,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Из всех искусств для нас важнейшим является архитектура?


Из всех искусств для нас важнейшим является архитектура?

 (голосов: 0)
(ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ. НАЧАЛО В № 2, 3 - 2011 г., №50 - 2010 г.)

Иначе и не объяснить того большого количества наших читателей, которые пожелали высказать свое мнение о публикациях в нашей газете, посвященных архитектурному облику города. Свое мнение высказывали специалисты и кызылчане, которые не равнодушны к своему городу.
Васнецов и Шаховской
Специалисты указывали, что витражи на фасаде здания театра (бывшие витражи! Сейчас их нет) созданы не только Васнецовым, а группой художников. Ну, это с какой стороны посмотреть. Естественно, сам Васнецов витражи не выкладывал. Московские архитекторы (руководитель М.П. Бубнов) при помощи мощных лестничных маршей приподняли театр над местностью и сделали его обозримым со всех сторон.
А вот премию Совета Министров СССР за художественное оформление Государственного музыкального драматического театра Тувинской АССР получил именно Васнецов. Правда, совместно с Дмитрием Шаховским.
И вот об этом стоит поговорить особо. По линии матери Дмитрий Шаховской - потомок тех самых князей Шаховских, с одним из которых у Александра Сергеевича Пушкина были очень сложные взаимоотношения.
В лицейский период жизни Пушкин разделял отрицательное отношение к Шаховскому литературного общества «Арзамас». Это видно и из эпиграммы:
Угрюмых тройка есть певцов -
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов -
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!
Однако, уже в 1818 году Пушкин — частый посетитель салона А. А. Шаховского, где встречался с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным, И. А. Крыловым, Н. И. Гнедичем. Поэт читал ему главы «Руслана и Людмилы» и лирику. Шаховскому принадлежит сценарное воплощение пушкинских произведений.
Но Дмитрий Шаховской в основном занимался оформлением театра деревянными конструкциями, которые пока, к счастью, сохранились. Он сам жил здесь, сам, опять же с группой других специалистов создавал эти конструкции.
Кстати, первая его значительная работа - часы на фасаде Центрального театра кукол имени С.В.Образцова в Москве, исполненные в 1969 - 70-х годах. А за оформление интерьера храма Спаса Преображения в Тушине его бригада в 1995 году удостоилась Государственной премии России. Он создал еще много интересных произведений, но это уже объект исследования специалистов по творчеству Дмитрия Шаховского.
А вот то, что здание Хурала строилось по проекту Щусева, к сожалению, не подтвердилось. В свое время такая гипотеза была, направлялись запросы в соответствующие органы, но подтверждения не было. Хотя, у некоторых специалистов на этот счет есть свое особое мнение. Думаю, это - как и с Чингисханом: легенды есть, но официального подтверждения нет. Так что будем считать Щусева одной из легенд Тувы.
В энциклопедии «Города России» сказано, что это здание - проект архитекторов З.П. Коковкина и Н.И. Матвеева. Но там же пишут, что «на площади - здания Музыкально-драматического театра, гостиницы «Монгулек», Дома художника»...
Претензии же, что в материале не отражена плодотворная деятельность конкретных архитекторов Кызыла, я в расчет не принимаю, потому что это - во-первых, не входило в задачи публикации, а во-вторых, предмет особого и большого исследования по истории города. Кстати, этим исследованием занимается доктор культурологии Айлана Кужугет, главный научный сотрудник ТИГИ.
Сны Веры Павловны
Многие поколения школьников «доставали» сны Веры Павловны о дворцах из стекла и алюминия. Сложно сказать, как их придумал сам Чернышевский, но вот и воплотились эти сны.
Впрочем, из стекла, как и из другого материала, можно делать действительно дворцы, а можно - рыночные поделки.
Да, в Кызыле нет пока памятников архитектуры. Есть только памятники истории. Но это говорит только о том, что за свою недолгую историю город просто не успел обзавестись такими памятниками.
Можно сколько угодно любоваться интерьерами старинных замков или современных квартир миллионеров, но жить в своей квартире, в своем доме, любить и обихаживать именно его, а не нечто на глянцевых страницах журналов. В «хрущевке» трудно воссоздавать апартаменты Вандербильда. Хотя бы для того, чтобы не заниматься плагиатом и не воровать идеи Эллочки-людоедки.
Ряд высказываний наших читателей, которые можно объединить в один вопрос: «Что вы прицепились к «Гаруде», есть «стекляшки» и похуже, и в других местах, например, на углу Ленина-Титова, и не только», не совсем по существу. Речь-то шла только о самом центре, о том, что это здание вступает в диссонанс с теми, что были построены гораздо раньше него.
Да, есть и похуже, но это не означает, что пример надо брать именно с тех, что похуже.
Наше поколение...
