,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Рояль в кустах в кабинете


Рояль в кустах в кабинете

 (голосов: 0)
В кабинете у директора висит игил, все как полагается. Недавно только прошел Год игила - в этом году на стенах многих кабинетов служащих разных рангов появились такие «украшения» - иначе не назовешь, не все же на них играют. Решила пошутить: «А сейчас в Год классической музыки, в кабинете поставите рояль?». Облом, шутка не удалась. В кабинете стоял электророяль. Не для украшения. Хозяин кабинета писал упрощенные партитуры для учащихся «Щелкунчика» Чайковского. Где такое может быть? Только в РШИ.
Им труднее, чем Пушкину
Театр начинается с вешалки, а школа - с учителя или учеников? Теоретически, конечно, с учителя, но учитель без учеников - просто специалист. Учителем он становится, только когда учит, уж простите за тавтологию. Так что, начнем с учеников.
Республиканская школа искусств - это особенная школа, и дети там учатся особенные, в частности те, что живут в интернате.
То, что они приехали из районов и поначалу многие вовсе не говорят: по-русски, - это еще ерунда. Заговорят, рано или поздно. Сначала они просто говорят: «Башкы, я не знаю, не спрашивайте меня», - но потом понимают, что учиться им придется за Саянами. И к старшим классам уже вполне хорошо могут общаться. А с ними еще и проводят занятия по развитию коммуникативных качеств в дискуссионной, игровой форме - двое беседуют, третий должен включиться. Изучают вежливые слова, как вести себя в столовой, например. А еще учат брать и давать интервью, будущим звездам, как ни крути, - пригодится.
Но дети здесь особенные в другом смысле. Многие из них владеют лучше левой рукой: левши среди творческих людей - дело обычное. У педагогов есть подход к разным ученикам. Они знают, что художники - самые молчаливые. Из них слова не вытянешь, думать будут много, говорить - мало, предпочитают больше действовать, чем говорить.
Напротив, хореографы - самые шумные, самые быстрые. Они часто сначала действуют, потом думают. Быстро воспринимают информацию, но быстро ее и забывают. Но они же самые организованные, дисциплинированные, активные.
Со стороны могут показаться грубыми, но только со стороны. На самом деле, они с детства начали практически «ломать» свою натуру. Оказывается, для многих азиатских народов балет - серьезное противопоставление нравственным установкам.
Они не могут «раскрыться», многие упражнения им кажутся абсолютно неприличными: «Башкы, так нельзя». Они сжимаются, когда учитель хлопает им по бедру, показывая как надо держать ногу. Приходится долго убеждать, что тело - это инструмент, и к нему надо относиться иначе. Это что, а у тайцев, например, вообще нет балета, потому что им нельзя показывать пятки!
Но будь ты хоть хореограф, хоть музыкант или художник, а общеобразовательные предметы им все равно учить надо, и не как попало, а на совесть. Это Пушкину на уроках математики предлагали просто сидеть, желательно где-нибудь подальше. А Бетховен до конца жизни не знал таблицу умножения - складывал цифры многократно. Им можно, а здешним детям нельзя - учиться надо. ЕГЭ и в РШИ ЕГЭ.
Других посмотреть, себя показать
Ну и какие могут быть учителя у таких учеников? Да такие же! А развлекаются они тем, что устраивают себе конкурс «Учитель года». Свой, собственный конкурс. Обычно «Учитель года» проводит Минобразования, для педагогов общеобразовательных школ. Преподавателей спецдисциплин там оценивать просто некому. И в РШИ решили, что и сами смогут справиться.
Сама идея хороша, как было сказано в положении о конкурсе: стимулировать учителя, раскрыть творческий потенциал, поднять престиж профессии. Но на самом деле - просто себя показать, на других посмотреть, обменяться опытом.
Гостей звать особенно не стали, побоялись, что первый блин окажется комом. Зря побоялись, никаких «комьев» не было, а были открытия. Самые настоящие. Преподаватели общеобразовательных предметов увидели, как проводят занятия преподаватели спецдисциплин, и наоборот. Конкурс оказался точкой сближения двух параллельных циклов.
Учителя математики, физики и литературы с трудом могли понять принципы преподавания музыки, а учителям музыки явно не хватало психологических и педагогических навыков. Но конкурс был хорош еще и тем, что помог каждому найти свои слабые места.
Всего было три этапа: самопрезентация, педагогическое кредо и открытый урок. Причем, самопрезентация - только в электронной форме. Нужно было представить веб-сайт или веб-страничку, то есть показать свои навыки работы с новыми технологиями.
Кто есть кто
Екатерина Карелина - член жюри. Причем, самый страшный. Боялись ее все. Она порой бывает резка в высказываниях, предъявляет высокие требования ко всем. Хотя, чаще всего к себе. Оценивала конкурсантов объективно, но когда выставляла высокие баллы, преподаватели были просто счастливы. Как сама призналась, раньше она РШИ недооценивала, но сейчас увидела серьёзный потенциал. Карелину особенно привлекли разные творческие подходы - на конкурсе люди раскрываются иначе, они не такие, как мы их привыкли видеть. И это она сказала, что первый блин - не комом.
