,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Воспитание мужчины


Воспитание мужчины

 (голосов: 0)
«Пресс-клуб» - не «круглый стол», не методическая учеба, не управленческое мероприятие. Да и решений, собственно, никаких он принять не может. Не может разработать направлений работы по данному вопросу. Но может обогатить идеями. Люди свободно общаются, могут вступить в спор, заготовленных докладов нет. Что показалось особенно ценным, уходя, некоторые говорили, что сделали для себя определённые выводы. Не важно в данном случае какие. И что истина по-прежнему «где-то там». Но, может быть, мы хоть на шаг к ней приблизились? А ведь вопрос, который мы рассматривали, относится к разряду так называемых вечных вопросов: как воспитать настоящего мужчину.
Итак, на очередном заседании «пресс-клуба» рассматривалось воспитание мальчиков. Присутствовали: Галина Сундуй - зав­лабораторией этнопедагогических исследований, Борис Казырыкпай - научный сотрудник ТИГИ, учитель, автор учебника для мальчиков «Путь мужчины», Алевтина Шаалы - директор института развития национальной школы. Пришли еще те, кто занимается патриотическим воспитанием - Леонид Кара-оол - председатель Союза ветеранов Афганистана РТ и Геннадий Алиханов - заместитель председателя Тувинского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство», полковник запаса, ветеран Афганской войны.
Со стороны прессы: журналисты газеты «Плюс Информ», телеканала «Новый Век» и радио «Голос Азии». Кстати сказать, журналисты из других СМИ уже выразили желание тоже участвовать в работе «пресс-клуба».
В основе воспитания - ответственность
«Затравкой» послужил провокационный вопрос: «Куда девались настоящие мужчины». Многие девушки убеждены в том, что настоящих мужчин не стало. При этом они уверены, что поколение их отцов было настоящими мужчинами. Боюсь разочаровать этих девушек. Если бы они присутствовали при разговоре женщин 40-50 лет, то услышали бы те же нарекания, причем образцами настоящих мужчин те называют тоже поколение своих отцов, то есть мужчин, весьма преклонного возраста.
Впрочем, провокационный вопрос сработал.
Алевтина Шаалы:
- Я бы не сказала, что их нет, но их не видно в плане воспитания мальчиков, они не воспитывают на своем примере, их образца общественность не видит.
Чтобы сформировать настоящего мужчину, надо начинать с дошкольного воспитания, с семьи.
Можно рассмотреть на тувинских традициях. Когда происходит обряд первой стрижки волос - в 3 года, родственники дарят скот, чтобы он почувствовал себя причастным к роду. Во время этого обряда мальчик узнает своих дальних родственников. Он понимает, что стал собственником - у него свой скот, за которым надо ухаживать. И у мальчика появляется чувство ответственности за свой скот. У него появляются первые обязанности.
То есть появляется нечто очень важное - идея ответственности. Он понимает, что у него, как у мужчины, есть определенные обязанности, и он должен нести ответственность.
Постепенно он понимает, что должен нести ответственность не только за себя, но и за свой род, за свою семью. Взрослея - чувствовать ответственность за свою родину - малую и большую.
- То есть чувство ответственности начинается с первой стрижки?
Алевтина Шаалы:
- Да, тувинская традиция именно такова. И это тема для нас не новая. Еще 11 лет назад, разработав программу по народной педагогике, мы уже заложили такую идею.
Решение, найденное предками
- Как появилась эта идея, как возникла необходимость заниматься отдельно воспитанием мальчиков?
Галина Сундуй:
- Эта идея возникла с появлением новой отрасли педагогики - этнопедагогики: воспитание девочек и воспитание мальчиков в рамках одной этнокультуры.
Все мы - воспитанники советского времени, нас воспитывали в других традициях, а с появление этнопедагогики мы поняли, что есть пространство народной педагогики, в которой из поколения в поколение рассматривались разные вопросы воспитания детей, и не было тех проблем, которые существуют сейчас.
Исторически в тувинском народе не было детской беспризорности, сиротства, алкоголизма, табакокурения. Хотя табак был - ввозили из Китая «черное курево». Да и дети по разным обстоятельствам могли остаться сиротами. Но народ сам все контролировал, и проблем не было. У других народов были проблемы детства: безнадзорность, алкоголизм. А в Туве не было. Мы стали искать причину и нашли ответ на этот вопрос в своей культуре.
В лаборатории этнопедагогических исследований мы разработали проект, касающийся нравственного воспитания с первого класса, и проверили на практике. Можем гордиться результатами. Например, в Шамбалыкской средней школе открыли экспериментальную площадку в 1995 году, и до сегодняшнего времени там не было правонарушений. Мы доказали, что, используя методы народной педагогики можно получить положительные результаты.
