,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Общины коренных малочисленных народов: оценка проекта и выводы


Общины коренных малочисленных народов: оценка проекта и выводы

 (голосов: 0)

Общины коренных малочисленных народов: оценка проекта и выводыСоциологические исследования

Сегодня представлена последняя статья из серии по национально-культурным автономиям (№1-13). Прежде чем подвести итоги, мы оценим проект республиканской целевой программы и рассмотрим инициативы казаков.

Современный курс государства на выстраивание партнерских отношений с коренными малочисленными народами наталкивается на трудности. Многолетняя система опеки в советское время при явном плюсе - стабильном увеличении поголовья оленей, привела к формированию пассивной модели поведения, к утрате способности самостоятельного развития. В связи с этим остается тяжелым социально-экономическое положение подавляющей части аборигенов, уменьшается доступность земель и ресурсов традиционного природопользования, сокращаются властные полномочия в местах их проживания.

Мало кто из представителей коренных малочисленных народов может пользоваться правами и льготами, установленными федеральными законами. О них не знают либо их не могут получить из-за отсутствия специального удостоверяющего документа.

Решить многочисленные проблемы этой группы можно на уровне региона, а для этого законодательную инициативу нужно передать на места. Для выстраивания целенаправленной и системной работы в этом направлении в Правительстве РТ надо выделить опытного специалиста. Важно проводить семинары для членов общин тувинцев-тоджинцев, правовой ликбез сделать регулярным.

Оценка проекта

В соответствии с распоряжением Правительства РТ от 20 октября 2011 г. №314, Министерство здравоохранения и социального развития РТ координирует подготовку проекта программы «Экономическое и социальное развитие коренного малочисленного народа РТ на 2013-2015 годы» (далее - РЦП). Общий объем запрашиваемой суммы на реализацию программы около 1 млрд. руб., из них большую часть планируют получить из федерального бюджета. Составной частью проекта является подпрограмма «Развитие северного оленеводства в РТ на 2013-2015 годы», проект которой подготовлен Министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ.

У меня немало содержательных и методических замечаний к проектам. В 2013-2015 гг. предложено провести научно-исследовательские работы на 2 млн. 750 тыс. руб. По моему убеждению, изучение нормативной правовой базы, исторического опыта тувинцев-тоджинцев и других коренных малочисленных народов, уровня их жизни и проблем все же надо было провести до разработки программы. Это положительно сказалось бы на ее содержании, эффективности принимаемых мер.

Требуют критического пересмотра и уточнения статистические данные, которые приводятся в проектах. Органы местного самоуправления Тоджинского, Тере-Хольского и Монгун-Тайгинского районов к 1 января 2012 г. отнесли к малочисленным народам 6920 чел., к ним прибавили 1267 жителей сумона Бай-Даг Эрзинского района. Однако по Федеральному закону №104-ФЗ к ним могут относиться только те представители народов, которые проживают на территориях расселения своих предков и сохраняют традиционный образ жизни и хозяйствования. По сведениям разработчиков РЦП в местах традиционного проживания в Тоджинском, Тере-Хольском, Монгун-Тайгинском районах проживают 1518 семей, а традиционными видами хозяйствования в Тоджинском и Тере-Хольском районах занимаются всего 674 чел. При разработке проекта опираться можно только на данные переписи 2010 г. - официальную цифру в 1856 человек. Это важно, так как целевая помощь должна быть адресной, получить ее должны, в первую очередь, сами тувинцы-тоджинцы.

При этом большая часть средств программы направляется на строительство и капитальный ремонт детских садов, школ, клубов, этнокультурных центров и других социальных объектов в селах Тоора-Хем, Ий, Адыр-Кежиг, Азас, Сыстыг-Хем, Моген-Бурен, Кунгуртуг. Значит, благополучателями фактически станут жители этих сел. Может, это оправданно с точки зрения вовлечения в традиционные виды хозяйствования других заинтересованных людей. Но тогда должно быть прописано отдельно в задачах и программных мероприятиях.

Проект большей частью состоит из мероприятий социальной направленности, слабо проработана экономическая часть. А ведь это главное условие улучшения социального положения оленеводов, должны усиливаться экономические стимулы. Программа должна быть нацелена на модернизацию оленеводства путем внедрения современных технологий содержания оленей и создания предприятий по первичной и глубокой переработке продукции и сырья оленеводства, охоты, рыболовства и собирательства. К примеру, в Норвегии и Канаде из шкур оленей делают мягкую замшу отличного качества.

Целевым индикатором подпрограммы по развитию северного оленеводства общей суммой в 18 млн. 375 тыс. руб. является рост численности поголовья оленей на 115 голов с 2012 по 2015 гг., в том числе в МУП «Одуген» на 65 голов. У меня сразу возник вопрос о критериях эффективности оценки этого проекта.

