,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Пьянство. Уроки истории и роль церкви в решении этой проблемы


Пьянство. Уроки истории и роль церкви в решении этой проблемы

 (голосов: 0)

Пьянство. Уроки истории и роль церкви в решении этой проблемыПросматривая газету «Плюс Информ» № 39, октябрьский выпуск 2012 года, рубрика «Актуально. Народная социология», обнаружил интересную публикацию социолога Валерии Кан под названием «Бороться с пьянством, усиливая запреты и ограничения». По материалам данной публикации от населения поступило множество различных предложений, среди них - вернуть всевозможные запреты, насильственные и принудительные меры по борьбе с алкогольной зависимостью. Вспомнили даже «канувшие в Лету» лечебно-трудовые профилактории и принудительное лечение по постановлению суда. Комментировать подобную ностальгию не имеет смысла, но напомнить, чем все закончилось и внести альтернативные предложения просто необходимо.

 Любое лечение должно начинаться с условием, что оно будет успешно закончено. Мы ратуем за ограничительные меры, ссылаемся на лечебно-трудовые профилактории, но не можем вспомнить ни одного человека, полностью вылеченного от алкоголизма такими методами. Следует отметить, что лечение больного в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП) было основано на формировании у него условного рвотного рефлекса на алкоголь. А приобретенные условные рефлексы, как известно, весьма неустойчивы. Такие пациенты, как правило, выйдя за ворота ЛТП, могли продержаться без спиртного очень непродолжительное время или сразу начинали пить.

 Ни для кого не секрет, что существовали так называемые «методики устрашения». Многие, через меру употребляющие алкоголь, помнят, каким образом им предлагали закодироваться, и как происходила данная процедура. В наркологическом диспансере больному вшивали обычную стерильную таблетку аспирина и при этом утверждали, что это сильнейшее лекарство от алкоголя. Название, соответственно, придумывали, например, «Толеран», «Ампициал-депо» и т.д. В некоторых случаях ставили укол, 5-6 кубиков обычной никотиновой кислоты (при норме 1-2 кубика) или масляный раствор серы и подносили ватку со спиртом. Через несколько секунд появлялась патологическая симптоматика: чувство беспокойства, покраснение кожи, учащение сердцебиения и повышение температуры тела. И в этот момент, многозначительно ткнув указательным пальцем в небо, больному говорили с определенным пафосом: «Ты видишь, что происходит? А ведь ты только понюхал спирт! Представляешь, что с тобой будет, если ты его выпьешь?»

Лекарств от алкоголизма в фармакологии того времени не было, лечение было направлено на устранение последствий интоксикации организма, поражения органов и восстановлении их функций. Поэтому «пролеченные» таким образом больные очень быстро возвращались к своему прежнему пристрастию.

 Также уместно будет вспомнить апрельское постановление по усилению борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией 1985 года, благодаря которому в стране началась спекуляция спиртными напитками, увеличилось изготовление алкогольных суррогатов в домашних условиях, возросло употребление спиртосодержащих химических жидкостей: одеколонов, лосьонов, стеклоочистителей, клея БФ, муравьиной кислоты. Даже соединяли пиво с дихлофосом по особому рецепту: «Три пшика на кружку пива».

 Просто невозможно оставить без внимания отношение к этому постановлению комсомольских и партийных организаций. С высоких трибун проводили в жизнь линию партии и правительства по борьбе с пьянством и алкоголизмом, а на деле широко пользовались принципом: «Решение партии нарушать нельзя, но мудро обойти можно». Ярким примером такого лукавства были безалкогольные комсомольские свадьбы, где в чашечки для кофе наливали коньяк и называли «черный кофе», а яичный ликер называли «кофе с молоком». В результате на такой «безалкогольной» свадьбе трезвых людей практически не было.

 Отношение к данному постановлению у народа было или резко негативным, или с высокой долей иронии. В магазинах закрыли почти все вино - водочные отделы, нужно было отстоять в очереди несколько часов, чтобы приобрести алкогольную продукцию. В одни руки по талонам выдавались две бутылки водки. Все это привело к возникновению большого количества нелегальных точек, торгующих спиртным сомнительного качества. Таким образом, употребление алкоголя не уменьшилось, но увеличилось время, потраченное на его приобретение. Естественно, возникает вопрос. На что была направлена борьба? Абсурдность заключалась в том, что борьба была направлена на человека, а не на проблему пьянства в целом. Любое усиление давления приводит к усилению противостояния. Любые запреты и преграды ведут к поиску иных, окольных путей, а лечение, основанное на выработке условных рефлексов, на лжи и страхе, представляет собой, образно говоря, карточные домики, разрушающиеся при малейшем дуновении ветра. Неужели уроки истории ничему не научили? Неужели хочется еще раз наступить на грабли?

