,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Республика Тыва в цифрах и фактах: проблемы трудоустройства


Республика Тыва в цифрах и фактах: проблемы трудоустройства

 (голосов: 0)
Республика Тыва в цифрах и фактах: проблемы трудоустройства
В прошлом номере мы начали разговор о безработице, самой острой социальной проблеме Тувы. В группу риска вошла молодежь (37,9%); люди, не имеющие профессионального образования (60,6%); длительно не работающие граждане (39%); одинокие матери и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов (7,0%); инвалиды (3,9%).
Федеральные и местные власти много делают для решения этой проблемы. Основой их деятельности является разработка и реализация специальных программ, направленных на снижение уровня безработицы и предотвращение ее роста. Особенность действующих программ «Содействие занятости населения РТ» и «Снижение напряженности на рынке труда РТ» (антикризисной) в том, что они направлены на стабилизацию рынка труда в Туве: развитие малого и среднего предпринимательства; усиление практических знаний выпускников; опережающее профессиональное обучение людей, находящихся под угрозой сокращения; организация временных работ для безработных.
Сегодня мы поговорим о причинах и проблемах трудоустройства в Туве, а также путях их решения, предлагаемых самими жителями.
Несколько слов о методике исследования
Чтобы ответить на поставленные вопросы, в мае 2010 г. сектор социологии ТИГИ при финансовой поддержке Агентства занятости РТ опросил 300 выпускников учебных заведений Тувы и 65 работодателей. Методика исследования - квотная, выборочная. Квотировались следующие социально-демографические параметры - пол, возраст, тип учебного заведения (вуз, ссуз, нпо) и его местонахождение (город, село). Расчет выборки произведен с учетом численности обучающихся в разных учебных заведениях Тувы: 16% от всей численности опрошенных составили студенты ТывГУ, 30% - студенты ссузов, 54% - нпо.
Отметим, что опрос на эту актуальную тему вызвал живой отклик людей, было высказано много эмоциональных и конкретных пожеланий. В рамках серии статей «Тува в цифрах и фактах» мы обобщим лишь некоторые проблемы.
Причины безработицы в Туве
Ценно понимание людьми того, что безработица вызвана целым рядом причин. Объективной причиной является нехватка рабочих мест вследствие слабого развития промышленности, бизнеса, малого объема инвестиций в республику и недостаточности собственных доходов для создания новых предприятий.
Главная субъективная причина безработицы, по мнению 57% опрошенных, - это действие в Туве таких неформальных механизмов трудоустройства как взятка, родство, знакомство (ответ «устроиться можно только по знакомству, родству, с помощью взятки»). Это довольно высокий процент, если учитывать, что на современном рынке труда востребованы, прежде всего, социальные и профессиональные качества самого человека.
40% выпускников назвали такую причину - «нежелание пожилых сотрудников уходить на пенсию». Для решения этой проблемы нужно принимать комплексные меры: экономические - значительно повысить пенсии, социальные - развивать сферу культуры и досуга для пожилых, вовлекая их в деятельность различных общественных объединений и институтов (к примеру, в качестве наставников).
Треть респондентов считали причиной безработицы то, что «люди учатся не на те профессии, которые реально нужны сегодня в Туве». Это связано с низким качеством проводимой в школах профориентационной работы с молодежью на всех уровнях, от семьи до государства. 21,7% обвинили во всем власти, которые не уделяют достаточного внимания решению данной проблемы.
Необходимо отметить ослабление традиции трудового воспитания в семье. На мой взгляд, это одна из основных причин безответственного отношения молодых людей к своим обязанностям (21%).
Социальный портрет выпускника: качество подготовки
Мы выявили невысокий уровень успеваемости, а значит и качества профессиональной подготовки выпускников учебных заведений Тувы. Ответили, что учатся на пятерки и четверки всего 32,3% опрошенных, на одни пятерки - лишь 3,7%. Почти две трети студентов имели тройки, из них 7,4% - много троек.



