,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Он из нас лепит свои миры


Он из нас лепит свои миры

 (голосов: 0)
Это была действительно долгожданная выставка. Ее ждали с августа, прямо начиная с юбилея Валерия Шульги. А это - опасно. То, чего долго ждешь, потом нередко разочаровывает. Впрочем, сразу надо сказать - много всего было на выставке, а вот разочарования не было.
Как можно рассказать о выставке? Перечислять тех, кто ее посетил? Но ведь это вторично. Первичны только сам художник и его картины. Рассказывать о картинах? Но, как сказал Юрий Ахпашев, «то, что видишь глазами, трудно передать словами». Хотя, кто, как не коллеги, могут лучше всего дать оценку творчества художника.
Итак, выставка состоялась в Национальном музее, она и сейчас еще не свернута, хотя Валерий Шульга говорит, что это не надолго. На открытии выставки было много художников и тех, кто работал с Валерием Павловичем в разные годы. И кроме кратких эпитетов «талант» и «гений», они давали ему и более «развернутую характеристику».
«Приходи ко мне, Глафира, ненароком, невзначай»
Но сначала о «Глафире». Может быть, еще о «Старике и коне». Эти картины отмечали практически все. Эта «Глафира» - удивительная. Она приходит к тебе, и совсем невзначай, и уйти от нее невозможно. Но у каждого своя Глафира. Татьяна Махагарова, преподаватель детской художественной школы увидела в ней хозяйку дома в древнегреческом плане, которая была домашним тираном. Так тираном и называли древние хозяйку. Татьяна предположила, что муж у Глафиры, вероятно, по одной половице ходит, а на вторую и взглянуть не смеет.
Анатолий Серен выразил удивление: «Сидит тувинка, что-то перетирает, может, пшеницу, Подхожу, читаю - «Глафира». Насчет этнического облика героев полотен вопрос особый. Кое-кто удивляется, что художник почти не рисовал тувинцев, другие, напротив, полагают, что на картинах вовсе нет славянских лиц.
Ох уж, эта Глафира! Не волосы - конская грива. Толстая, никаких 90-60-90. Сначала глянешь - отвернешься. А потом все равно вернешься к ней. Стирает она или месит тесто? Не знаю, как насчет тирана, но в глазах у нее ожидание. Она кого-то ждет, к чему-то готовится. А может, и нет. Но, опять же - у каждого своя Глафира.
«Старик и конь» более однозначен. Как сказала Татьяна Махагарова, конь - как юрта, он - все, он - выше гор. Таких коней не бывает. Но у художника он есть. Это - идея коня. Это - значение коня в жизни кочевника. И он - как оваа, в гриву заплетены разноцветные ленточки.
«Творенье может пережить творца»
Это цитировал Александр Тырышкин Микеланджело:
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца».
А будет ли веками согревать? То есть, будет ли у людей возможность взглянуть на картины Валерия Шульги? В музее его картин нет. Искусствовед Александр Хертек говорит, что они очень бы хотели приобрести хоть несколько, но на все нужны деньги. Много министров культуры сменилось за несколько лет, но ни один не подумал, что надо бы выделять средства для приобретения картин наших художников.
На вопрос, что именно он бы хотел взять для музея, Александр Сагдыевич ответил не задумываясь: «Всю выставку». Ну, всю - вряд ли получится. Так хотя бы макеты, эскизы костюмов. А в целом он считает, что все работы прекрасны. В начале своего творческого пути Шульга писал в манере Босха, изломанный и трагический сюрреализм, авангардизм. Но от этого он отошел, сейчас ближе к Юрию Дееву, к простому восприятию. И никаких «измов». Надо просто смотреть и видеть.
Юрий Ахпашев шел на выставку «со сладостным чувством ожидания, свершения чуда». Хотя большинство работ он уже видел, это была повторная встреча с чудом. Прошлую выставку Валерия Шульги он назвал событием десятилетия. И нынешняя тоже - событие десятилетия. Это - очень значительное событие художественной жизни республики.
«Бесспорно: талант - есть талант», - это уже говорит Валерий Елизаров. Самое интересное в его работах, как и у других театральных художников, он не только раскрывает образы, но раскрывает и тему. В каждой картине есть философское начало, надо не только смотреть, но и думать. Можно понять ряд ассоциаций автора, но здесь же идут и собственные ассоциации.
А как там, в Париже?
Юрий Минаев взялся объяснять особенности творчества через отдельные картины. Вот «Вести из Парижа». Можно посмотреть, какую он дает перспективу женскому образу. На картине в большой ванне или корыте сидят двое - мужчина и женщина. Женщина обращена в мир, она в нем живет. И мы видим этот мир - горы, река. Мужчина читает газету на французском языке. Юрий Минаев считает, что в этой картине не хватает любви. Хотя есть женское мнение, что не хватает именно мужчины. Тот, что сидит под лампой с газетой, - это отсутствующий мужчина.
Как говорит Минаев, на картинах тот мир, в котором мы живем, наш быт, город вне города - любой из городов. Но в то же время это - мир Шульги. Он из нас лепит свои миры, мы все для него персонажи - как на сцене.
А еще говорят, что Шульга специально сбил всех с толку, повесил картины не по периодам, перемешал старые и новые. И это тоже давало новый взгляд на его творчество.
Один из посетителей сначала хотел отшутиться: да что там нового - все по-старому. Но сам сказал, что на прошлой выставке купил три картины и сейчас собирается что-то купить.
Другой - видит себя почти на всех картинах. Видит себя и в «Дяде Васе с водокачки», который, как ему кажется, мучительно хочет бросить курить, и в «Джокере»: «Выражение лица Джокера говорит о том, насколько многогранна жизнь, и не надо слишком серьезно к ней относиться. Надо относиться радостно, позитивно».
Вот такие были мнения, и такие картины. А вот «Портрета жены художника» - что-то и не видно. Елена Ослина говорит, что он ее не рисует. И не надо. Да и к чему. Зато сам Валерий Шульга абсолютно уверен, что он всегда рисует только ее. Каждый раз иначе, так, как он ее воспринимает.
А вот, Шульга - театральный художник. И что когда-нибудь назовут эту эпоху развития театра «эпохой Шульги», это уже - отдельная тема. Для следующего номера.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Он из нас лепит свои миры
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Яркие краски на Сером ручье
  • Социальные комментарии Cackle