,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Бензиновый кризис постучался в Туву


Бензиновый кризис постучался в Туву

 (голосов: 0)
Pol_01.inddТува, как и некоторые регионы России, столкнулась с нехваткой бензина. В некоторых районах республики его уже нет, либо продают из-под полы втридорога. Топливный кризис потихоньку охватывает всю нашу необъятную страну. Федеральная антимонопольная служба говорит о картельном заговоре. Мол, крупные нефтяные компании искусственно создают дефицит, отпуская ограниченные объемы нефтепродуктов, остальную часть экспортируя.
Слухи и ажиотаж вокруг ГСМ растут как на дрожжах. Водители закупают бензин на будущее, которое туманно. Никто не располагает исчерпывающей информацией: ни владельцы АЗС, ни оптовики, ни власти. Но при этом все сходятся в одном мнении, главное - не допустить паники.
О проблеме в целом и, конечно, о том, какая ситуация с топливом складывается в Туве, мы и поговорим.
<!--more-->Республика в зависимости от хакасских предпринимателей
Наш регион не оказался исключением, он тоже начал ощущать на себе бензиновый кризис. Почти половина районов и вовсе осталась без топлива, либо там наметилась спекуляция ГСМ. Об этом заявил первый вице-премьер Тувы Сергей Тен на встрече в правительстве, которая была посвящена проблеме, обрушившейся на республику.
По его словам, все АЗС Тувы принадлежат четырем предпринимателям из соседней Хакасии. Заправочные станции не представляют вертикально интегрированные нефтяные компании. Несмотря на это, есть подозрение на сговор между предпринимателями.
Первый вице-премьер сообщил, что в большинстве районов республики бензина может не оказаться уже в ближайшие дни.
Он подчеркнул, что в Туве ситуация с бензином фактически попала под зависимость от бизнесменов из Хакасии. Получить от них какие-то комментарии о причинах роста цен на ГСМ пока не получается. «На звонки из правительства Тувы они не отвечают, просто не берут трубки», - отметил Сергей Тен.
По данным региональных властей, в бюджете республики есть средства на приобретение ГСМ, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с его нехваткой.
Цены растут
Стоимость топлива в Туве начала увеличиваться. Рост этот не постепенный, а уж больно резкий. Глава республики Шолбан Кара-оол заявил, что если владелец АЗС просит за литр бензина не 23- 26, а от 30 до 33 рублей, то это ненормальная ситуация.
Министр промышленности и энергетики Тувы Карим Сагаан-оол отметил, что резкий рост цен на ГСМ был впервые зафиксирован 23 апреля. В разных районах и городах он составил от 5 до 20%. Особенно подорожали 92-й и 80-й бензин. Его отсутствие уже наблюдается на некоторых заправках даже в Кызыле.
Мы решили проверить, насколько остро стоит вопрос дефицита топлива на столичных АЗС, и обзвонили несколько из них, расположенные в разных частях города. Операторы данных станций сообщили, что у них есть бензин всех видов, в том числе 92-й и 95-й.
Стоит также отметить, что у некоторых станций уже появляются очереди, люди начинают запасаться топливом на будущее, которое, судя по появляющейся информации, неопределенно.
В поиске причин
Мы также связались с начальником УФАС Тувы Ольгой Долгих. Она сообщила еженедельнику, что по факту роста цен антимонопольная служба проводит проверку. Здесь важно понять, что стало причиной. Варианта три. Первый - так называемый сговор владельцев АЗС. Второй - повышение цен оптовиков, у которых предприниматели республики покупают бензин. Третий - ограниченный отпуск топлива для наших заправок.
«Все розничные операторы рынка в Туве являются независимыми, они, в частности, не принадлежат компаниям «Газпром нефть» и «Роснефть», - отметила Ольга Долгих. Несмотря на это, хозяева наших заправочных станций напрямую зависят от крупных оптовиков. А, следовательно, зависят от их ценовой политики.
