,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Вечное синее небо

 (голосов: 0)
Тенгрианство - древняя религия тюрок, духовно-религиозное учение о трансцендентальных началах, когда Тенгри считалось Единым началом, включающим в себя триаду «Жизнь-Природа-Человек». III Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» проходила с 1 по 3 июля 2011 г. на территории комплекса «Алдын-Булак».
Разговоры научные
Научные разговоры велись, понятно, учеными. Оказывается, не все так просто в тенгрианстве. Тенгри - это не просто бог неба, не какое-то конкретное божество, отвечающее за определенные явления или действия.
Доктор наук Дашиям Лувсандамба, президент Академии Монгольской Традиции, Заслуженный деятель культуры Монголии сказал, что люди с древних пор поклонялись небу, земле, воде, считали, что каждый предмет имеет дух, и может дать помощь с «той стороны». Идея тенгризма возникла еще у тюрков (VI-VIII вв.), но основное развитие получила у монголов (XIII-XIV вв.). Древний культ Неба окончательно оформился, когда Чингисхан создавал свою империю. Из рук верховного шамана Теб-Тенгри он получил свой священный титул. Вечное синее небо - Тенгри - Чингисхан понимал как силу, которая помогает тем, кто ей понравится, кого она сама выберет.
Небо понималось как всеобъемлющее пространство, как образ существования. Все шло от неба. Древним было просто - не было дифференциации наук. Не было точных требований к научным дисциплинам. Сейчас многие исследователи по-разному трактуют понятия «небо», «Тенгри», «бог». Возникла необходимость научного аппарата.
Для того, чтобы наука о Тенгри могла быть признана, необходимо определить объект исследования. Вот когда будет определен объект, тогда все термины и станут на свои места.
По-сути, тенгрианство сейчас одна из очень спорных концепций. Кто-то видит в ней древний вид единобожия, кто-то - обзывает «неоязыческим культом». Вот с этим тоже ученым еще предстоит разобраться.
Но ученые, деятели культуры из разных стран и регионов России, которые были на конференции, в целом понимают Тенгри именно как нечто всеобъемлющее: пространство, существование, информация.
Разговоры ненаучные
Ненаучные разговоры касались в основном самого комплекса «Алдын-Булак». Это уже совершенно восхитительное место, несмотря на то, что строительство полностью еще не завершено.
Всеобщее одобрение вызвали дорожки, выложенные диким камнем, обрамленные маленькими фонариками, чтобы не сбиться в темноте.
Сложные чувства возникали при виде юрт. «Не наши юрты - монгольские или казахские». С другой стороны, монгольский писатель и журналист Б. Галаарид, как и его соотечественник Дашиям Лувсандамба, полагают, что юрты у нас были изначально одинаковыми, так что большого криминала в несколько иной форме жилища они не видят.
VIP-юрты потрясли всех - там есть то, чего не бывает в обычных юртах, но это их делает только более ценными: горячая и холодная вода, туалет. А вот по планировке были претензии. Даже возникла шутливая идея быстренько все переставить, чтобы выделить как полагается - мужскую и женскую зоны, определить почетные места. Расположившись на шикарной оттоманке, мы, с доктором наук Валентиной Сюзюкей вскоре определили, что находимся на самых «непрестижных» местах юрты. По сути только «кухонька» была на месте - сразу справа от входа.
Стоимость проживания в такой юрте - пять тысяч рублей в сутки. Конечно, по мнению Остапа Бендера, раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много. Но вот именно таких людей как раз и не много, кто может позволить себе пожить в VIP-юрте.
Но в целом, культурно-этнографический комплекс только добавил красоты и без того, впрочем, красивой местности, органично в нее вписавшись.
Тенгри мы понравились
Древний обряд освящения Неба проводил тувинский шаман Алдын-ча - «Золотой лук». Этот известный в республике человек не входит ни в какие шаманские общества, полагая, как и считали древние, что два шамана не могут даже пить из одной реки.
Само камлание описывать бесполезно. Если вы его не видели, то и не сможете понять совместного танца Человека и Огня. А вот помогали шаману, приносили дрова, как и полагается, только мужчины: директор музея Виктор Чигжит, директор ТИГИ Каадыр-оол Бичелдей. Но они были только «на подхвате». Главным действующим лицом был все-таки Алдын-ча.
Оказалось, что время для камлания выбрано не вполне удачно - где-то проходит солнечное затмение. То есть именно «проходит», уже заканчивается. Если бы камлание состоялось до солнечного затмения, то оно бы не имело силу. А лучше бы его провести через несколько дней. Но что есть, то есть.
По крайней мере, мы узнали, что духи отнеслись к нам благосклонно. Что в ближайшие дни нужно обращать внимание на сны - непременно подскажут, что нужно делать, главное суметь их понять и истолковать.
Можно смело утверждать, что конференция прошла очень успешно. Гости остались довольны - намечены определенные перспективы развития науки о тенгрианстве. Всем понравился и прием: экскурсии, сам Алдын-Булак. Немного непонятно, как насчет девушек: Галларид и Лувсандамба вспомнили, что в Туве всегда были самые красивые девушки, и монгольские князья за женами посылали именно в Туву. И сейчас они на улицах Кызыла пытались увидеть именно красавиц. Но, кажется, не пришли к единому мнению, кто красивее: монголки или тувинки.
Впрочем, на работе конференции это не сказалось, а у гостей будет еще один повод вернуться в нашу республику.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Вопрос–ответ
  • Пусть дорога будет белой как молоко матери…
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Социальные комментарии Cackle