,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Оваа Хоомея

 (голосов: 0)
Каким должен быть обряд освящения оваа? Конечно, традиционным. С хурешем, с камланием. А если один борец, исполняющий танец орла, посылает воздушные поцелуи зрителям, а другой выходит на площадку, страшно, по-сумоистски, топая ногами? Это нарушение обряда? Нет, если хоомей уже исполняют не только тувинцы.
Орлы хоомея
Оваа хоомейжи находится рядом с комплексом «Алдын Булак». Освящение - дело ответственное. Сначала надо все подготовить, в частности, сварить курдюк и грудинку, чтобы покормить духов местности и духов оваа. Не будут же они есть сырое!? А пока мясо варится, можно провести соревнования по хурешу.
Это был самый настоящий международный турнир, в котором принимали участие два американца и японец. Зрители тоже подобрались на редкость интернациональными. Кроме русских и тувинцев были, опять же, американцы, представители Австралии и Белоруссии. И не только. Но говорили в основном на трех языках: тувинском, русском и английском. Все понимали хотя бы один из них.
Как и было принято издревле, зрители сидели, образовав круг, прямо на земле. Наиболее предусмотрительные захватили маленькие коврики. Борцы не были в специальной одежде. И сражались не для зрителей, а для своего удовольствия. Да на самом деле, это и не были титулованные борцы. Боролись только хоомейжи. Впрочем, азарт был нешуточный.
Больше всех хотел победить Андрей Монгуш, это было видно по его взгляду. И он вышел в финал. Другим нашим борцам-хоомежи пришлось несладко. Они ведь в первом туре все поддавались гостям, просто, чтобы не обидеть. Когда директора духового оркестра Артыша Опуйлаа спросили, что же это он так плохо боролся, он честно сказал: «Надо было дать выиграть японцу, хотя бы в первом туре».
А гости вели себя, прямо сказать, странно. Вот Шон Куирк, «тувинец американского происхождения», вел себя правильно. Он знал - что, как и почему надо делать. А Энрике Сарайя, исполняя танец орла, посылал публике воздушные поцелуи. Ну, пусть это будет «танец американского орла». Японец Террадо Экей, выходя, топал расставленными ногами, как сумоист, под которым должна трястись земля. Тувинские горы и холмы не затряслись - «сумоист» был стройным парнем.
Во втором туре снисхождения уже не было, и гости как-то отсеялись. Но были и другие интриги. Дважды отцам приходилось бороться с сыновьям. Андрей Монгуш со своим сыном Туменом, а Алдар Тандын с Анчи Тандыном. Вопли зрителей при этом были сопоставимы разве только со звуками реактивного двигателя самолета.
Обычно выкрикивали имя борца, подбадривали. Вдруг моя соседка стала кричать «Сут-Холь! Сут-Холь». Подбадривала земляка - Ондар Монгун-оол только накануне получил звание Заслуженного артиста РФ. Звание заслуженно, но в хуреше ему еще надо потренироваться - в финал он не вышел.
В финал вышли три борца: Андрей Монгуш, Тумен Монгуш и «хозяин оваа хоомейжи» Алдар Тандын. Я болела за Алдара Тандына, хотя и видела, как хочется победить Андрею Монгушу, и полагала, что у Тумена - четырнадцатилетнего мальчика вообще нет никаких шансов. Поскольку борцов осталось трое, должно было пройти три схватки, побеждал тот, кто сможет одолеть двух других. Или если у каждого было по одной победе, то самый легкий по весу.
Ну и понятно, что получилось? Действительно, у каждого было по одной победе. И можно не взвешивать борцов, Тумен был самым легким.
Оваа не сразу строилось
Алдар Тандын рассказал целую строительную историю.
Место для оваа выбрали не случайно. Где его ставить, определил главный шаман Кара-оол Топчун-оол. Еще в прошлом году горловики выкопали яму для фундамента, в фундамент заложили 9 драгоценностей Тувы, традиционные национальные блюда, заложенные в кувшинчики - когээржики. Заложили камни из разных стран с разных материков, монеты разных стран.
При строительстве убедились еще раз, что место было выбрано верно. Около двухсот лет назад кто-то уже обратил на него внимание - здесь музыканты нашли семь камней с вырезанной надписью на тибетском языке «Ом мани падме хум» - «О! Драгоценность в лотоса!». Эта мантра сострадательному Будде.
