,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Он из нас лепит свои миры


Он из нас лепит свои миры

 (голосов: 0)
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В №49 от 08.12.2010 г.)

Но сейчас не о нас, и не о мирах, которые Валерий Шульга из нас лепит. Сейчас о Шульге - театральном художнике. В творчестве театрального художника есть одна очень грустная особенность - его работы исчезают. Отыгран спектакль, погасли огни рампы, актеры репетируют другой спектакль, и к нему тоже нужны декорации. А что происходит с прежними? Пылятся где-то на складе? Умерли?
Кому повезло
Валерий Шульга считает, что ему повезло - он нашел коллектив, где чувствует себя комфортно, где есть именно та творческая среда, которая ему необходима. Впрочем - не совсем повезло: «Я искал эту среду и нашел».
Директор театра Начин Шалык и главный режиссер Алексей Ооржак считают, что повезло именно им. Оба они говорят, что учатся у него.
Смешно. На самом деле, повезло зрителям. «За кадром» остаются творческие муки, споры, бессонные ночи. Мы просто приходим и получаем удовольствие, не думая о том, чего это стоило художнику.
Потом офигевшие от восхищения зрители рангом повыше, которых называют критиками, и которые входят в разные жюри дают ему премии.
В 1996 году за сценографию спектакля «Хайыран бот» (постановка Алексея Ооржака) Валерий Шульга удостоен первого места на фестивале «Туганлыг» (Уфа), в 1998 году такая же награда - на фестивале тюркоязычных театров «Науруз» (Казань).
В 2006 году на фестивале «Сибирский транзит» в Красноярске Шульга первенствовал в номинации «За лучшее сценографическое воплощение спектакля» - отмечена его работа в спектакле «Король Лир» (постановка Алексея Ооржака).
В этом же году Национальная премия «Золотая маска» в номинации за лучшую сценографию.
Зритель - Президент России Владимир Путин указом №1146 от 16 октября 2006 года за заслуги в области искусства Валерию Шульге присвоил почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Ну так кому повезло?!
Шулиган
В театре его называют «Шулиган». Наверное, не зря. «Он просто хулиган и сейчас хулиганит. Всем надо стараться хулиганить - жизнь ведь одна, и она проходит», - выразил свое отношение к «хулиганству» Шульги директор театра Шалык Начин.
А на выставке «Шулиган» показал то, что остается от спектаклей, когда они уже ушли или почти учти ушли - эскизы костюмов и макеты декораций.
Именно это, в основном, и хотел бы взять Александр Хертек в фонды музея.
Макеты декораций - это совершенно особый жанр. Рассматривая их, входишь в мир театра. Только обычные посетители выставки просто смотрят на них. Удивляются - какое все маленькое, но как настоящее. А те, кто работает в театре, смотрят на них иначе - они знают как всё это живет на сцене, как актеры действуют в этих костюмах, в этих декорациях.
Архитектор и художник Виктор Аникин назвал макеты - архитектурой высшего уровня. Они ему понравились безмерно. Но что восхищает и удивляет - как в человеке уживаются скромность, работоспособность и гениальность. Эскизы костюмов «легко» выглядят, изящно. А вот на них надписи «обувь есть», «юбка - 1 метр 50 см», «замша 2, 5 метра» Это - художественное произведение, которым восхищаются художники. Но одновременно - это эскиз, это рабочий момент театрального художника. Он его назвал «философом и мастером графики, живописи - всеобъемлющей личностью». Жалко что сам Шульга этого не слышал. Но, может, сейчас прочитает.
В эскизах действительно идеальное сочетание служебной, прикладной функции и пластической самостоятельности графики.
Говорят, что творчество Шульги близко к творчеству Деева. Не думаю, что это так. Создавать картины как философские притчи по силам только гениальному театральному художнику.
Кто кого терпит
«Этот человек меня столько терпит», - сказал Валерий Шульга о Начине Шалыке. «Это ты меня терпишь», - моментально отозвался тот.
А они оба - театральные художники. Причем, один из них стал директором театра. Можно предположить соперничество. Предполагаю. Спрашиваю у директора. «Что, с ума сошла», - искренне удивляется. Шульга удивился тоже. Начинаю удивляться сама, как этот глупый вопрос пришел мне в голову.
Главный режиссер Алексей Ооржак твердо уверен, что когда-нибудь историки театра назовут этот период «Эпохой Шульги». Впрочем, актеры больше говорят о тандеме «Ооржак-Шульга». Именно во взаимодействии друг с другом у них появляются самые потрясающие идеи.
«Я многому научился у Валерия Павловича, - говорит Алексей Ооржак, - в его картинах многого не понимаю, но мне все нравится». Это в картинах, может быть, и не понимает. Но порой один только набросок, эскиз может придать новое значение режиссерской идеи воплощения образа.
Знаковость и элементы символического языка - не только в театральных работах Валерия Шульги, но и в его живописных полотнах. И сам дух игры. Не обязательно театральной, но обязательно игры. Может, потому он и «Шулиган»?
А «Эпоха Шульги» - потому, что он может гениально угадать, постичь образ и создать для него среду. И еще потому, что у него свое особенное видение времени и пространства. Это видно и на его картинах и в его эскизах и макетах.
О Шульге говорят: «Артисты, которые рядом с ним - это его «батарейки». От них он заряжается».
А сам Шульга сказал: «Самый честный парень - это время». Ну что ж, «честный парень» показал, что Валерий Павлович действительно гениальный театральный художник. Не думаю, что он впоследствии изменит свое мнение.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Он из нас лепит свои миры
  • Объять необъятное
  • Социальные комментарии Cackle