Республиканская целевая программа по поддержке тувинцев-тоджинцев крайне важна для республики, и потому ее проект требует качественной доработки с учетом международного, российского и местного опыта. Рекомендую специалистам министерств использовать методические рекомендации к индикаторам эффективности проектов, разработанные Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ, а также пройти обучение проектной деятельности.

Общины коренных малочисленных народов: оценка проекта и выводыИнициативы казаков

На территории республики зарегистрированы три казачьи общины: Кызыльское городское казачье общество, Балгазынское станичное казачье общество, Верхне-Енисейское окружное казачье общество (центр в Красноярске). Процесс создания общин в республике идет не так активно, как в тех регионах, где казачество имеет глубокие корни.

По словам есаула Юрия Маклыгина: «Регистрироваться заставляют казачьи объединения России - выстраивание казачьей иерархии». Движение поддерживается на государственном уровне: на сайте Министерства регионального развития РФ размещены типовые формы уставов, отчетов, структуры органов управления, инструкции по делопроизводству. Это облегчает работу по созданию новых общин. 

В регионе около двух тысяч казаков, казачьи общества действуют в Кызыле, Пий-Хемском и Тандинском районах. Атаманами были Владимир Беспалов, Валерий Тютрин.

Состав казачества является многонациональным, наряду с русскими есть молодые тувинцы. Отношение к казакам неоднозначное. У части населения сложилось негативное отношение, даже к форме. Молодежь, в том числе тувинская, интересуется. Поэтому казаки хотят перевести присягу на тувинский язык.

Казаки собираются в столице по ул. Комсомольской, д, 99. Руководит ими Атаманский совет и Совет стариков. Если атаманы собираются еженедельно по пятницам, Совет стариков - по мере необходимости.

Главная задача казаков - традиционное патриотическое воспитание молодежи, а также охрана общественного правопорядка, рубежей в приграничных территориях. 22 казака в Кызыле имеют удостоверения внештатных сотрудников полиции, в Туране таковых 26. В Туране казаки несколько лет взаимодействовали с сотрудниками дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД, обеспечивая безопасность дорожного движения. Работают казаки добровольно, на безвозмездной основе.

В школе с. Бай-Хаак действует казачий класс, в котором обучаются 22 кадета. Казак П.В. Реун ведет авиамодельный кружок и картинг, учит рукопашному бою и владению шашкой. Казаки участвуют в культурных мероприятиях, были на фестивале казачьей песни в Саянском остроге в деревне Шушеры Красноярского края.

Казаки, в отличие от других общественников, которые в основном собирают взносы и пожертвования, предприимчивы. Они занимаются мойкой машин и уборкой улиц, открыли рекламное агентство «Тамерлан». С заработанных денег платят аренду, тем самым показывая, что «можно выжить без государственной поддержки, надо вытащить молодежь из наркомании и алкоголя».

Юрий Маклыгин рассказал, что, по примеру других казаков, они решили построить станицу «Белоцарская» на правом берегу Кызыла: 265 дворов, школы, детские сады, церкви, промышленные базы. Проект был одобрен казацким сходом, на сегодняшний день прошел стадию межевания.

Многие трудности связаны с отсутствием закона о казачестве в Туве. Казаки не могут носить огнестрельное оружие, а шашку - только как атрибут парадной формы. Этот вопрос поднимался группой депутатов во главе с Виктором Молиным, но не получил поддержки большинства. Даже пошив одежды казака по карману не всем, так как требует немалых затрат.

Выводы

Таким образом, проживающие в Туве народы пользуются правом на создание и развитие национально-культурных центров. Однако, итоги опроса говорят о невысоком уровне их развития. Многие до сих пор заняты решением внутренних проблем и даже не зарегистрировались. На нынешнем этапе особую роль играют органы власти, тогда как инициативное участие гражданского сектора еще в полной мере не проявилось.

Катализатором развития национально-культурного движения становится деятельность Ассоциаций. Это основа, вокруг которой можно создать многое, возникает простор для культурной инициативы. Полезен обмен опытом, поэтому надо пригласить активистов из других регионов. Совместно можно проработать вопрос о принятии закона «О национально-культурных автономиях в РТ». В Туве, как и во многих регионах России, у представителей разных народов должен быть Дом дружбы - место встреч и презентации своей самобытной культуры.

Со следующего номера читайте материал «Школа в восприятии кызыльчан» в новой рубрике «Народная социология».

Валерия Кан, канд ист наук,

эксперт Сети этномониторинга EAWARN


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Общины коренных малочисленных народов: политика
  • Общины коренных малочисленных народов
  • Проблемы общин тувинцев–тоджинцев
  • Социальные комментарии Cackle