,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Коррупцией болеем – вылечиться не можем


Коррупцией болеем – вылечиться не можем

 (голосов: 0)
По всей России ведется систематическая и «беспощадная» борьба с чиновниками-коррупционерами. Но, несмотря на это, с каждым годом заявлений граждан о нечистых на руку государственных служащих становится все больше. Отсюда вполне явные вопросы к эффективности этой самой систематической и «беспощадной» борьбы. Их на прошлой неделе озвучил Дмитрий Медведев.
В Туве проблемы в данном направлении тоже имеются в достаточном количестве, особенно, что касается работы должностных лиц в районах. «Плюс Информ» в прошлом номере опубликовал краткие результаты, которые касаются преступлений, совершенных чиновниками в 2010 году. Пришло время копнуть глубже.
Борьба на словах, а не на деле
Президент России Дмитрий Медведев14 июля, выступая на заседании Совета законодателей, обрушился с критикой в адрес правоохранительных органов, которые должны противодействовать коррупции. Глава государства, в частности, высказал свое недовольство по поводу выбираемых ими методов работы в данном направлении. Он заявил, что реальное число случаев должностных преступлений в нашей стране в десятки, а то и в сотни раз выше, чем выявляется соответствующими структурами.
Что же касается способов борьбы с нечистыми на руку чиновниками, то глава государства отметил, что они зачастую сводятся «к энергичному написанию бумажек», к проведению различных дискуссий и круглых столов. По его словам, в последнее время наблюдается рост количества коррупционеров, и это становится положительной тенденцией.
Дальше - больше. Оказывается, закон сам способствует увеличению преступлений в данной сфере. Дмитрий Медведев подчеркнул, что в России за последнее время экспертиза выявила 36 тысяч различных законодательных и нормативных актов, которые содержат коррупционную составляющую, а именно, могут провоцировать на совершение противоправных деяний. Большинство из них относятся к сфере местного самоуправления, что объяснимо, поскольку там и контроль меньше, и квалификация кадров ниже.
Районные чиновники обнаглели
Как еженедельник сообщал ранее, более 65% коррупционных преступлений в Туве приходится на долю представителей местных муниципалитетов. Озвученные данные только подтверждают слова президента РФ.
Отсюда следует вывод, что некоторые чиновники в районах нашей республики действительно обнаглели. Они часто занимают по несколько должностей и практически являются сами себе хозяевами. Отсюда и рост недовольства жителей, которые порой сталкиваются с откровенным беспределом. Недаром прокуратура сообщает об увеличении преступлений коррупционной направленности.
Корни проблемы
Почему же складывается такая пессимистичная ситуация? Свои мнения по этому поводу высказали представители Комиссии по противодействию коррупции в Туве. Например, министр внутренних дел Александр Лобанов считает, что во многих случаях преступления становятся результатом непрофессионализма выборных управленцев. По его словам, большинство из них не имеют ни высшего образования, ни опыта руководящей работы, а следовательно, иногда становятся объектом манипуляций мошенников.
Вице-премьер Тувы Артур Монгал уверен, что корни проблемы находятся намного глубже. Он высказал мнение, что в нашей республике попросту нет системы противодействия коррупционности, в частности, муниципального звена, а институты гражданского общества недостаточно активно привлекаются к контролю над избранными должностными лицами.
«Для Тувы, где вопрос кадрового дефицита стоит очень остро, это не самый худший и, может, даже единственный способ сделать местную власть максимально отвечающей запросам граждан», - подчеркнул в свою очередь министр по делам юстиции Шолбан Монгуш, предлагая разработать меры по повышению уровня профессионализма управленцев.
Ранее глава Ассоциации муниципальных образований Тувы Виктор Тунев высказал мнение, что переход населенных пунктов республики на сити-менеджмент является самым оптимальным опробованным инструментом повышения эффективности и ответственности самого близкого к населению уровня власти.
Данная модель подразумевает выбор глав поселений с представительскими функциями из числа депутатов и назначение сити-менеджера, ответственного за городское хозяйство.
В настоящее время по такой системе работает менее половины всех муниципалитетов республики. В 72 сельских поселениях из 120 руководители избираются всеобщим голосованием и занимают 2, а иногда и сразу 3 руководящих поста - главы поселения, председателя администрации, да еще и сельского Хурала представителей. Согласитесь, что они неплохо устроились.
Спасет ли полный переход к электронному правительству?
Перейдем от предложений к конкретным методам борьбы. Как сообщили еженедельнику в Секретариате Совета общественной безопасности при председателе правительства Тувы, Минюст постоянно проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов и других документов исполнительной власти. Также действует телефон горячей линии - 2 1179, по которому ежедневно с 8 до 20 часов принимаются звонки от граждан о должностных преступлениях. Если вопрос требует немедленного реагирования, то информация сразу же отправляется в правоохранительные органы.
В этом году внедряется электронный документооборот, данная программа будет полностью запущена уже в сентябре. Она сделает деятельность чиновников более прозрачной. Для этой цели, в частности, уже действует портал государственных услуг, список которых сейчас составляет более 200 наименований.
Помимо этого, с 1 января 2011 года в Туве полностью перешли на открытые аукционы в электронной форме на едином официальном сайте РФ: zakupki.gov.ru. Комиссия здесь рассматривает заявки без ознакомления с наименованием участника размещения заказа, а процедура торгов проводится оператором электронной площадки.
В Секретариате отметили, что еще необходимо решить вопрос о введении полной прозрачности в операциях с землей. И это уже решается.
Можно сделать вывод, что на создание электронного правительства антикоррупционеры возлагают большие надежды. Тут есть два «но». Во-первых, туда, где государственные служащие преступают закон больше всего, а именно - в районы, e-Government внедрят в последнюю очередь. Во-вторых, не факт, что недобросовестные чинуши не найдут способ, как обмануть эту новую систему.
Идеальных методов пока нет
Если говорить о каких-то конкретных способах успешного противодействия нечистым на руку должностным лицам, то их практически нет. Опираться только на опыт других государств для России было бы не совсем оптимальным решением. Ведь в странах, где зафиксирован низкий процент коррупции, просто не принято брать взятки, там боятся это делать. У нас же дать на лапу, зачастую является неотъемлемой частью ритуала посещения чиновника. Граждане России привыкли «подмазывать», «подкупать» и «благодарить» государственных служащих.
Что касается конкретных мер борьбы с коррупцией, то среди них чаще всего предлагаются несколько особенно популярных вариантов, которые рассматриваются в комплексе. Речь идет о тщательном отборе кадров, о контроле за расходами чиновников и их близких (главное не декларация, а проверка ее достоверности), о законодательном ограничении прав должностных лиц на неприкосновенность и личные тайны, а также о постоянной профилактике преступлений, совершенных в этом направлении. И отдельным пунктом сюда стоит вписать - законодательное ужесточение наказаний.
Борьба с ветряными мельницами
Противостоять коррупции будет практически невозможно, пока сами люди не отучаться давать на лапу тем, кто им помогает решать свои проблемы. Эта беда лежит очень глубоко, где-то на подсознательном уровне россиян. У нас взятка - это чуть ли не традиция и само собой разумеющееся действие. Если в этом плане ничего не изменится, то ни один надзорный орган не поможет.



