,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Возвышаться над другими не может никто: о проекте памятника к 90–летию ТНР


Возвышаться над другими не может никто: о проекте памятника к 90–летию ТНР

 (голосов: 0)
В ходе подготовки к 90-летию образования тувинского государства идет подготовка к сооружению памятника его основателям. Его облик представителям творческой и научной интеллигенции видится по-разному. Уже озвучено несколько идей, каким должен быть памятник. Насколько каждая из них оправдана с точки зрения истории, реальных событий, размышляет доктор исторических наук Николай Моллеров.
Монгуш Буян-Бадыргы и Иннокентий Сафьянов как символ дружбы
- Самыми первыми были предложения создать совместный памятник Монгушу Буяну-Бадыргы и Иннокентию Сафьянову как символ дружбы тувинского и русского народов. Насколько удачна эта идея?
- Авторы этой идеи М.С. Байыр-оол и Т.Е.Верещагина. На мой взгляд у этой идеи есть два слабых места. Прежде всего, памятники-символы, как правило, не являются воплощением конкретных людей. Возьмем памятники Неизвестному солдату, Воину-освободителю.
Но дело даже не в этом. Была бы хоть какая-то толика дружбы между нойоном Даа-кожууна и представителем Сибревкома. А ее-то как раз и не было. В исторических документах нет ни малейшего намека на это. Интересы двух исторических деятелей совпали на недолгий период создания тувинского государства и тут же разошлись, поскольку будущее этого государства им виделось по разному. Буяну-Бадыргы - без Сафьянова и ему подобных, а Сафьянову - без Буяна-Бадыргы и других нойонов.
Не следует забывать, что осенью 1920 г. Буян-Бадыргы и около тысячи мобилизованных китайцами тувинцев совершили нападение на являвшегося дипломатическим лицом И.Г. Сафьянова с охраной в 75 человек. В воспоминаниях Сафьянова можно найти емкую характеристику Даа-нойона: «коварный и хитроумный». В исторических источниках перед нами предстают люди разных мировоззрений и политических убеждений.
Таким образом, их взаимоотношения дружескими назвать невозможно, они не могут символизировать именно дружбу.
Два памятника
- Но была и другая идея - создать два отдельных памятника Монгушу Буяну-Бадыргы и Иннокентию Сафьянову. Вероятно, это более удачный подход?
- Те, кто придерживался такой точки зрения, признавали, что Буян-Бадыргы и Сафьянов, как яркие и сильные личности, достойны отдельных памятников. Слабое место новой идеи обнаружилось при попытках заглянуть немного вперед, в самое ближайшее будущее. Даже не обладая хорошо развитым воображением, можно без труда представить себе, как у памятника Буяну-Бадыргы останавливаются свадебные кортежи и назначают свидания влюбленные пары тувинской национальности, а у памятника Иннокентию Сафьянову происходит примерно то же самое, только с участием представителей русской национальности. Многие жители республики раздельное существование памятников воспримут не иначе как разделение двух исторических деятелей не по политическим убеждениям, а по национальному признаку.
Буян-Бадыргы - создатель государства?

