,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Игорь Дулуш не хочет стать гробовщиком


Игорь Дулуш не хочет стать гробовщиком

 (голосов: 0)
Год классической музыки в Туве начался 20 февраля в филармонии с выступления струнников из Хакасии. Иначе концерт симфонической музыки мог бы и не состояться. 10 первых скрипок, 2 флейты, 2 валторны, 2 литавры; 8 вторых скрипок, 2 гобоя, 2 трубы; 6 альтов, 2 кларнета; 5 - 6 виолончелей, 2 фагота; 3 - 4 контрабаса - классический состав оркестра - для Тувы пока недостижимая роскошь.
Хроника краха
В свое время Брежнев из уважения к Салчаку Токе буквально подарил Туве симфонический оркестр. Единое культурное пространство позволяло получать любые необходимее кадры. Штаты филармонии были сформированы. Но не была сформирована «лесенка» образования - музыкальные школы, училища, вузы, консерватория. Кризис наступил объективно и неотвратимо.
В советское время действовала простая система «поиска талантов» - из тысячи детей, поступивших в свое время в музыкальные школы, после нескольких ступеней отсева, через 15 лет до работы в оркестре доходило 10 человек. В лучшем случае. В Туве это не реально, хотя бы потому, что у нас нет такого количества учителей для молодых скрипачей.
А значит, нет и скрипачей в оркестре.
На планерке в филармонии дело дошло до того, что рассматривали прогнозируемые результаты исчезновения симфонического оркестра Тувы. Закрывается симфонический оркестр - закрывается филармония - то, что было филармонией превращается в концертное бюро - музыканты ансамблей «Тува» и «Саяны» зарплату будут получать на 20% меньше - закрывается центр «Хоомей» (который в штате филармонии) - закрываются РШИ и колледж искусств.
«Самое страшное, - сказал Игорь Дулуш, - что мы дожили до таких времен, и этот груз лежит на нас. Нас назовут гробовщиками симфонического оркестра. Я один нести ответственность, конечно, не буду. Я «потащу» за собой руководителя и дирижера симфонического оркестра. Отвечать перед народом будем все вместе». Впрочем, по справедливости, в группу «гробовщиков» следует записать и несколько поколений министров культуры, и руководителей училища искусств, музыкальных школ.
Диагноз и лечение
Диагноз музыкант Алексей Саая поставил быстро: «Симфоническая музыка сейчас - как пациент, который находится в коме, и Год музыки - как средство для реанимации». Прогноз - в целом положительный. И, как сказал Алексей Салчак, «в наших силах применять нужные лекарства». Но каковы же эти «препараты». На самом деле, их немного - главное, нужны музыканты.
Во-первых, музыкантов можно пригласить. В командировки были отправлены руководитель и дирижер симфонического оркестра. Посмотреть, готовы ли вернуться на родину специалисты из Тувы, и предложить двум скрипачам, желательно семейной паре, работу в нашем симфоническом оркестре. Условия предлагали самые фантастические. Фантастические для Тувы, конечно. Квартиру - сразу и бесплатно. Даже без квартплаты. И зарплату в 30 тысяч. В Новосибирске только посмеялись. Первые скрипки получают 80-90 тысяч, молодые рядовые музыканты - около 40. Наши музыканты, которые уже нашли работу в других городах, тоже не рвутся домой.
Другой вариант - обучать своих музыкантов. Где найти несколько тысяч детей из которых впоследствии, вероятно, вырастут несколько музыкантов? Но есть уникальный опыт Якутии. Там отсева нет. И обучаются дети быстрее. Нужен просто другой подход к образованию. Хорошо - но дорого. Тщательно отбираются дети (в Якутии на вертолетах облетали стоянки), приглашаются учителя из Москвы и Санкт-Петербурга. Даже у ночных нянь образование не ниже среднего специального. К 11 классу уже получаются великолепные музыканты.
Якуты говорят, что дело не в алмазах, которые в основе бюджета Якутии, а в том, что они умеют правильно распределять деньги. Но столичная профессура, работающая вахтовым методом, - это действительно дороговато.
На планерке обсудили возможность пригласить музыкантов из Монголии, Киргизии, Китая. Из тех государств, где зарплата намного ниже, чем в России. Это может помочь. Нужны музыканты, которые будут учителями, а не только играть в оркестре.
Впрочем, говорят, что новый закон о правах ребенка может подорвать весь образовательный процесс. Если его примут и в Красноярске и Новосибирске, да и везде по России может оказаться та же ситуация, что и у нас. Не будет кадров. Закон не дает возможности заниматься музыкой и балетом с детства, с пяти лет. Только с 14 лет, можно будет нагружать по полной программе. А если хореографией начать заниматься с 14 лет, то можно будет подготовить только артистов для народных танцев.
