,
Партнеры

Оконные технологии в Туве
  
Реклама в Туве
  
Реклама в Туве
  
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Национально–культурные автономии в Туве


Национально–культурные автономии в Туве

 (голосов: 0)

Национально–культурные автономии в ТувеИдя навстречу депутатам Кызыльского Хурала и опрошенным лидерам, еженедельник «Плюс Информ» начал публикацию итогов исследования национально-культурных автономий Тувы. Поскольку их деятельность является частью межэтнических отношений, в прошлом номере была представлена оценка их состояния жителями республики. По сумме общественных мнений мы определили текущую ситуацию как в целом стабильную, с признаками некоторого напряжения. Питательной средой для напряженности являются социальные трудности, недостаток духовно-нравственных ценностей, прежде всего, у подрастающего поколения. Продолжается миграционный отток жителей региона. Это может привести к уменьшению культурного и языкового многообразия, формированию установок на этническую замкнутость, в конечном итоге - ограничению потенциала и перспектив развития Тувы.

Этнический фактор является существенным в развитии гражданского общества. Поэтому не просто желательно, но и необходимо регулярно изучать этносоциальные и этнокультурные проблемы в республике, создавая основу их публичного обсуждения и совершенствования региональной политики.

Каковы же проблемы на­ци­о­наль­но-культурных объединений в Туве? Начнем с ключевых понятий и проблем.

Национально-культурная автономия

Процесс национального возрождения, происходивший в нашей стране весьма бурно в 1990-х годах, сопровождался ростом этнического самосознания. Обрела особую ценность народная культура. Стали возникать национальные организации, целью которых было сохранение языков, культур, самобытности, проявилось стремление более полно удовлетворить этнокультурные потребности граждан.

Федеральный закон №74-ФЗ «О национально-культурной автономии», принятый 7 июня 1996 г., определил общие положения, понятие, права, принципы, порядок образования и регистрации национально-культурных автономий как общественных организаций. Сам термин «национально-культурная автономия» подчеркивает право участия, определенную самостоятельность в решении вопросов языка, образования и культуры этнических групп, находящихся в ситуации меньшинства на соответствующей территории. Закон гибко отразил ситуацию этнического и культурного разнообразия в стране, предоставив возможность развития и сохранения своей самобытности всем этническим сообществам без исключения.

Национальные общества создаются и представителями диаспор, к которым относят выходцев из-за рубежа и их потомков, поддерживающих социальные и культурные связи в своей среде и с государством исхода.

Метод исследования

Многие лидеры общественных организаций откликнулись на предложение участвовать в нашем исследовании, представили необходимую информацию, в том числе учредительные и отчетные документы, фотографии. Выражаем благодарность руководству киргизского, корейского, азербайджанского, бурятского и якутского объединений, Центров русской, немецкой и тувинской культур, ансамбля «Октай», казачества и общин малочисленных народов Сибири. В августе 2011 г. они приняли участие в формализованном интервью, ответив на 31 вопрос. В ряде случаев встречи были неоднократными. Заинтересованное участие, открытость и искренность свидетельствовали о понимании важности темы этнокультурного развития.

На семинаре «Актуальные вопросы обеспечения прав коренных народов на традиционное природопользование: российский и международный контексты» 9-10 августа 2011 г. удалось опросить 8 руководителей общин тувинцев-тоджинцев. Мы отдельно коснемся положения этой группы. Интерес к деятельности общин, казаков, Центров русской и тувинской культур, которые имеют другой правовой статус, связан с возможностью их участия в решении вопросов языка, образования и культуры.

Проблемы изучения

Накануне исследования выяснилось, что применительно к территории республики практически нет публикаций по данной теме. Пришлось столкнуться и с разнобоем в статистической информации. Органы власти, связанные с общественными объединениями и культурой в Туве, представили имеющуюся у них информацию. Но более точная информация по срокам регистрации, составу лидеров и другим аспектам исследования была получена в ходе опроса, а также с сайта Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тува.

К сожалению, прозвучит информация не по всем общественным объединениям  некоторые лидеры пока не нашли время для интервью. По этим причинам картина становления и развития гражданских структур этнокультурной направленности в Туве остается пока неполной.

Вопросы к аудитории

Перечислим основные вопросы, адресованные в ходе исследования лидерам общественных организаций. Прежде всего, нас интересовало, знакомы ли общественники с правами и обязанностями, указанными в законе о национально-культурной автономии. Каковы цели и задачи их организаций, что достижимо на практике? Взаимодействуют ли с представителями власти? В какой мере удовлетворяются потребности разных этнических групп? Есть ли препятствия в развитии национально-культурных автономий, и, если есть, то как эти препятствия преодолевать? Каковы перспективы развития национально-культурных организаций?