А вот это уже серьезно. Хотя специалисты редко прислушиваются к мнению молодежи, тем более, не имеющей никакого отношения к архитектуре. В конце-концов именно молодежи здесь жить и в дальнейшем.
К Эйфелевой башне у многих сначала было скептическое отношение, и тоже говорили, что она не вписывается в исторический образ города. Хотя тут происходил совсем другой процесс. Да, в центре уютного, красивого города вдруг вырос большой, очень большой... объект. Но он стал визитной карточкой города. Немногие могут узнать Париж «с трех нот». Узнаваемы, конечно, Лувр, Нотр-Дам, Триумфальная арка, еще некоторые прекрасные здания и мосты. Но мосты и дома есть и в других городах. А когда сменилось поколение и выросли те, кто привык видеть башню, кому она казалась естественной частью окружающей среды, то про недовольных ею как-то забыли.
Да и сам Париж «работал» на Эйфелеву башню. Если бы она появилась где-нибудь в Бобруйске, то вызывала бы ассоциации только с опорами линии электропередач.
Когда я впервые услышала: «нашему поколению, молодому поколению, нравятся такие здания», сначала хотела автоматически ответить: «А я люблю свинг, большие оркестры». Но потом подумала, что «новое поколение», может быть, и не смотрело фильм «Рокеры». В фильме конфликт между разными поколениями меломанов доведен до абсурда.
Несколько лет назад О. Харченко сказал, что «архитектура - это состояние души». Может быть, эти стеклянные «дворцы» прямо из снов Веры Павловны, и впрямь являются состоянием души нынешнего молодого поколения, и оно выбирает не только «Pepsi», но и такой вид застроек?
Новый главный архитектор
У города в конце декабря прошлого года наконец появился главный архитектор. Фан Че Ир Кызыл знает, и ему не все равно, каким он будет. На публичных слушаниях в ДК «Енисей», при обсуждении генерального плана застройки он говорил, в том числе, и об «архитектурных проблемах».
Да, требуется реорганизация набережной. Она должна стать уютной и зеленой, стать зоной отдыха. Но этому мешает, по его мнению, большое количество ветхих частных домов. Для городских властей это серьезное препятствие.
Город в левобережной части уже достаточно сформирован, у него есть свой облик. С правым берегом далеко не все так просто. Там должен быть свой парк, деловые центры. Пока деловые зоны больше сгруппированы на левом берегу, в центре города - это не очень удобно.
О генплане можно говорить долго. Уже состоялось несколько слушаний. В целом, что должно происходить с городом по генеральному плану, достаточно известно. Но потом стали задавать вопросы собравшиеся кызылчане. И выяснилось, что собственно по генплану у них вопросов нет. Большинство собравшихся интересовали совсем другие вопросы.
Как будет выделяться земля для ветеранов?
Что будет строиться на огороженной площадке на левом берегу рядом с мостом? Кое-кто считает, что у него есть частная собственность именно в том месте. Как будут решаться подобные вопросы?
Будет ли что-то строиться для детей, кроме школ и детских садов, например детские кинотеатры, или то, что ранее называлось домами пионеров?
Будут ли решены проблемы с электроснабжением на территории кожзавода.
Все это вопросы, действительно, не по теме. Одно можно сказать, что если земельный участок, находящийся в частной собственности, оказывается в зоне застройки, то город его будет выкупать.
Окажутся ли петроглифы в черте города?
Проблем с обликом города очень много. И можно уверенно сказать, что чем дальше - тем больше их будет. Каким будет город, действительно зависит от всех нас. Главный архитектор города Фан Че Ир хочет узнать мнение кызылчан, и сейчас есть шанс высказать свое мнение. Хотя бы по вопросу о том, уместны ли «стекляшки» в зоне исторической застройки? Хорошо ли они смотрятся рядом со старыми знаниями? Это можно сделать достаточно быстро путем смс-голосования. Как именно это сделать - смотрите в правом верхнем углу страницы.
Но вот чего нельзя забывать. Никакое красивое или некрасивое здание типовой или оригинальной архитектуры не может и не должно уничтожать историю.
Ульяна Бичелдей обратила внимание на то, что следует соблюдать законы, направленные на сохранение памятников культурного наследия.
На правом берегу много археологических памятников и курганов скифского и древнетюркского времени, много наскальных рисунков. Сможем ли мы их сохранить? Это не вопрос архитектуры, но это - вопрос существования нашего города.
Человек, который высекал рисунки на скалах, не был остепененным художником. Он не задумывался об эстетической ценности своего творения. Но он пытался донести какую-то мысль до потомков. Если мы ее не сохраним, то поймут ли нас наши потомки? И будут ли они относиться бережно к тому, что построено нами сейчас?
Город, как живое существо, - он растет и развивается. У него есть свои проблемы - наши проблемы. К счастью, все они решаемы, было бы желание.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Кызыл должен быть красивым и уютным
  • Выстрел в тайге
  • Социальные комментарии Cackle