- На собрании в ТИГИ говорили о третьем, компромиссном варианте. На барельефе должны быть изображены члены Учредительного Хурала, в том числе и Иннокентий Сафьянов, а центральной фигурой там будет Монгуш Буян-Бадыргы. Говорят, вы были согласны именно с этим проектом?
- Вовсе нет. На этом собрании меня не было. И я не считаю этот вариант удачным.
- Вы хотите сказать, что историческая роль этих деятелей неравнозначна?
- Нужно знать события того времени, чтобы составить верное представление о людях, стоявших у истоков тувинской государственности.
Поскольку «центральной фигурой» последнего проекта является Буян-Бадыргы, с него и начну. Нет на земле ни одного народа, которому была бы чужда идея свободного выбора судьбы. Не являлся в этом отношении исключением и тувинский народ. Еще в народном героическом эпосе мы встречаем упоминание о существовании на территории Тувы «державы».
Ярким стремлением к свободе стала национально-освободительная борьба против маньчжурского ига в 1911 г. Эту борьбу поддержали многие тувинские правители и чиновники, кроме Буяна-Бадыргы. Более того, он собрал большой отряд и выступил на подавление повстанцев. Но восставшие победили и, опасаясь ответной реакции Китая, представители власти в Туве обратились к России за защитой, которую получили только в 1914 г. Справедливости ради следует сказать, что и Буян-Бадыргы в этом вопросе сказал свое веское слово.
Вторая возможность встать в ряды сторонников государственности представилась Буяну-Бадыргы в 1918 г., когда Иннокентий Сафьянов созвал совместное заседание русского и тувинского съездов, и на нем впервые была провозглашена самостоятельность Тувы. Буян-Бадыргы не только сам не поехал на съезд, но и не пустил на него представителей от своего кожууна.
Еще один яркий пример. Когда И.Г. Сафьянов предложил Даа-нойону встретиться для обсуждения вопроса о самоопределении Тувы, последний предпочел остаться в стане китайского комиссара Ян Шичао и пытался заманить советского дипломатического представителя в ловушку, чтобы его уничтожить. (Речь идет об Оттукташских событиях осени 1920 г.).
Поворот в сознании Буяна-Бадыргы в вопросе о государственности произошел только после ввода в Туву (по просьбе Сафьянова) советских воинских частей. Этот факт подтверждается перепиской нойона с Бээзи-нойоном Кууларом Чимба. Датировать этот поворот можно началом 1921 г. Таким образом, Буян-Бадыргы присоединился к сторонникам государственности на самом последнем этапе под сильным впечатлением от ввода в Туву советских войск.
Говоря об этой действительно крупной фигуре тувинской истории, не могу не отметить, что сегодня в описании его заслуг превалирует необъективный подход. Ему приписываются несуществующие заслуги, например, авторство почти всех конституций ТНР, замалчиваются неверные политические решения. Разве человек, который по праву занял одно из важных мест в тувинской истории, в этом нуждается? Зачем строить мифическую фигуру из песка? Ведь есть реальный человек, действительно яркий и неординарный, с интересной трагической судьбой.
Иннокентий Сафьянов - создатель государства?
- Но образ Иннокентия Сафьянова у вас не вызывает возражения?
- Свой путь борьбы за свободу тувинского народа Сафьянов начал еще в ранней молодости. Были на этом пути кратковременные отступления, но в целом он шел к поставленной цели упорно, со всей энергией революционера. Вполне очевидным фактом является его любовь к Туве и ее народу. Его путь к созданию ТНР составил не несколько месяцев, как у Буяна-Бадыргы, а более двух десятков лет. На этом пути было многое: трижды высылался из Тувы царской администрацией, Временным правительством, советской властью, погибал от тифа в белогвардейских застенках. Но не сдавался. Сейчас сотрудниками института готовятся к изданию две книги воспоминаний И.Г. Сафьянова и фотоальбом, поэтому подробно на его личности останавливаться не буду. Его я тоже не представляю в виде центральной фигуры, так как образование национального государства - дело сугубо национальное, а он был гражданином Советской России. То есть по чисто формальным признакам он не может претендовать на роль основателя ТНР, хотя вложил в это дело всю свою душу, отдал ему лучшие годы своей жизни.
Кому быть центральной фигурой?