 Борьба с алкоголизмом в значительной мере осложняется тем, что причина этого заболевания расположена одновременно в двух сферах нашего бытия – в материальном и духовном мире. Современная фармакология располагает лекарственными средствами, воздействующими только на одну часть причины – материальную. Отсюда следуют частые неудачи, лечение затягивается на годы, несмотря на то, что врачи-наркологи прилагают максимум усилий для решения данной проблемы. На современном этапе огромную работу проводят органы МВД, психиатры, психологи и социальные работники. Но почему-то о значении духовной составляющей или упоминается очень скромно, или она откровенно игнорируется.

 В настоящее время общество начинает осознавать, что причина чрезмерного употребления алкоголя находится не только в области анатомии, физиологии и психиатрии. Пьянство - прежде всего грех – сфера деятельности церкви. Человек становится одержим страстью пьянства, и эта страсть – камень преткновения всех тех, кто пытается бороться с ней собственными силами, забывая о помощи Божией, о Его милости и милосердии. Беда как раз в том, что собственных сил у таких людей нет, потому что сила воли полностью подавлена страстью. Только по Благодати Божией, коснувшейся сердца человека, возможно в нем утверждение желания оставить грех. Здесь очень важна молитвенная помощь родственников, друзей, знакомых. С этой целью в Свято – Троицком храме города Кызыла каждую среду читается акафист Божией Матери «Неупиваемая чаша» с водосвятным молебном об исцелении от недуга пьянства, наркомании и табакокурения. На литургии подаются записки с именами страждущих, за них вынимаются частицы и имена прочитываются за престолом.

 Со временем, по горячим молитвам родственников, Господь приводит человека в храм, начинается второй этап – воцерковление. На этом этапе больной принимает активное участие в жизни церкви, в церковных таинствах, и, прежде всего, в таинстве исповеди и причастия. Искреннее исповедание грехов очищает сердце, создает условия для действия благодати Божией. С причастием эта благодать преподается вместе с силой противостоять греху и освободиться от плена страсти пьянства. В таинстве причастия человек принимает в себя тело и кровь Христову, становится частью тела Христова – единым Богочеловеческим организмом.

 Итак, для успешного духовного лечения необходимы следующие составляющие: молитвенная помощь родственников, вера в Бога, желание освободиться от греха, активное участие в жизни церкви, в церковных таинствах. Для некрещеных необходимо креститься.

 На основе опыта борьбы с алкоголизмом и наркоманией в соседних митрополиях и епархиях разработана схема церковной реабилитации алко, нарко и никотинозависимых людей. Созданы реабилитационные центры, духовные братства, где пострадавшие, помимо духовного лечения получают медицинскую помощь, проходят реабилитацию и трудотерапию. Усилия церкви обязательно объединяются с работой медиков, психологов, полиции. Составной частью являются занятия спортом. Создаются команды и проводятся соревнования по футболу, волейболу, тяжелой атлетике. Трудотерапия дает возможность обеспечить семьи всем необходимым.

 Позиция Русской православной церкви в отношении алкоголизма и наркомании четко обозначена в социальной концепции: «Основная проблема наших современников в царстве алкогольных и наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Алкоголизм и наркомания становятся духовной болезнью не только одного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пасторским состраданием к жертвам пьянства и наркомании церковь предлагает духовную поддержку в преодолении порока. Не отвергая медицинской помощи, Церковь уделяет особое внимание воспитанию и вовлечению страждущих в евхаристическую и общественную жизнь».

 В процессе работы в этом направлении в Кызыльской епархии возникла идея создания своего реабилитационного центра. За основу предлагается принять уже готовую схему церковной реабилитации, по которой Новосибирская и Красноярская митрополии, Омская и Иркутская митрополии епархии работают уже более десяти лет и имеют хорошие результаты.

 Молодая Кызыльская епархия 5 октября 2012 года отметила первую годовщину своего образования. На первых шагах своей работы мы столкнулись с определенными трудностями. К сожалению, нет материальной базы, нет помещения, пока нет специалистов. Очень надеемся на поддержку и понимание правительства республики, коммерческих организаций, частных лиц, всех слоев населения. Это наша общая беда. Вести борьбу с ней необходимо, объединяя все силы, задействуя все ресурсы, охватывая все аспекты обозначенной проблемы.

 Священник Владимир Аверин


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • С молитвой и верой
  • Алкоголь и алкоголизм в восприятии кызыльчан
  • Бороться с пьянством, усиливая запреты и ограничения
  • Социальные комментарии Cackle