Состав национально-куль­тур­ных объединений Тувы

Население Тувы, как и по всей России, пользуется правом на организацию национально-культурных обществ. На территории республики созданы центры немецкой (руководители Г.Г. Страшкова, С.В. Лейзер), армянской (А.Х. Игитханян, С.Р. Килоян), азербайджанской (В.С. Акберов), киргизской (К.Ш. Туюков, И.О. Бекбоев, Б.М. Турдубаев, Ш.Д. Сакатаева), корейской (С.К. Цой), якутской (М.П. Куулар) культур, бурятский центр «Байкал» (М.А. Хадаханэ, А.Д. Эрдыниев). Официальный статус с декабря 2010 г. получила Ассоциация общин коренных малочисленных народов Сибири тувинцев-тоджинцев «Тос Чадыр» (председатель С.В. Демкина), с ноября 2011 г.  Ассамблея народов РТ (председатель В.Н. Лапшакова).

Работают муниципальное учреждение «Центр русской культуры» (В.Н. Лапшакова) и ансамбль «Октай» (Н.В. Пономарева), подведомственные мэрии Кызыла. Центр русской культуры находится в здании бывшего кинотеатра «Отчугаш», в сентябре 2010 г. после ремонта его торжественно открыли. Оба коллектива регулярно проводят уличные и стационарные мероприятия, в которых участвуют до 500 человек Центр развития традиционной тувинской культуры и ремесел (К.Б. Ондар) был учрежден в 2008 году под эгидой Министерства культуры РТ. Строительство здания (бывший музей) находится на завершающей стадии.

Активностью отличаются Центр немецкой культуры (в регулярных мероприятиях принимают участие около 150 чел.), киргизская «Манас-Ата» (представляет интересы диаспоры 2,5 тыс. чел.), азербайджанская «Азери» (200 чел.), якутская «Кэскил» (43 чел.).

Проблемы регистрации

Индикатором состояния развития национально-культурной автономии является наличие государственной регистрации. Таковую имеет Центр немецкой культуры (с 1997 г.), что, не в последнюю очередь, связано с финансированием из Германии местных образовательных и культурных программ. В ноябре 2011 г. также была зарегистрирована азербайджанская диаспора «Азери».

У некоторых объединений срок регистрации истек (к примеру, киргизская, бурятская), или они только собираются оформлять юридический статус (якутская, корейская).

Отношение лидеров к регистрации противоречивое. С одной стороны, осознается важность этой процедуры: «зарегистрировать организацию, чтобы отношение государства было другим» (киргизская организация); «можно открыть свой счет, контактировать с властями, получать деньги» (якутская). А вот мнение руководителя корейской диаспоры: «Каждый идет своим путем, никто ничего не требует».

С другой стороны, лидеры не спешат оформлять регистрацию. Это связано с трудностью процедуры регистрации - подготовкой учредительных документов и отчетов, поиском и оформлением помещения, юридического адреса, ведения финансового учета и налогообложения. По словам опрошенных, в связи с отсутствием квалифицированной юридической поддержки им приходилось неоднократно переделывать устав, обращаться за помощью в аналогичные организации в других регионах, обращались и в консульства. Сталкивались и с тем, что им «не давали разрешения на регистрацию». Есть и такие ответы: «для учреждения организации мы не могли людей собрать (было непонимание цели создания)»; «не было лидера, были разногласия». С точки зрения руководителей общин, регистрация сопряжена со значительными усилиями, требовались поездки в Министерство по делам юстиции РТ в г. Кызыле, и прочее. Высказывалось мнение о том, что, дескать, «при нынешнем положении» торопиться с регистрацией не стоит.

О важности регистрации общественной организации

Вопрос регистрации принципиально важен. Не только наше исследование, но и наблюдения в других регионах России показывают, что получение государственной регистрации общественной организацией - это чрезвычайно важный акт ее становления, а в дальнейшем - выстраивания взаимодействия с властями, средствами массовой информации, гражданским обществом. Казалось бы, формальный акт на самом деле дает возможность представителям этнической группы стать активной и признанной общественной структурой, а значит - способной к более эффективным общественно-полезным действиям. Одновременно повышается и ответственность, а это - тоже немаловажный стимул для хорошей работы и внимательного отношения к нуждам своих соплеменников.

В следующем номере мы поговорим о деятельности националь­но-культурных организаций и перспективах, которые видятся их лидерам.

 

 

ИНФОРМ ЛИКБЕЗ

Этническая ассимиляция - процесс, в ходе которого этническое меньшинство принимает ценности, язык, нормы и культуру большинства. Полная ассимиляция возникает сравнительно редко, ее результаты заметны по прошествии длительного исторического периода.

 

Культурная интеграция - взаимовыгодное сосуществование этнических и региональных культур и языков. При надлежащей системе демократического управления культура и язык меньшинства поддерживаются государственными и гражданскими структурами и способствуют развитию всего общества.

 

 

Валерия Кан, кандидат исторических наук, эксперт Сети этномониторинга EAWARN


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Деятельность национально–культурных автономий в Туве
  • Проблемы национально–культурных автономий в Туве
  • Национально–культурные автономии как фактор гармонизации межнациональных от ...
  • Социальные комментарии Cackle