России в 2010 году досталось 154-е место из 178 возможных в индексе уровня коррупции стран мира, составленном Transparency International. Наша страна получила всего 2,1 балла из десяти возможных. Годом ранее она занимала в данном рейтинге 146-е место.
Интересно также посмотреть, с какими государствами мы делим 154-ю строчку. Среди них Папуа-Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау.
Из стран СНГ в списке 2010 года лидируют Казахстан и Молдавия, занимающие 105-е место. Обогнали Россию также Армения (123-е место), Белоруссия (127-е место), Украина и Азербайджан (делят 134-е место).
Что касается лидеров, то это Дания, Новая Зеландия и Сингапур, получившие - 9,3 балла. Последнее место в рейтинге заняла Сомали. Ей было присвоено 1,1 балла.
Интерфакс приводит выдержки из российской версии доклада Transparency International, распространенной в Москве. В документе, в частности, говорится, что относительно индекса России в 2009 году никаких кардинальных изменений не произошло. «Коррупционеры выявляются, дела заводятся, расследуются - но реально наказанных за содеянное коррупционеров не становится больше», - отмечается в материалах исследователей.
Рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов, а средняя бытовая взятка выросла с 8 до 27 тысяч рублей.
Рейтинг составляется Transparency International на основе опросов экспертов и представителей деловых кругов 180 стран мира.

Георгий Богданов

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Криминал за неделю
  • Эксклюзивное интервью Чтоб земля под ногами горела, или Как бороться с корр ...
  • В поиске «санкционных спекулянтов»
  • Социальные комментарии Cackle