учредительном Хурале провозглашено создание самостоятельного тувинского государства Танну-Тува, принята первая Конституция.

Тут у гостей появилось столько вопросов, что, мысленно радуясь тому, что всегда интересовалась историей Тувы и немало читала книг и статей на эту тему, я стала чувствовать себя лектором-экскурсоводом. Рассказывала о том, что было до того и что было после, и политику Тувы в годы Великой Отечественной, и вхождение в состав Советского Союза, и что за дата –  столетие единения,  когда, кто и как обращался к Белому царю.

И была очень рада, когда после ужина в Кежеге Владислав Канзай стал проводить презентацию Убсунурского заповедника, а я смогла просто помолчать. Потому что вопросы посыпались на него: и о барсе, и о его охране, и о разных других обитателях заповедника.

 

Кежеге. Извините, так получилось…

Я знаю, конечно, что этот материал будут читать и сотрудники «Джи Эм-АВТОВАЗ», и, может быть, новый Генеральный директор GM-AVTOVAZ Гари Тилсон. А может быть, и журналисты, которые принимали участие в экспедиции.  Но для всей Тувы гора Кежеге – священное, сакральное место, и мне ужасно не хотелось, чтобы по нему бродили праздные любопытные. Я сказала, что входить туда и тем более подниматься, можно только после обряда, который проведет шаман. Понятно, что шаман будет камлать уже в темноте, и в темноте карабкаться по горам опасно. А рано утром мы уже торопились в другие места.

Конечно, духи горы вряд ли стали бы особенно вредить приезжим. Но вам ведь, по сути, было все равно… Тем более, что мы потом посетили массу других интересных мест… Так что, извините, я вас специально запугала,  не пустила туда.

Кстати, сейчас строят новую дорогу, которая проходит недалеко от Кежеге. Она станет более доступной любому человеку. Может быть, администрация района примет какие-нибудь меры для защиты? Говорят, сейчас готовится закон о защите сакральных мест.

Кстати, журналисты еще удивлялись тому, что у нас хорошие дороги… Понятно, те – что асфальтированные. Я тоже удивлялась. Как-то принято считать, что у нас дороги плохие. Объясняю: трасса М-54 – федеральная. Они смеются: дорога Москва-Санкт-Петербург тоже асфальтированная, но «разбита в хлам». А у нас вроде как все дороги, не только М-54, хорошие, крепкие, не разбитые. Знаю, что в этом нет никакой моей заслуги, но все равно загордилась.

Шаман камлал. Все его снимали на фото- и видеокамеры. А потом и он стал объектом расспросов. Камлание большинство тоже видели впервые. А уж вот так пообщаться с «живым шаманом» мало кому удавалось.

Они восхищались шаманом, красотами. Я – искусством повара и горячим душем в условиях походного лагеря. И все были абсолютно счастливы. День первый прошел.

Тест для машин и людей

Второй день был жарким во всех отношениях. Солнце – это само-собой. Интересная трасса – с бархана на бархан – увлечение для сумасшедших автолюбителей.  И сумасшедших фотографов. Бегать по барханам перед автомобилями чтобы снимать их с разных точек – сомнительное удовольствие. Особую прелесть добавляют колючки, которые растут, где только можно. А если фотографу между делом удастся снять ящерицу – то он уж будет хвастаться снимком перед всеми.

По дороге к Торе-Холю увидели табун. Долгая остановка. Организаторы нервничают, в кафе у озера заказан обед. Но ведь здесь диковина – лошадки!

Купание, обед и новое испытание – дорога вдоль восточного хребта Танну-Ола. Сначала – дорога на удивление хорошая, вероятно, недавно сделали. Потом – откровенный кошмар. В дополнение к сущему пеклу. Не знаю, как американцы ездят по своей знаменитой пустыне. Думаю, так же. Хочется тихо умереть. Здесь бы автомобиль побольше,  помягче и с кондиционером. Но испытываем качества «НИВЫ».

