,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Ампутированные души взрослых убивают детей


Ампутированные души взрослых убивают детей

Дети-самоубийцы. Эти два понятия все чаще встречаются рядом. В Туве за первый квартал этого года 19 детей попытались уйти из жизни, три ребенка покончили жизнь самоубийством. За этот же период прошлого года с собой пытались покончить два ребенка. Еще двоим удалось это сделать…
«Повздорив с классным руководителем, две одноклассницы пришли домой, и наглотались таблеток…»
«В одной семье два ребенка один за другим пытались покончить жизнь самоубийством. Когда одному из них это удалось, второй попытался сделать то же самое…»
«Восьмилетний мальчик жил и учился в интернате. Однажды он повздорил со своими друзьями – что-то не поделили. На следующий день за мальчиком приехала мама и забрала его домой на выходные. Ребенок приехал домой и повесился в шкафу на веревке от своих варежек…»
Об этих случаях можно было услышть везде – на улице, в очередях, в маршрутках. И с каждым разом они обрастали все новыми и новыми подробностями.
Ситуация с детскими и подростковыми суицидами в Туве пугает. Смертность от суицидов среди детей и подростков в нашей республике составила в 2007 г. 14,6% от всего количества самоубийств. В 2005 г. закончили жизнь самоубийством 13 детей и подростков, в 2006 г. - 13, в 2007 г. - 24. Наиболее часто смерть от самоубийств отмечается у подростков в возрасте от 10 до 16 лет... Анализ причин суицидов, совершенных подростками в РТ показывает, что в большинстве случаев к совершению самоубийств и суицидальных попыток приводят причины семейного характера: частые ссоры и конфликты с родителями, отсутствие доверительных отношений, неблагоприятный психологический климат в семье. («Плюс Информ», № 44 от 5 ноября 2008г.)
Почему же дети пытаются уйти из жизни?
СИТУАЦИЮ КОММЕНТИРУЕТ ПСИХОЛОГ ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВА.

Работать надо с семьями

Проблема детского суицида не новая, и она особенно возрастает, когда в стране происходят какие-то катаклизмы. Например, кризис, о котором сегодня говорят очень много, может способствовать увеличению случаев суицида.
Детский суицид может возникнуть как в неблагополучных, так и в благополучных семьях. В моей практике было немало случаев, когда ребенок-суицидент жил в благополучной семье. Как правило, дети, которые решаются на такой отчаянный шаг, как самоубийство, не находит понимания или внимания в семье от родителей. Работая однажды в Центре «Ребенок в опасности», я имела дело с самым молодым суицидентом - на тот момент ему было девять лет. И когда после очередной попытки уйти из жизни, я пришла к нему в больницу и спросила: «Зачем ты решил уйти из жизни?», он сказал: «А что делать? В школе прессуют, во дворе бьют, домой приходишь - там скандалят. Где найти тот самый причал, где поймут, посочувствуют и хоть что-то разъяснят?»
Такие дети чувствуют полное отчуждение от родителей. Но помогать только детям, не беря во внимание их родителей, неэффективно. В этот Центр поступали дети после родительского «воспитания». Врачи их лечили, а психологи – проводили адаптацию. И через какое-то время я заметила, что туда очень часто попадают одни и те же дети. Это навело меня на мысль, что это замкнутый круг - мы проводим адаптацию и отправляем детей в семью, где их снова бьют и насилуют, где та же самая черствость, то же самое непонимание, отчуждение и одиночество. И ребенок снова попадает в одну и ту же ситуацию – когда не видит выхода, он снова пытается уйти из жизни, покинуть эту клетку.
На тот момент в этом Центре не было заведено, чтобы работали с семьями, но только однажды к нам пришел папа, который избил своего ребенка так, что тот попал в больницу. Затем мальчика отправили к нам на адаптацию. И мужчина сказал: «Сделайте со мной что-нибудь! Я избил своего ребенка и не хочу, чтобы это снова повторилось. Это моя вина, что мой сын попал сюда». Кстати, очень часто воспитание и сводится к тому, что запугать, подчинить ребенка, сделать его «удобным» для себя, и редко когда у родителей находятся силы увидеть в ребенке личность, увидеть тот алмаз, который нужно только огранить, а не подавить его. Я случай с отцом привела для того, чтобы было понятно: в подобных ситуациях может помочь только системный подход, ведь ребенок и родители – это система, которая называется семья. Если воздействовать на всю систему и менять отношения в семье, и в первую очередь работать с родителями, тогда ребенок будет спокойно жить в этой семье, тогда он будет совсем по-другому воспринимать свой мир, и не будет пытаться покончить с собой.
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СВОИМ ДЕТЯМ
Как-то, когда мой средний сын еще был подростком, я стала его ругать за то, что у него плохие отметки в школе. И он, очень разозлившись и обидевшись на меня, сказал: «Где же выход? Ты же не знаешь, как сейчас мне живется!» И это меня как бы «переключило». Я поняла, что нужно, прежде всего, понять, что происходит в душе ребенка.
Отношения между родителями и детьми выстраиваются не сразу. Ребенок изначально очень открыт для своих родителей, но уже от них зависит, как они это используют - или сохранят это хрупкое состояние (а оно становится более хрупким по мере того, как ребенок взрослеет) или станут жесткими и требовательными и не будут учитывать возрастных изменений, душевных расколов ребенка. В этом случае появится отчуждение. Если родители, ненавязчиво наблюдая за ребенком, не создают гиперопеку, гиперконтроль, а постепенно дают возможность становиться ему самостоятельным, то только такой подход позволит возникнуть пропасти непонимания между родителем и ребенком. Как правило, отчуждение появляется, когда ребенок снова и снова натыкается на непонимание, именно на непонимание его внутреннего мира. Сколько бы мы не любили наших детей, им всегда мало любви. Но когда у нас есть понимание их мира, тогда они не закрывают от нас свою душу. Никогда нельзя быть глухим к переживаниям наших детей, и если у ребенка есть душевное единение с родителями, то когда ему будет очень плохо, вместо того, чтобы найти веревку или снотворное, он в первую очередь обратится к своим родителям. Наша самая основная задача – научить детей быть людьми. Как-то мой сын сказал: «Самое главное, чтобы у человека не была ампутирована душа». Вот если у родителей душа не ампутирована, ребенок в петлю не полезет.
Родителям нужно передавать грамоту воспитания детей еще до того, как дети рождаются. Например, в Чехословакии, образование людей как родителей начинается с момента подачи ими заявления в ЗАГС. Их начинают обучать быть родителями, т.е. дают знания, что делать, как делать и как себя вести. И там очень широкая сеть социальных консультационных центров. Без этого проблему детского суицида решить невозможно. И если на эту проблему закрывать глаза, то это станет судьбой всей страны – беспризорные суициденты.