Управленческие проблемы
Но опыт массово не внедряется - стремления одних педагогов недостаточно, нужны объединенные усилия, воспитывать только в школе недостаточно.
Проблемы управленческие. Наш институт - научно исследовательский, мы делаем научные разработки, создаем методику, дальше должен включаться институт повышения квалификации, где обучают учителей, должны включаться ТГУ, педколледж. Работа поставлена пока не на должном уровне. К проблеме воспитания нынешних детей - нужен государственный подход.
Мы изучаем традиции совместно проживающих народов, но сейчас политика такова, что, хотя мы говорим о толерантности, никто не уточняет, что начинать нужно именно с того места, где народы проживают совместно. Раньше были клубы интернациональной дружбы, наши дети переписывались с детишками из Украины и т.д., но ребятишки внутри одной республики - не переписывались, не дружили.
Педагогические идеи Конфуция
В прошлом году ездили в экспедицию в Китай - интересовались, как там организован воспитательный процесс. Оказалось, что там правительство, через министерства, через другие органы, обязывает изучать учение Конфуция. Это учение ребенку прививают прямо с детства.
- Учение Конфуция связано с воспитанием мальчиков?
Галина Сундуй:
- Учение Конфуция направлено именно на воспитание мальчиков. Сначала дается определение - кто такой мужчина, затем - что он собой представляет, его обязательства по отношению к своей семье, к своему обществу, к своей земле. К миру. То есть тоже система обязательств. Мы бываем в разных странах и регионах России и видим, что везде существует определенные принципы. И эти принципы одинаковы во всех системах - что у русского народа, что у китайского, что у тувинского. Только есть некоторые особенности в методах, приемах.
Алевтина Шаалы:
Общие принципы воспитания одинаковые - общечеловеческие. И конфуцианство, и традиции всех народов одинаковы по содержанию, разные только по форме.
В воспитании мальчиков - главное влияние отца. Где нет отцовского влияния, духовной прочной связи - не будет мужского воспитания. Глава правительства Шолбан Кара-оол не случайно уделяет этому особое внимание, говорит о том, что нужно поднимать престиж отцовского воспитания.
Нужно поднять дух мужчины, чтобы они осознали свою ответственность не только за себя, но и за свой род. Чтобы показывали пример - как работает отец, как отдыхает, как устанавливает отношения со своими детьми, женой. Сейчас воспитание больше возложили на женщин, а роль отцов падает. Впрочем, в школах стали появляться советы отцов - в гимназии №9, в лицее №15. Этот положительный опыт надо развивать. При встречах с отцами надо делать упор на то, чтобы они уделяли внимание воспитанию мальчиков.
Коновязь
- Дамы, подозреваю, что мы сейчас делаем ту же ошибку, что делали и последние лет сто: берем на себя ответственность и перехватываем инициативу. Дайте слово мужчинам - тема, в большей степени, касается именно их. (Мысль не вслух - даже предложение дать возможность высказаться мужчинам - тоже было «дамским». До этого мужчины сидели молча. Но может быть, только из вежливости: пусть женщины пощебечут?)
Борис Казырыкпай:
- Считаю, что роль мужчины сохранилась, но ее позиции очень пошатнулись. Начинать воспитывать мужчину надо со школьной скамьи. Я увидел программу института развития национальной школы и начал составлять учебник для мальчиков. Его название можно перевести и как «Мужской путь», и как «Мужской дух» По программе нравственного воспитания мальчики и девочки до 6 класса занимаются вместе, а с седьмого класса ученики делятся на две группы, и занятия с ними проводят отдельно. То есть на общеобразовательных предметах они занимаются вместе, а отдельно только на этом уроке. Это не случайно. Седьмой класс, 12 лет - это переходный возраст. Тувинцы говорят, что в 12 лет мальчик уже становится мужчиной.
В 2001 году было первое издание учебника, теперь - второе.
- Есть ли перевод на русский язык?
Борис Казырыкпай:
- На русском языке пока нет. Конечно, желателен перевод. В планах это есть. Надо бы, чтобы все дети могли знать, как раньше воспитывали мужчин.
Все начинается с патриотического воспитания, чтобы дети любили Туву. Многие понятия рассматриваются через систему символов. Например - коновязь. Коновязь - понятие символическое. Есть пословица: «Конь умер - коновязь остается, отец умрет - сын остается». Закладывается идея преемственности поколений.
В учебнике рассматриваются разные темы, начиная с наречения имени. Имя мальчика: как, при каких обстоятельствах дается, как происходит выбор, какое значение имеет. Чтобы, вырастая, мальчик гордился своим именем. В учебнике рассматривается, как раньше обращались к старшим, как относились к младшим, к детям. Для сравнения приводится опыт и других народов.
