,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Черный ящик кызылского аэропорта


Черный ящик кызылского аэропорта

Сочетание «ПОР» на вывеске нового здания кызылского аэропорта вносит некую интригу в будущее этого объекта... («пор» - тув. земля, почва, глина) Сумеют ли обитатели нового аэропорта решить «ЗЕМНЫЕ» проблемы и покорить небесную стихию?На прошлой неделе в очередной раз завалило «полку» на трассе М-54. Это событие, ставшее уже привычным для жителей Тувы, дает повод задуматься над состоянием аэропорта города Кызыл. Ведь когда-то выбраться за Саяны можно было не только на автомобиле...<!--more-->
ВЫРВАННЫЕ СТРАНИЦЫ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА
Как это ни прискорбно, но большинство российских аэропортов сегодня выживают с трудом. Хоть какую-то прибыль удается получать за счет непосредственно аэропортовой деятельности. В нее входят доходы от взлет-посадки судов, их стоянки и обслуживания. Например, за 1 рейс без дозаправки пассажирский АН-24 оставлял в Кызылском аэропорте от 26 тысяч рублей. Но по роду деятельности ФГУП «Тувинские авиационные линии», которому принадлежал аэропорт, приходилось заниматься не только аэропортовой деятельностью. Предприятие вело летную деятельность – то есть организовывало воздушные пассажирские перевозки.
Парк предприятия это позволял, в нем содержалось 25 воздушных судов. Но, к сожалению, востребованными их услуги не были. Билеты на авиарейсы продавались плохо, интенсивность рейсов была низкой. Сказывались низкие доходы местного населения, и недостаточное продвижение услуг авиации в республике. Вскоре из-за задолженностей по налоговым платежам и зарплатам были приостановлены лицензии ФГУП «Тувинские авиационные линии» на эксплуатацию самолетов ЯК-40. А немногим позже были приостановлены все лицензии на воздушные перевозки.
Этот удар добил предприятие окончательно. Началась процедура банкротства, длящаяся уже более двух лет. Чтобы сохранить хотя бы внутренние воздушные перевозки и высококвалифицированный летный состав, было заключено соглашение с красноярским ООО «АэроГео». Предприятие отдало в аренду 2 судна, которые выполняют рейсы на внутренних воздушных линиях Тувы.
ПОД КРЫЛОМ ДЕРИПАСКИ
Для обеспечения работы аэропорта, было создано ГУП «РТ «Аэропорт «Кызыл». Новым предприятием были получены необходимые сертификаты, на него перевели работников, ему предоставили все необходимое оборудование и новое здание аэровокзала. Именно это предприятие сейчас и работает в Кызылском аэропорте.
В течение прошлого года еще выполнялись рейсы на Москву, Красноярск, Новосибирск и Иркутск. Как и большинство пассажирских перевозок, эти рейсы приносили только убытки. Кто же их спонсировал? Убытки по Красноярскому и Московскому направлениям компенсировала авиакомпания «Кубанские авиалинии». Эта компания, как и «КАТЕКАВИА», регулярно пользовалась услугами Кызылского аэропорта. Предприятие «Кубанские авиалинии» - это часть холдинга «Базовый элемент», владельцем которого является Дерипаска. Что же заставило прагматичного олигарха заниматься заведомо убыточным бизнесом? Наибольшей популярностью пользуется версия, что Дерипаску «попросил» об этом в ходе негласных переговоров бывший президент Путин. После формальных договоренностей при участии Шолбана Кара-оола «Кубанские авиалинии» стали совершать регулярные авиарейсы в Кызыл, таким образом финансово поддерживая кызылский аэропорт.
Но вскоре начался финансовый кризис. Убыточные авиарейсы в Кызыл, очевидно, посчитали непозволительной роскошью. Московский рейс отменили сразу, а красноярский летал до конца года, но с уменьшенной до двух раз в неделю периодичностью.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ
Внутренние республиканские авиарейсы продолжали исполняться по плану благодаря тому, что тарифы регулируются на месте. Ввели экономические и льготные тарифы, убытки гасило Правительство Тувы. Таким образом, освоили 13 млн. рублей. Благодаря этому частично удовлетворяли социальные нужды населения и продолжали эксплуатацию воздушных судов. Последнее — очень важно, так как все самолеты должны проходить дорогостоящие календарные осмотры, даже если они не летали. За счет внутренних авиаперевозок ГУП «РТ «Аэропорт «Кызыл» получал доходы от взлет-посадки, а летчики и другой персонал получали зарплаты.