Обойдемся без симфони-ческого оркестра?
Да и зачем нужна классическая музыка Туве? Ну, не будет филармонии, детских музыкальных школ. Быть могильщиком, конечно, неприятно, но и это можно вытерпеть. Да и много ли человек посещают концерты симфонических оркестров? По статистике - около одного процента.
Пусть музыканты говорят, что классическая музыка, это часть общей культуры, не будет ее - не будет и культуры в целом. А публика в основном хочет слушать попсу. А для Тувы хватит и ее горлового пения, национальной музыки.
Кстати, замминистра культуры России так и спросил, когда с ним заговорили о проекте возрождения классики в Туве: «А надо ли это вам?» Да и многие другие, с кем встречались сотрудники филармонии, говорили, что пройдена точка невозврата, и сделать уже ничего нельзя.
Конечно, в Минкультуры России наши музыканты говорили вежливо и аргументировано. Хотя, можно было бы по-хамски спросить: а России в целом нужна классическая музыка? Зачем нужны Глинка и Чайковский, Стравинский и Римский-Корсаков? Есть ведь гармошки и балалайки, жалейки всякие. Можно обойтись и народной музыкой...
Можно. Но кто тогда будет играть музыку Токи Чыргал-оола, Кенденбиля? В Туве сохранился особый музыкальный лад, который утерян во всех странах мира. Древние лады опираются на естественный воздушный столб, на звуки голоса. Темперирование «убило» эти древние природные лады.
Профессиональные музыканты поражались искусству композиторов Тувы, они считают эту музыку великолепной. Но о ней никто и никогда не узнает, если Тува лишится симфонического оркестра, если в самой Туве не будут ее играть.
Откажемся от такого достояния?
Все искусство, любое, нужно для самоидентификации, надо понимать и принимать свою историю и вливаться в мировой процесс. Мы хотим от этого отказаться? Ведь нам есть что подарить мировой цивилизации, и наша музыка имеет право на существование.
Отказываясь от классики, отказываясь от мирового процесса, Тува может оказаться в положении резервации. Даже хуже - в положении сырьевого придатка, потеряв свою уникальность, свою самоидентификацию.
Определить приоритеты
Большинство музыкантов симфонического оркестра, впрочем, настроены оптимистически. И вполне оправдано. Действительно, поставить диагноз и начать лечение - это уже большой шаг. Проект в целом выработан Министерством культуры Тувы. Здесь понимают, к чему может привести отказ от классики.
И примерно рассчитывают, какими могут быть начальные шаги. Почему начальные? Да потому что путь к полноценному симфоническому оркестру еще не близкий. Но Год музыки как раз и дает возможность начать поступательное движение вперед.
Первый концерт состоялся 20 февраля. Великолепный концерт, который прошел с большим успехом. Во втором отделении струнники Хакасии объединились с нашими духовиками. Играли музыку Пучинни и Токи, Кенденбиля, Кальмана, Чыргал-оола. Описывать музыку нет смысла. Ее надо слушать.
А после концерта состоялся «Круглый стол». Люди искусства и представители власти сидели вместе. И они находили общий язык. У них была общая цель - возрождение оркестра. Они понимали значимость того, чем занимаются.
Заслуженный деятель искусств Хакасии Вячеслав Ингижеков рассказал, как и что делали в Хакасии для создания оркестра. Здесь, конечно, без поддержки республики не обойтись. Только на инструменты в прошлом году им выделили шесть с половиной миллионов. Хотя в Хакасии те же проблемы, что и у нас. Так же не хватает детских садиков. Главное - правильно расставить приоритеты, организовать обучение детей. Вот на обучении и делали основной акцент.
Чем можно помочь симфоническому оркестру? Как считают в филармонии, главное - не навредить. Двигаться вперед нелегко. Можно поддержать словом. Можно поддерживать проекты, которые будут проводиться в Год классической музыки. Разных мероприятий, в которых участвуют и дети, и взрослые намечено немало.
Возродить полноценный симфонический оркестр не легче, а то и сложнее, чем развивать туризм в Туве, это займет немало времени. Причем, быстрой и прямой выгоды от этого не предвидится. Но это - одно из условий существования культуры в Туве. Условие сохранения нации.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • О Моцарте, китах и десяти квартирах
  • Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?
  • Оркестр остановился над пропастью
  • Социальные комментарии Cackle