По словам начальника республиканского УФАС, говорить о каких-то согласованных действиях владельцев АЗС, в результате чего подскочили цены на бензин, служба пока не может. Необходимо провести тщательную проверку.
Создана рабочая группа
Шолбан Кара-оол отметил, что министерства и ведомства оказались не готовы к такой ситуации. Он попросил их глав в ближайшее время провести тщательный анализ проблемы и предложить пути ее решения. В связи с этим была создана рабочая группа, которую возглавит Сергей Тен.
По словам председателя правительства, в дальнейшем необходимо продумать вариант, который исключит зависимость республики от нескольких владельцев АЗС из Хакасии.
Больше всех досталось Алтаю
Напомним, что дефицит бензина начался с Алтайского края. Там продажа топлива была ограничена в канун Пасхи. По информации РИА Новости, автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» - стали отпускать только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт. Ряд других АЗС края вообще приостановили реализацию бензина.
Дальше - больше. Владельцы сети томских заправок заявили, что бензина у них хватит лишь на несколько дней. В связи с этим они могут ввести ограничение продаж.
По данным Российского топливного союза (РТС), подобные ситуации можно наблюдать в Воронеже, Новосибирске и на Сахалине. Немногим лучше положение на Кузбассе. Нехватку бензина уже испытывают и АЗС юго-западных районов Брянской области.
Внутренний рынок не привлекателен для нефтяников
По мнению экспертов, сложившаяся ситуация связана прежде всего с тем, что нефтяным компаниям, начиная с февраля 2011 года, намного выгоднее экспортировать бензин, нежели торговать им на внутреннем рынке. После того, как премьер России Владимир Путин резко раскритиковал нефтяников, они снизили цены на бензин: в феврале этого года - на 1,5%, а в марте - на 0,8%. Хотя, по информации РИА Новости, сами компании утверждают, что стоимость топлива стала меньше на 5%.
По данным Минэнерго РФ, отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок в первом квартале снизилась на 6,2% к аналогичному периоду 2010 года - до 7 миллионов тонн. При этом экспорт бензина в первом квартале вырос на 50%.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности, речь идет о картельном сговоре.
Эксперты считают, что независимым участникам рынка нефтепродуктов, доля которых составляет более половины от всех российских заправочных станций, в дальнейшем придется повышать розничные цены или закрываться.
Масло в огонь могут еще подлить профилактические работы на многих нефтеперерабатывающих заводах, которые в результате этого могут встать в мае, что непременно скажется на дефиците бензина в нашей необъятной стране.
В регионах такой ситуации не наблюдалось уже десять лет. Самым запоминающимся для российских владельцев машин стал бензиновый кризис весны 1999 года. Тогда за несколько дней цены на топливо подскочили в Санкт-Петербурге почти в 2,5 раза. А затем цепная реакция постигла Златоглавую, Вологду, Новгород, Псков и вскоре распространилась по всей стране. Уже летом 2000 года дефицит моторного топлива достиг в некоторых регионах России 80%.
Правительство России вмешалось
Трудно не согласиться, что сложившаяся проблема достигла федерального уровня. В связи с этим, Владимир Путин поручил ФАС разобраться с топливной проблемой. Антимонопольное ведомство начало комплексную проверку крупных нефтяных компаний более чем в 20 регионах России. Нужно понять, не стала ли бензиновая проблема результатом сговора между ведущими компаниями топливного рынка и злоупотребления ими своим доминирующим положением.
По итогам этого мероприятия будет решено, возбуждать дела против крупных нефтяников или нет. Мы же продолжим отслеживать ситуацию с бензиновым кризисом на территории Тувы.
Иван Афанасьев

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Бензиновый кризис не уходит из Тувы
  • Борьба с топливным дефицитом продолжается
  • В поиске «санкционных спекулянтов»
  • Социальные комментарии Cackle