Речь идет не только об общей успеваемости, но и владении дополнительными, но крайне важными в современных условиях навыками - компьютерной и языковой грамотности. Уверенными пользователями персонального компьютера считали себя всего 15% респондентов, «середнячками» - 45%. Могли выполнять лишь простые операции - 29%, а 11% - не пользуются компьютером или работать на нем не умеют (!).
Иностранным языком (в 25% случаев только английским) владела только треть опрошенных, 65% - не знают.
Понижает шансы трудоустройства выпускников слабый уровень практических навыков по специальности, в том числе нехватка (чаще всего отсутствие) опыта работы. Имеют опыт работы, в основном в сфере обслуживания (охранниками, продавцами, грузчиками), 38% участников опроса. Постоянные заработки имели всего около 14% выпускников.
Опрос выявил проблему несоответствия качества предоставляемых образовательных услуг учреждениями Тувы требованиям работодателей. Работодатели довольно часто (41,5%) говорили о недостатке знаний и практических навыков выпускников, слабой материально-технической базе образовательных учреждений Тувы (38,5%). Все вышесказанное снижает конкурентоспособность выпускников учебных заведений Тувы, а, значит, снижает шансы их трудоустройства.
Оценка личных качеств
Мы обнаружили противоречие в оценках профессиональных и деловых качеств выпускниками и работодателями. Если собственная оценка таких важных качеств, как целеустремленность, усидчивость и ответственность, творческий подход к решению проблем, оптимизм, решительность и трудолюбие колебалась в диапазоне «частично и полностью согласен» с перевесом в последнюю сторону (от 90% до 100%), то у работодателей больше было ответов «скорее не согласен» и «частично согласен». В отличие от студентов, работодатели чаще говорили о наличии у выпускников таких отрицательных качеств, как лень (54,3%), нерешительность (62,7%), пассивность (57,7%) и пессимизм (43,1%).
Ценность высшего образования
Результаты опроса говорят о высокой ценности и потребности получения высшего образования у 91% выпускников Тувы (!). Это, безусловно, позитивное явление с точки зрения духовного роста человека и его закономерный результат. Но эта установка не ориентирует выпускника на трудоустройство. Сегодня экономика Тувы испытывает потребность в квалифицированных рабочих кадрах: бурильщиках, взрывниках, электриках-силовиках, слесарях, машинистах автоподъемного крана и бульдозера, геодезистах и др.
Мы только перечислим выявленные положительные составляющие социального портрета выпускника учебного заведения Тувы: осознанный и самостоятельный выбор профессии; высокая мотивация учебной деятельности, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами; высокая оценка качества обучения и работы преподавателей; большое желание получить дополнительное образование (даже за свой счет) и заниматься предпринимательской деятельностью; личная стратегия достижения успеха (т.е. расчет на себя). Самооценка выпускников весьма интересна - несмотря на определенную субъективность, она имеет и объективную природу, и потому к ней стоит еще вернуться и описать подробнее.
Способы решения проблем
Их было предложено немало. В первую очередь, говорилось о необходимости «прохождения реальной производственной практики, а не просто для «галочки» (45,6%). Студенты надеются установить контакты с коллективами и руководством организаций и учреждений, а также ищут возможность проявить себя. Это действительно может помочь им в будущем устроиться на работу.
42,3% опрошенных выбрали ответ - «частные фирмы и государственные учреждения должны формировать заказ вузам по желаемым позициям», а 35,6% - «должно быть больше информации о вакансиях». Треть выпускников хотели бы работать на селе, но для этого нужно «создать условия для переезда молодых специалистов в районы республики (например, обеспечить жильем, развивать местную инфраструктуру». 22,8% участников опроса нуждаются в «создании условий для недорогого или бесплатного повышения квалификации, переобучения, получения дополнительных профессиональных навыков».
Исходя из ответов выпускников и работодателей, можно сделать вывод о том, что нужно установить и развивать реальное взаимодействие между выпускниками, работодателями, учреждениями образования и службами занятости.
Прогноз
Прогноз развития рынка труда республики неутешителен - ожидается увеличение численности безработных граждан. Если в октябре 2008 г. заявили о высвобождении работников всего 2 организации, то по состоянию на 15 февраля 2011 г. их число возросло до 157 (!). Из них 28 организаций предоставили сведения о введении режима неполного рабочего времени для 324 человек, 10 организаций - о простое 94 работников, 24 организации о том, что 335 человека находятся в отпусках без сохранения зарплаты.
По прогнозу на 2011-2013 гг. в федеральных ведомствах будет сокращено 1059 человек (2011 г. - 149, 2012 г. - 299, 2013 г. - 611).
В ближайших номерах мы рассмотрим этнокультурную и этноконфессиональную ситуацию, образование и молодежную политику, а также состояние преступности в Туве.
Валерия Кан, канд.ист.наук,
вед. науч. сотрудник сектора социологии ТИГИ


ВУЗ - высшее учебное заведение (университет).
ССУЗ - среднее специальное учебное заведение (колледжи, техникумы).
НПО - учреждение начального профессионального образования (профтехучилища).

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Республика Тува в цифрах и фактах: безработица
  • Причины безработицы: связи и взятки, конкуренция пожилых
  • Безработица остается острой социальной проблемой Тувы
  • Социальные комментарии Cackle