,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Новое дело

 (голосов: 0)
Игорь Дулуш из рода Адыг-Тюлюшей, что пасли свои стада в верховье Хемчика, начинает новое большое дело. Устуу-Хурээ уже построен, но его новая цель еще грандиознее - за несколько лет ее не достичь. Потому что он задумал настоящий переворот.
Совет родов
Он считает, что это - только использование опыта предков, модель поведения, которая выработана тысячелетней историй. Но по сути - это гораздо больше. Он задумал изменить Туву.
Четыре направления
При МВД уже несколько лет работает Совет общественности. Одна из его целей - профилактика правонарушений. Это - нормально и правильно. Это - существует во многих регионах. Но вот возникает идея, что по этому направлению более эффективно мог бы работать Совет родов...
Конечно, такого Совета еще нет. Но если бы он появился, то смог бы решить многие проблемы. Какие проблемы? Те самые, о которых постоянно говорят во всех СМИ, те, которые мешают обществу полноценно жить и развиваться.
Бродяжничество
Безнадзорность
Алкоголизация
Преступность
Сейчас эти проблемы решает государство, государственные структуры. Многое сделано. Впрочем, и само общество может очиститься от негатива. Игорь Дулуш предполагает, что это - возврат к опыту предков. Но по сути - один из элементов гражданского общества, которое у нас только начинает строиться. Поэтому его идея и кажется революционной.
Просто использование исторического опыта - никогда ни у кого не вызывало сомнений: «Это - хорошо, да, мы это сможем сделать и мы это будем делать». Идея Игоря Дулуша представляется более грандиозной - очистить общество от негатива, на данном этапе - это перевернуть общество. Не случайно многие, кто работает в Общественном совете при МВД, опасаются, что такая работа может оказаться им не по плечу.
Однако, зная упорство «человека-фестиваля», хотя бы на примере строительства Устуу-Хурээ, можно предполагать, что ему это удастся.
Почему это может получиться
Тысячелетней историей была выработана модель поведения в обществе. Затем так получилось, что по всем направлениям общественной жизни эти нормы заменились мощной советской идеологией. И, пока она была сильна, дело шло нормально. Когда ее не стало, появился вакуум.
А поскольку природа не терпит пустоты, не только по законам физики, но и по социальным законам, этот вакуум стал заполняться другими, случайно подвернувшимися, ложными ценностями. Появились местническая и блатовская романтика, мировоззрения нацменов и шовинистов. Игорь Дулуш уверен, что все это временное, и общество сможет вспомнить о своих ценностях, о своей основе.
Он считает, что когда говорят о тувинских обычаях, о том, что в Туве не было брошенных детей - это несколько отдает популизмом. Ни один народ никогда не бросал своих детей - иначе не выжил бы. Беспризорники в России появились после революции, в хаосе гражданской войны.
В Туве сейчас много брошенных детей. Но есть и положительные тенденции. Не редки случаи, когда люди берут детей родственников на воспитание. Например, актер Леонид Кан-оол воспитывает дочку родственницы жены. Так это и должно быть.
Конечно, во все времена были люди, которые не склонны были брать на себя ответственность, вникать в чужие проблемы, даже если это - проблемы родственников. Тогда этим занимался род. И сейчас он должен этим заниматься.
Очень упрощенно, схематично - как это должно быть.
На собрании рода рассматривают, у кого какие проблемы, кто в армию ушел, кто попал в тяжелую ситуацию. Всякое бывает - и остался ребенок без родителей. Мать умерла, отец, например, в тюрьме. Но у ребенка есть дядя, тетя, другие родственники. Совет рода решит, кому взять этого ребенка, как помочь попавшему в беду.
Есть сомнения в том, что люди вообще вспомнят родовые связи и захотят собираться? Но ведь это уже происходит! На освящении источника, освящении оваа, на другие праздники уже собираются Ондары, Куулары, Тюлюши, многие другие.
И там же можно будет выдвигать представителя рода для работы в Совете родов.
Объединяться или разъе­диняться?
Идею объединяться по родам высказывали давно. Но тогда же у многих она вызывала опасения - уже делятся на лесных-степных-озерных, зачем еще и дальше делиться по родам? Это что, по сути, призыв к разъединению?
Во-первых, по родам и так уже объединяются, собираются для проведения тех же праздников.
Во-вторых, - о каком разъединении может идти речь, если у большинства людей в жилах кровь нескольких родов.
Игорь Дулуш говорит на своем примере. По матери - он из Ондаров. Род Великих Ондаров. По отцу - из Тюлюшей. То есть - он идет по двум родам. Ондары будут собираться - он туда пойдет. Тюлюши будут собираться - пойдет и туда.
Гордиться своим родом
В каждом роду много великих людей. Каждый род - это народ. Нет малых народов, каждый народ велик и все равны. Совет родов не будет способствовать расслоению - только сплоченности.
Каждый будет гордиться своим сильным родом. У человека должно быть что-то святое, за что можно уцепиться в трудное время. Если уж ничего не осталось, он будет помнить, что он - племянник знаменитого Ондара, например. Это не даст ему пасть. Это будет поддерживать его.
«Мой сын должен понимать: я - сын Игоря Дулуша, моя мама - знаменитая певица Софья Кара-оол, и я не могу позорить их плохими поступками», - уверен Игорь.
Каждый род в Туве всегда чем-то отличался, выделялся.
Туматы - великие воины, отличились еще при Чингисхане.
Кол - тоджинцы, единственный род, который не пустил монголов.
Старообрядцы - перешли усинский тракт, живут в сложных условиях, сохранили себя, свою культуру.