Снежана Монгуш - учитель начальных классов, получила Гран-при неожиданно для всех. Ни в одном из этапов конкурса у нее не было высшего балла, но не было и провалов. Выступала очень ровно и победила по сумме баллов. Впрочем, победа учителя начальных классов очень закономерна. Именно начальному образованию уделяется в школе особое внимание. Самоорганизация, самодисциплина - это то, что обязательно закладывается в младших классах.
Марина Ховалыг - преподаватель игры на чадагане. Первое место на спецкурсе. Тема ее урока - ритм. Оказывается, это - очень актуально. Как говорит Екатерина Карелина, у тех студентов, которые пришли из РШИ, ритм есть, а у тех, кто поступил в колледж искусств прямо из районов, - нет чувства ритма. Впрочем, для Тувы это нормально, как считают преподаватели, всему виной пресловутое «тувинское время», которое может сжиматься и растягиваться по разным причинам.
Светлана Монгуш - преподаватель математики. На конкурсе показала потрясающий урок - знакомство с дробями для учеников музыкального отделения. Эти дети с первого класса знают, что такое длительность ноты. И именно на примере нот она объясняла дроби. «Что такое целое - это четыре четверти, или две четверти и четыре восьмых...». Дети в восторге, им все понятно. Межпредметная связь - математика и музыка - в подаче Светланы Монгуш была увлекательной и доступной для понимания.
Аляска Иргит - воспитатель. Первое место в своей номинации. Рассказывала детям - первоклассникам! - о том, какие бывают профессии, и не обязательно связанные с искусством.
Арюна Бат-Очир - монгольская виолончелистка. В конкурсе не участвовала - только что вернулась из Монголии. Но приехала не с пустыми руками - привезла виолончель. В Улан-Баторе их можно купить намного дешевле: в России такой инструмент стоит 46 тысяч, а там - 10 тысяч. И еще один момент: нет больше монголки-блондинки. Арюна вернулась к своему цвету волос, стала темной шатенкой. Как она говорит: «на волосы упала монгольская сажа».
Директор - ударник
Ну а каким же может быть директор такой школы?
Хорошего директора сделать непросто. Хотя есть испытанный рецепт. Возьмите мальчика, который до 14 лет практически не говорил по-русски. Он должен быть хорошим наездником, участвовать в скачках, и при этом увлекаться вольной борьбой.
Не забудьте, что он должен любить музыку, и отправьте его учиться играть на баяне в ближайший город. Например, в Чадан. Дальше - проще. Пусть он учится в Кызыле, в училище искусств. Научится играть практически на всех музыкальных инструментах. Станет одним из лучших ударников.
А вот дальше, честно говоря, не знаю. Не знаю, откуда у музыканта возникнет потребность заботиться о малышах.
Предмет особой гордости Валерия Ондара - пятиразовое питание. По вечерам, после ужина дети получают еще и фрукты. Еще один предмет гордости - ремонт. Раньше стены были выкрашены до половины в синий цвет, а выше побелены - как в казарме. Сейчас стены приятного кремового цвета.
Все дети ходят в белых рубашках, или блузках с кружевами, с шитьем. Откуда у детей постоянно беленькие блузки? - Работает прачечная.
Как можно, занимаясь массой хозяйственных проблем, находить время для творчества? Загадка. Но именно в его кабинете стоял электророяль. И он писал упрощенные партитуры для учащихся «Щелкунчика» Чайковского.
Кроме этого: проведение фестиваля «Классик-Шоу», конкурса «Учитель года», а еще - правдами и неправдами нужно добывать новые музыкальные инструменты, находить русских или русскоязычных воспитательниц для детей.
Все это - только часть того, о чем нужно постоянно заботиться директору школы.
Впрочем, на прошлой неделе, пока этот материал готовился к печати, Валерия Ондара сняли с должности директора. Теперь у него будет больше времени для занятия собственно творчеством. Но пока неизвестно, будет ли у нового директора стоять в кабинете рояль, и как он будет справляться с многочисленными хозяйственными и не только проблемами школы искусств. Все это станет известно позже.
Блиц-портрет
А сейчас портрет не человека, а школы. Школы уникальной, на всю Россию таких мало - В Москве, в Якутии, Коми, Башкирии, в Новосибирске, еще кое-где.
Криминала в школе не бывает. Дети здесь особые, им некогда заниматься ерундой. В шесть утра подъем, и до 10 вечера занятия - общеобразовательный цикл, специальный.
Существует миф, что в РШИ слабый общеобразовательный цикл. Действительно, некоторые дети, переходя из РШИ в обычную школу, плохо учатся. Но почему так бывает? Часть детей попадает в РШИ из районных школ, где у них уже были проблемы. И если ребенок не приучен трудиться, то в 4-5 классе его поздно учить учиться. Ребенок не выдерживает темпа, уходит в другую школу. А там возмущаются, что в РШИ - плохая подготовка.
На самом деле, те, кто окончил РШИ, как правило, успешные люди. Они могут ставить цели и достигать их.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?
  • И сердце лечит звук ночной виолончели
  • Социальные комментарии Cackle