Ее уже «прокатывали» по разным дорогам, разным регионам и странам. В прошлом году – в Коми. Более 800 км пути, броды по реке Кожым, 6 экипажей Chevrolet Niva. В позапрошлом году отмечали юбилей Chevrolet и проехались по Монголии и Китаю. Ездили и по Африке.

Думаю, что в тех местах было не легче.

Достоинства и недостатки

В машинах я ничего не понимаю. Могу оценить только комфорт. Комфорт – не главное достоинство Шевроле НИВЫ. Зато разбираюсь в водителях, а они многое рассказали. Генеральный директор СП «Джи Эм-АВТОВАЗ» Гари Тилсон тоже знает недостатки машины, которые не скрывает. Ни для кого не секрет слабоватый двигатель. В салоне, на его взгляд, не хватает переднего подлокотника и задних электростеклоподъемников.

Но все меняется, и все будет совершенствоваться.

Тут надо учесть еще одну деталь. Возьмем, к примеру, обувь. Практически у всех есть туфли «на выход», туфли для прогулок по городу, кроссовки, полусапожки, сапоги или унты, босоножки и т.д. То есть, обувь на все случаи жизни. Машины тоже бы неплохо иметь разные – для города, для поездки по дорогам из города в город, внедорожники и т.д. Но далеко не все могут себе это позволить. Уж так получилось, что машина заведомо намного дороже босоножек.  Поэтому нужно выбирать средний вариант.

Владислав Канзай, к примеру, говорит, что на своей машине он может и в Красноярск съездить к детям, отвезти продукты, и в лес, и для работы в заповеднике машина подходит. На крутом большом внедорожнике ездить удобнее, но в тайге, например, где более легкая машина переедет через дерево, большая может провалиться и забуксует. Она может и между деревьями застрять. Хорошо бы иметь «железную» машину, которую можно вдали от населенных мест «починить на коленке». Сразу скажу, что не уверена в том, что лично я бы смогла чинить машину на коленке. Но старые машины, говорят, так можно починить, а вот с новыми, где сплошные датчики – уже проблема.

Есть еще ряд разных параметров, которые интересны только самим автолюбителям. И которые обо всем этом знают и без меня.

К тому же всегда стоит вопрос о цене. Шикарные внедорожники не всем доступны. А Шевроле НИВА относительно недорога. И их – много. Уже выпушено более 500 тысяч автомобилей. Каждые три минуты, как бы раньше сказали, с конвейера съезжает новый автомобиль Chevrolet NIVA.

Дополнительный тест

После утомительного переезда мы остановились в окрестностях озера Убсу-Нур. Его было хорошо видно. На ближайшее время запланировали ужин, повара заняты, машины с журналистами приехали еще не все. Быть около Убсу-Нура, и не подойти к озеру – невозможно. Я сказала, что перед ужином прогуляюсь к озеру. Мне сказали, что туда идти далеко. Но понятие «далеко» - растяжимое. Озеро видно хорошо – не заблудишься. То, что по мере пути озеро почти не увеличивалось в размерах, сначала не пугало. Главное – быстро идти, потому что комары стали слетаться со всех окрестностей. Солнце садилось, на небе появились тучи. Но ведь до озера было уже близко.  А потом началось болото, которое не обойти ни с какой стороны. А потом окончательно стемнело и не стало видно белого тента столовой. В общем, дальше понятно. Ночь, степь, ничего не видно, страшные звуки повсюду.