Строили оваа сначала сами по себе, потом неожиданно, сами удивились, выиграли грант правительства Тувы на строительство туристического объекта - на создание оваа «Хоомей» в этнокультурном туристическом комплексе «Алдын-Булак»,
Церемонию освящения делал тибетский лама, а потом, после строительства, и шаман. А когда получили грант, то уже смогли «развернуться» - стали работать с дизайнерами. Идеи музыкантов воплощал в жизнь и развивал Леонид Уржук.
В первый год привезли только - 2 машины камней, а сейчас - 13 машин, всего на строительство оваа пока пошло 65 тонн камней. А будет еще больше. Даже если не привозить машинами. Многие шли к оваа со здоровенными камнями - каждый должен внести свою лепту.
В центре площадки стоит одно оваа, а рядом еще несколько столбов, покрытых резьбой, и у каждого своя каменная насыпь. Изображения на этих столбах символизируют разные стили горлового пения.
Символы хоомея - сосуд для молока, и другой сосуд - для алкоголя, но этот второй сосуд с вырезанным отверстием - алкоголь вырезали.
Символ каргыраа - медведь, но не просто медведь, а большой самец - хозяин тайги, и по бокам горные узоры - горный каргыраа.
Символ эзенгилээр - маленькая лошадка, скачущая внутри большого стремени, эзенгелер - стиль всадника.
Символ сыгыта - птица.
Есть и другие символы. Между столбами протянуты веревки для кадаков и чалыма, музыкант, который хочет усовершенствоваться в определенном стиле, повяжет свое приношение поближе к столбу с его символом.
Рога туров и клык тигра
Поставили красивую беседку. Обычно на таких «китайских» крышах на углах скульптурки драконов, а они сделали лошадей. А почему нет? Лошадь, так лошадь. И наверху беседки игил - как главное украшение и главное сокровище.
Площадка оваа окружена изгородью, столбы изгороди тоже украшены - черепами разных животных. В основном лошадей.
Алдар Тандын обратил внимание присутствующих на один странный череп и предложил угадать, чей это череп. Вообще-то он был ни на что не похож... Археолог Омак Шыырап сказал, что это понятно, это - верблюд. И добавил задумчиво: «А где они взяли черепа с рогами туров?»
Два столба были украшены черепами современников мамонтов - туров. Не меньше десяти тысяч лет назад они свободно гуляли по Туве. Но уже как-то давно не гуляют. Исчезли как мамонты, как саблезубые тигры... Говорят, что в тоджинской тайге нет-нет да и можно такое найти. Эти величественные звери стали пра-прародителями обычных домашних коров.
Наверное, рогам место в музее, но здесь, на горе, возле оваа, они смотрелись как-то правильнее.
Ну а затем наступило время шамана. И шаман был правильный - Лазо Монгуш. Он ведь и хоомейжи. На ожерелье заметно выделялась самая крупная подвеска - клык тигра, покрытый резьбой. На колотушке для бубна были собраны самые разные сакральные предметы и амулеты. Уже после камлания и после того, как прошелся плеткой по спинам и не только всех гостей, он подробно рассказал, какой предмет для чего предназначен.
А потом пели. Просто пели. Не как на концертах. Как для себя. Как пели пастухи в степях, пели просто. В обычной, не концертной, одежде. Энрике и Террадо тоже пели. И им тоже хлопали. И может быть, их пение могло бы восхитить где-нибудь далеко от Тувы.
Но на «маленькую сцену», а точнее, в беседку, заходили и пели Конгар-оол Ондар, Достай Откун. И сразу становилось понятно, что в горле у певцов других народов тоже есть какой-то загадочный инструмент, но маленький и слабенький. И им никогда не дотянуться до настоящих хоомейжи.
На этом и закончилось освящение оваа в этом году. Всех пригласили в алды-булаковское кафе. Где одних только горячих блюд было пять перемен. И были скалы возле юрт, загадочно мерцающие от подсветки, и дорожки, выложенные фонариками.
Обряд освящения прошел как один идеальный момент, может быть, тот, которого так ждал Фауст. На следующий год обряд будет повторен. Пройдет ли он так же, или организаторы придумают что-нибудь другое?
Не забыть бы только прихватить большой камень, если придется вновь посетить оваа.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Все хоомейжи знают это
  • Хоомей, который объединяет. И восхищает. И развивается
  • Пусть дорога будет белой как молоко матери…
  • Социальные комментарии Cackle