Но самое главное - это отцовское воспитание.
- Не всем детям удается расти с отцом, как эти вопросы должны решаться?
Борис Казырыкпай:
- Даже если отца нет, какие-нибудь родственники все равно есть. В любой семье должно быть влияние мужчины. У родственников должна быть своя доля ответственности за свой род, за детей своего рода.
Когда семья не сложится
Леонид Кара-оол:
- Я родился и вырос в деревне, мы равнялись на взрослых, пьянства не было. А были школьные полеводческие бригады, и все хотели стать чабанами, механизаторами. В школах воспитание было поставлено хорошо. Работали пионерские и комсомольские организации. Я с детства мечтал быть военным. Становился и пионером, и комсомольцем, участвовал в разных мероприятиях. У нас были военные игры. Воспитатели в школе работали тогда хорошо.
Сейчас я не педагог, но занимаюсь общественной работой с детьми. В кадетской школе проводил с ребятами встречи, занятия по строевой подготовке. Просто беседовал.
Сейчас правильно сказали - у нас очень упала роль мужчины. Матерей одиночек много стало. Как они детей растят?
Женщины иногда не считаются с мужчинами. Если у женщины свое «я» впереди, то семья не сложится. Может быть, из-за этого сейчас много разводов и одиноких матерей, а в результате страдают дети.
Еще один провокационный вопрос
- А может быть, все эти проблемы возникли из-за равноправия, может быть женщинам и не нужно столько прав, достаточно ограничиваться кухней, детьми? Тогда мужчина почувствует себя мужчиной.
(Возмутились все, и стали доказывать, что проблема не в равноправии. Но как-то странно. Неубедительно.)
Леонид Кара-оол:
- Нет, женщине нужно быть хитрее, даже если муж «тряпка», делать вид, что не замечаешь этого. Она может наедине и прикрикнуть, но только наедине. А при посторонних, при детях относиться надо постоянно уважительно. Тогда и мужчина сам начинает чувствовать себя иначе. Это согласуется с народными методами. Мужчина должен быть в семье хозяином.
Когда мы бабушкой жили, у нас была задача - в шесть часов встать: топить печку, носить воду, убирать за коровой, кормить ее.
Геннадий Алиханов:
- А какие обязанности ты как отец, сам даешь сыну?
Леонид Кара-оол:
- В шесть вставать, зарядку делать, посуду мыть. Дочь это уже просекла. Когда ей скажешь, что надо посуду мыть, она говорит - пусть брат помоет.
Геннадий Алиханов:
- Тут девочки сказали, что нет мужчин. У меня дочь тоже говорит: «Нет таких мужиков, за которых я бы пошла. Если бы попался, как ты, я бы вышла, не раздумывая. Сейчас парни хотят одного - пиво, ночной клуб. Я не хочу в эти клубы, у меня Интернет есть».
(Мысль не вслух. Опаньки! Так ведь вымрем же! Если учесть и многие парни предпочитают Интернет общению с девушками...)
Детей воспитывает в первую очередь семья. Есть примеры. В одной знакомой семье мама и одна нормально воспитала двух сыновей. Оба отслужили в армии, у них уже свои семьи. Таких примеров много. Сосед мой, молодой человек. Его отец умер давно. Он вырос, окончил институт, еще воспитывал младшую сестру. Сейчас работает в городской администрации. У тувинцев здесь есть плюс - у них много родственников, помогают. Почему раньше и не было брошенных детей - были большие семьи, родовые отношения. Жил род - брошенных детей нет. С моей женой работает женщина - у нее уже четыре приемных ребенка.
Леонид Кара-оол:
- Сейчас секции могут помочь, и тренер может работать с детьми из неполных семей.
Алевтина Шаалы:
- Секции, книги... Если у мальчика нет одного из родителей вряд ли эти секции помогут. У рода были величайшие обязанности. А сейчас только во время свадеб помогают. А в остальном перестали помогать. Прервалась связь. Остался ребенок без попечения родителей - обязан был род думать. А этой обязанности не стало. Мы должны над этим работать - как возродить родовые обязанности. Там, на сходе, и решались вопросы - кому воспитывать ребенка.

Достаточно ли быть просто хорошим семьянином, можно ли создать мужскую закрытую элитную школу в Туве, как женщины не дают мужчинам чувствовать себя мужчиной, и с чего начинается Родина? Дискуссии обо всем этом - в следующем номере.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Воспитание мужчины
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете в мечтаньях ...
  • Социальные комментарии Cackle