Маленький тувинский мальчик в горах чувствовал себя увереннее, чем взрослая русская тетя в степи. Я была не просто напугана, а очень напугана. И тут зажегся МЧСовский фонарь. Очень далеко и совсем в неожиданной стороне. Но другого выхода нет – надо идти. Из одежды – джинсы и футболка. Из всего остального – очки и фотоаппарат. Теоретически можно развести костер и ждать, что тебя найдут по свету. Практически – нет зажигалки, да и трава и камни вряд ли горят.  Потом стали мелькать фары автомобилей. Но как можно найти человека в большой степи? Потом меня осенило, я подняла фотоаппарат повыше и стала делать снимки со вспышкой. Фото, конечно, никакие не получились, но вспышку заметили. В общем, все окончилось хорошо. Когда машина подошла близко, мне ничего лучшего в голову не пришло, как помахать ей – вроде я путешествую автостопом. А потом любезно спросить: «Вы меня не подвезете?» Вероятно, я была в шоке, потому что, сев в машину, завела светский разговор о достоинствах автомобилей разных марок. В лагере врач, посчитав пульс, дала какое-то лекарство. И тут я поняла, как мне действительно повезло – началась буря, упал и разбился фонарь.

Врач – Наталья Золотарева, которая имеет несколько специализаций и побывала уже в разных сложных экспедициях, спасла меня и от другой напасти – от истерики. На следующий день только эта мудрая женщина смогла меня успокоить, и помочь хотя бы на время забыть свою вину. Она сказала, что я поступила, конечно, неразумно, но дала возможность членам экспедиции понять, как важно помогать ближним, дала им возможность почувствовать свою силу и сознание того, что они спасли человека.

Ну а автомобили прошли еще один тест – поездка по каменным россыпям глухой ночью перед бурей. Саша Рамазанов, менеджер, который доехал до меня первым, вероятно, не захочет в другой раз организовывать экспедиции в Туву. Или, по крайней мере, будет спрашивать, кто участвует из местных журналистов, с негодованием отвергая мою кандидатуру. А может, и нет. Могу дать честное слово, что больше не буду теряться. По возможности.

Перевал, коновязь, путь домой

Дорога через Западный Танну-Ола потрясла всех без исключения: здесь очень редко бывают посторонние. И никто из нас раньше, кроме, опять же, Александра Рамазанова, не был. К такой красоте привыкнуть невозможно. Понимая, что это уже последний день путешествия, журналисты стали совершать и вовсе опасные трюки, переезжая через бурные реки.

На обед остановились в придорожной беседке, около которой было две коновязи.

Это для нас коновязь – нормально. Москвич Дмитрий Конев (видеоредактор «За рулем.рф») спросил: «Что это?». Я сказала – коновязь. «А что такое коновязь?»  Пришлось объяснить, что по этой дороге чаще путешествуют не на машинах, а на конях, и коновязь – не экзотика для туристов, а необходимость - здесь привязывают коней. Последовала фотосессия для коновязи.

Последний обед в Туве. Повар в очередной раз блеснул талантами, изготовив шашлыки. Все ели шашлыки? Но не такие. Рецепта допытываться не стала.

Подхожу к Наталье Лариончевой, сотруднику «джем автоваза» (именно так чаще всего и произносится название «GM-AVTOVAZ»). Хочу узнать ее впечатления. Впечатления – в перехлест.  Все довольно сумбурно, но  понятно – восхищение каждым отдельным пейзажем и всей природой Тувы в целом, масса новой информации. Ее можно понять – горячий душ в палаточном лагере – явление обычное,  а вот перевалы, коновязи…

В целом для Тувы – еще одна экспедиция, в которой все были счастливы. Кроме меня. Впрочем, и я счастлива, что меня нашли.

Технические подробности и все прочее будет на сайтах для автолюбителей, и как жалко, что наши владельцы «Шевроле НИВ» не приняли участие в экспедиции! Им бы тоже очень понравилось путешествие к сердцу Азии.

И. Качан

 

P.S. Ну вот, забыла самое главное – компания «GM-AVTOVAZ» подарила Убсунурскому заповеднику сертификат на 300 тысяч рублей. Владислав Канзай говорит, что на эти деньги купят снегоход. И, может быть, зимой будет новое путешествие – на снегоходах по Убсунурскому заповеднику – в погоню за снежным барсом. Вряд ли барса догоним, но проверим фото-ловушки


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Выстрел в тайге
  • Яркие краски на Сером ручье
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете в мечтаньях ...
  • Социальные комментарии Cackle