В Овюре каждый день ветер, песок. А они держат тысячные стада. Справляются.
Кто слаб? Никто!
Когда поймешь других, будешь больше гордиться за своих
Пока Игорь Дулуш не встретился с Софьей, он не знал, каковы улуг-хемские. Познакомился с родней - интересные люди, очень понравились.
Служил на флоте - понял, кто такие русские, кто такие узбеки. Таджики и узбеки - крутые повара и крутые мореманы, вопреки мнению, что «степнякам» на море делать нечего. Во время шторма - всем плохо, а они в камбузе ухитряются готовить.
Игорь считает, что он - человек мира. И действительно, у него нет проблемы найти общий язык с русским музыкантом, с африканским музыкантом.
Когда понял других - стал ценить своих.
Не «коза ностра»
Не выльется ли это в своего рода «Коза ностру»? Там тоже объединялись по семьям, решали «семейные дела».
Можно и не заглядывать так далеко, в Америку. И в России подобные случаи были. На Кавказе старейшины рода скажут «войне быть» - война будет, скажут «нет» - так и не будет войны. Некоторые кланы были настроены воинственно, боролись против русских.
Но наш Совет родов будет создаваться при МВД! Автоматически вероятность криминала исключается. Никакая мафия при МВД реально не сможет существовать.
И этот шаг - создание Совета родов сейчас очень актуален не только для самих тувинцев, но и для МВД, особенно на фоне сокращения штатов.
Могут возникнуть обвинения в клановости. Но это - с какой стороны посмотреть. Всегда приветствовались творческие династии, рабочие династии, военные династии. Это ведь не клановость.
Иное дело - госслужба. Там существуют определенные требования. Но даже и родственные связи в данном случае могут дать положительный эффект. Нужно просто не снижать планку, повышать профессиональные требования к служащим. Если человек позорит весь род - должен уйти. И сам род в этом будет заинтересован, потому что по отдельным представителям судят о всех.
Организа­ционные вопросы
Может возникнуть большое количество организационных вопросов. Например, о представительстве. Да, каждый род велик, но численность некоторых родов гораздо меньше, чем других.
В Совете будет один человек представлять род, или пропорционально численности?
От Тюлюшей, Ондаров, Монгушей будет один человек, или по одному от каждой ветви?
Как будут выбирать этого представителя? По идее, все решают старейшины, но пожилые люди не могут работать достаточно продуктивно.
Или старейшины будут назначать одного молодого человека, который бы представлял род на Совете?
А как будут определять собственно самих старейшин?
Не начнутся ли конфликты и междоусобицы в самом роде?
Все это вопросы важные, но они будут решаться в рабочем порядке. Как говорил Наполеон, «главное - ввязаться в бой, а там посмотрим». Из этого и будем исходить.
Национальный вопрос
Объединяясь, сплачиваясь, не выдавят ли эти укрепленные роды из Тувы русских?
Игорь Дулуш проблемы здесь не видит вообще. В совете родов - будут и старики. Уважаемые люди, как правило, знают историю края, историю рода. Они знают, как в Туву приходили русские. Мать ему рассказывала, как помогали русским. Рядом с Енисеем стояли две юрты. Там всегда был запас дров, прожаренного зерна, сушеного мяса, молочных продуктов. Несколько родов объединились, дежурили по очереди - объясняли прибывшим, куда идти, где им выделили землю. Земли много, но она же не была совсем бесхозной. На уровне нойонов, чиновников договорились, какую землю могут дать пришедшим старообрядцам.
Если это помнят старики, то такие случаи, наверняка были. Хотя порой проблемы решались и иначе. Если приходили достаточно обеспеченные люди, они заключали сделки, арендовали землю. В конце 19 века земля официально принадлежала китайцам, и уступительные записи на землю законной силы не имели. Но поскольку проконтролировать всё китайцы не могли, то эти уступительные записи местная власть признавала.
Конечно, бывали и эксцессы. Всегда найдется дурная молодежь, которая не может найти применение своей энергии. Были и спорные вопросы, и тяжбы насчет земель. Но старики решили: пусть живут - так и было. Важно и то, что новый народ принес новые гены. Многие тувинцы сейчас могут назвать русского дедушку-прадедушку. У Софьи Кара-оол, например, русская бабушка.
Народ видел, чему можно научиться у прибывших, и счел это полезным для себя. И сейчас деловые люди всегда смогут найти общий язык, объединиться, найти общую формулу существования.
Кстати, это можно увидеть и в самой филармонии. Если на каком-то собрании есть хоть один русский, все будут говорить по-русски. Просто из вежливости, из уважения к сотруднику, к музыканту.
Не сидеть же, сложа руки!
Каждый на своем участке должен навести порядок. И с помощью Совета родов это будет сделать легче.
Игорь Дулуш думает, что это будет большим прорывом для сознания, для создания безопасной республики, для идентификации себя как народа. Но не сидеть же, сложа руки, когда столько детей без присмотра, столько людей бомжует, столько пропадает без вести!
Но у него большая работа и без того - директор филармонии, организация фестиваля «Устуу-Хурээ». Потянет ли?
Да, времени на все катастрофически не хватает. Но это необходимо. Других вариантов нет. Как говорят англичане: «Делай, что должен, а там будь что будет». В этой жизни надо успеть что-то сделать. А вот и прямая цитата «из Игоря Дулуша»: «Пока не создам Совет родов, буду считать, что ничего не сделал».
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Восточный гороскоп 2015
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Астрологический прогноз 2015
  • Социальные комментарии Cackle