Дети – заложники взрослых

Очень серьезная ситуация с детьми, которые проживают в детских домах и интернатах. Как правило, суицид здесь происходит из-за взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, которые их воспитывают или за ними наблюдают.
На мой взгляд, какая-то поддержка может исходить от профессионала-психолога. Если психолога нет, то тогда, наверное, эта функция должна исходить от воспитателей. Но это зависит, в первую очередь, от человеческого фактора, от людей, которые непосредственно, работают с детьми. Если воспитатель измотан, обозлен и ненавидит этих детей, то суицид там будет иметь место. Если же воспитатель внимателен и умеет увидеть у ребенка этот надлом, когда он находится на грани, тогда он предпримет какие-то меры.
Это проблема нашей системы. Если в детском доме или интернате нет психолога, то таким учреждениям могла бы быть оказана какая-то меценатская поддержка, но не в плане денег, а, например, такая: сотрудники какого-нибудь психологического центра приходили бы и разговаривали с ребятами, работали бы с ними.
Дети – заложники взрослых. И пока ребенок маленький, он полностью зависит от взрослых. Но взрослые должны понимать, что, как они относятся к ребенку, такое отношение они и получат в перспективе, когда станут немощными, независимо от того, своего ребенка они воспитывают или чужих детей - ведь чужие дети тоже когда-то были своими.
Важно, чтобы это стало проблемой, реально решаемой, а не той, о которой просто говорят, и ничего не делают. Нужно помнить, что чем здоровее растущее поколение, тем крепче страна. В этом должны быть заинтересованы все.
Статистика
В Туве частота завершенных суицидов в течение многих лет сохраняется на стабильно высоком уровне и в 1,6 раза превышает российский показатель. В 2005 году частота самоубийств в РТ составила 51,6 на 100 тысяч населения, в 2006 г. - 62,6 на 100 тысяч, в 2007 г. - 53,2 на 100 тысяч.
В Российской Федерации частота самоубийств находится на уровне 36-38 случаев на 100 000. В итоге, только в 1995-2003 гг. в России совершили суициды более 500 000 человек, т.е. 56 000 человек ежегодно. Для сравнения: частота суицидов в мире в среднем составляет 14,5 на 100 тысяч.
Согласно положению Всемирной организации здравоохранения, критический уровень частоты суицидов составляет 20 на 100 тысяч населения. Превышение критического уровня свидетельствует о глубоком кризисе, происходящем в стране. Частота самоубийств в России превышает среднемировой показатель в 2,4 раза, а так называемый «критический» уровень - в 1,8 раза.
Полосу подготовила Е. Константинова

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Когда уходят дети...
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете в мечтаньях ...
  • Социальные комментарии Cackle