- Все сказанное вами заставляет задуматься о том, кому же быть изображенным в центре барельефа. Кто из политических деятелей того времени может претендовать на это место?
- Путь к государственности Куулара Чимба, также короток, как и Даа-нойона, но он, по крайней мере, активно не выступал против сторонников государственности, как это делал Буян-Бадыргы.
Раньше других тувинских правителей к Иннокентию Сафьянову и идее самоопределения примкнул Маады Лопсан-Осур. Но он был лишь заведующим сумона.
Остальные представители тувинских кожуунов ознакомились с идеей самоопределения по воззванию, составленному и распространенному Сафьяновым и его сотрудниками весной 1921 г.
Понятно, что хемчикские кожууны при голосовании имели на Всетувинском учредительном хурале больший вес - от них было больше представителей. Кстати сказать, что делегатов от Бээзи-кожууна была значительно больше, чем от Даа-кожууна, поскольку первый состоял из 17 отоков (сумонов), против 10 во втором. Но в данном случае (при установлении памятника) численные показатели не должны иметь доминирующего значения. Ни один большой или маленький кожуун или сумон в лице его представителя не должен возвышаться над другими. От этого во многом зависит спокойная жизнь в Туве. Поэтому, кто бы ни был автором проекта с «центральной фигурой», я его не воспринимаю как свидетельство исторической правды и символ спокойствия в республике. Чувствуется в нем какой-то динамит.
Взвесив все, выше сказанное, попытайтесь ответить на простой вопрос, кто из выше перечисленных фигур тянет на центральную? По мне же, никто из них не должен возвышаться над другими, никто не должен быть выше или ниже; представители любого этноса или рода равны перед законом и историей.
Источник власти - народ
- Итак, вы аргументированно возражаете против всех трех вариантов. Каким должен быть памятник в вашем представлении?
- Идея, о которой я сейчас хочу сказать, сложилась из синтеза не только моих взглядов и представлений, и я не претендую на ее единоличное авторство. Чтобы сжато передать содержание идеи, я обращусь к протоколу общего собрания коллектива ТИГИ от 11 февраля 2011 г., где она была представлена как «мнение Моллерова Н.М.». Далее цитирую: «Я предлагаю компромиссный вариант. Посвятить памятник коллективному основателю тувинского государства - делегатам Всетувинского учредительного хурала. На фоне раскрытой конституции с надписями на тувинском и русском языках изваять группу из девяти представителей кожуунов Тувы. Поскольку представителя Хазутского кожууна на съезде не было, девятым станет Сафьянов. На первом плане могут стоять Буян-Бадыргы, Куулар Чимба, Лопсан-Осур и Сафьянов, на втором - остальные пять человек. Конечно, исполнение групповой скульптуры требует большой работы и немалых финансовых затрат. Более экономным был бы памятник, исполненный в виде барельефа».
Предлагаю читателям взвесить все «за» и «против» и все же поддержать проект с «коллективным основателем» тувинского государства. Среди тех, кто голосовал за создание ТНР (тогда Танну-Тыва улус) в большинстве своем были тувинцы, а также русская делегация в составе 15-17 человек. Подлинный основатель государства - коллектив делегатов Всетувинского учредительного хурала. Всех их уместить на памятнике невозможно, но почему не изобразить, хотя бы в виде барельефа по одному представителю от каждого из кожуунов и представителя русской делегации на съезде - Иннокентия Сафьянова.
И. Качан



Два памятника
Памятник тувинской государственности, каким бы он ни был, в любом случае будет стоять в городе. Что думают по этому поводу городские власти? Есть ли у них собственное мнение? Кто должен быть изображен на памятнике? На этот вопрос отвечает глава Кызыла Виктор Тунев.
- Я полагаю, что нужно создавать два памятника. Но не отдельно Иннокентию Сафьянову и Монгушу Буяну-Бадыргы.
Обязательно нужен один памятник Монгушу Буяну-Бадыргы - как видному политическому деятелю, как исторической фигуре. Как человеку, который стоял у истоков государственности Тувы.
И другой памятник - символизирующий историческое событие: становление государственности. Этот памятник будет символизировать и дружбу тувинского и русского народов.
А уж где будут стоять эти памятники, как они будут расположены по отношению друг к другу - это другой вопрос, это решать будут и историки, и городские архитекторы.
Такой вариант видится мне более разумным.
Уже озвучено, и не раз еще будут еще появляться в СМИ разные мнения об их роли в истории государства. Несомненно одно - эти два человека сыграли действительно большую политическую роль в истории государственности Тувы. Хотя нельзя отрицать роль и других депутатов исторического Хурала, на котором была провозглашена независимость и принята первая Конституция.
Между этими двумя людьми - Монгушом Буяном-Бадыргы и Иннокентием Сафьяновым особой дружбы действительно не было, но они и выступают не как символ дружбы друг с другом. На самом деле они все сделали, чтобы наши народы в дальнейшем жили в дружбе, поэтому могут служить именно символом дружбы народов. Это может быть даже показательным, что они оба, преследуя определенные свои политические цели, в результате совершили такое большое дело, как становление тувинской государственности, и заложили основу прочной дружбы между людьми разных национальностей.
Начать их разделять в истории - это начать сейчас наше разделение.
В городе обязательно должны быть два памятника.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Астрологический прогноз 2015
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете в мечтаньях ...
  • Социальные комментарии Cackle