Но на внутренних перевозках много не заработаешь — самолеты по Туве летают маленькие, прибыли аэропорту приносят за 1 рейс не больше 6 тыс. рублей. Региональные рейсы выгоднее – на них летают большие, а значит, и более доходные для аэропорта судна. Правда, с загруженностью тут проблемы — полностью заполнить пассажирами салон удается, только когда заваливает «полку» на трассе М-54. Несмотря на это, Министерство дорожно-транспортного комплекса и связи РТ совместно с руководством аэропорта попытались возобновить региональные рейсы. Но на пути неожиданно встала проблема.
Оказалось, что Кызыл не имеет права вмешиваться в регулирование региональных перевозок. Все региональные перевозки регулируются исключительно в Москве. Эта же дыра в нормативно-правовой базе отразилась на каждом региональном аэропорте и авиакомпании страны. Возможно, она и стала причиной гибели 78 авиакомпаний за 1 год.
У регионов, конечно, были свои предложения касательно того, как выйти из этого коллапса, но все упиралось в нормативно-правовую базу, игнорирование которой граничило с уголовной ответственностью. Провели не одно совещание, в том числе с участием Шолбана Кара-оола и представителей авиакомпаний. Цель была одна – придумать схему, с помощью которой можно было бы обойти эту правовую дыру.
В Министерстве транспорта и связи Тувы придумали такую схему. Так как никто не в праве гасить убытки авиакомпаний (это регулирование осуществляется на федеральном уровне), было решено провести торги среди авиакомпаний на оказание конкретной услуги – транспортных перевозок «Красноярск-Кызыл-Красноярск». Торги даже успели объявить, но свое вето наложило Правовое управление Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи РТ. Сказали, «вы не имеете права, это региональные перевозки, неправомочное использование финансовых средств». А механизма правомочного субсидирования рейсов на региональном уровне нет.
БУДЕТ ЛИ ПОСАДКА МЯГКОЙ?
Ясно, что при отсутствии субсидирования региональных рейсов, отсутствие спроса на них гарантировано. Пассажиры вряд ли смогут покупать билеты по заявленным авиакомпаниями ценам. Ведь в цену билета они закладывают все свои расходы: ГСМ, тарифы аэропортов, содержание штата, аппаратуры и т.д. Добавим сюда поправки на норму прибыли, среднюю загрузку аэросудов, сезонность и получим астрономические не только для Тувы суммы. Ведь даже самые развитые в экономическом смысле страны (США, ЕЭС, Канада) субсидируют социально значимые перевозки. Фактически это происходит во всем мире.
Чтобы решить вопрос с авиаперевозками в Кызыл, Министерство дорожно-транспортного комплекса и связи РТ обращалось в Федеральное агентство воздушного транспорта. Оказалось, что там готовят список социально значимых маршрутов, которые будут субсидироваться из федерального бюджета. Все было бы хорошо, если бы не тот факт, что длятся эти приготовления уже более трех лет.
Когда в Москве решат эту проблему - неизвестно. Поэтому сибирские авиакомпании и аэропорты объединились под эгидой Департамента транспорта Сибирского федерального округа и стали разрабатывать свою программу поддержки малой авиации. Они пытались реализовать идею транзитных рейсов, связывающих города Сибирского Федерального округа. Между тем в Москву регулярно отправляют всю нужную информацию для ускорения работы над проектом «Росавиации».
Наконец была достигнута первая победа в битве за региональные пассажирские авиаперевозки. 10 марта этого года представителями Новосибирской области, Хакасии и Тувы была достигнута договоренность, согласно которой в ближайшем будущем появится новый авиарейс «Новосибирск-Абакан-Кызыл». Проект будет реализован в рамках формирующейся межрегиональной целевой программы «Развитие региональной и малой авиации на территории Сибири на период 2009-2015 годы» Запланированная периодичность рейса — два раза в неделю. Время покажет, суждено ли этой идее воплотиться в жизнь.
Подготовил З. Толу-оол

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Пассажирские авиаперевозки – проблемы, успехи и перспективы
  • Когда мы полетим?
  • Решается будущее аэропорта Кызыла
  • Социальные комментарии Cackle