,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Им клубная жизнь ни к чему


Им клубная жизнь ни к чему

 (голосов: 0)
Стартовал последний этап конкурса «9 драгоценностей Тувы». Идет смс и Интернет-голосование. Скоро будут подведены его итоги, названы «драгоценности». В конце лета съемочная группа телеканала «Новый Век» вместе с директором Центра русской культуры Верой Лапшаковой побывала у староверов. Ведь старообрядчество также было заявлено в проект «Тос Эртинэ». Там, в труднодоступных местах, порою очень глубоко в тайге, и живут люди старой веры. Три поселка расположены недалеко друг от друга: Ужеп, Сизим и Эржей. Съемочная группа «Нового Века» побывала в Ужепе.
До поселения Ужеп добраться летом можно только на внедорожнике, преодолев грязь, паромные переправы и несколько горных перевалов. Дорогу, что ведет в этот заповедный край, по большому счету, и дорогой-то назвать трудно. После дождей ее размывает так, что не всякому водителю и его машине по силам такой путь. Но местные жители на такие трудности не жалуются, привычны.
Первые поселенцы пришли в эти края в 1912 из Пермского края, Добрянского уезда, это были семьи Руковициных, Шмаковы, Кудрявцевых. Путь в таежные края был долог, сначала люди пробовали обосноваться на Алтае, потом перебрались в Иркутскую область и только оттуда пришли в Туву. Шли через Усинский тракт, в то время это была единственная конная дорога через Саянские хребты, связывающая Россию с Тувинской народной республикой.
Первое поселение было организовано немного выше по течению Енисея современного поселения, но там, среди глухой тайги и горных массивов, посевных площадей практически не было. Суровые природные условия вынудили поселенцев перебраться в устье реки Ужеп.
Сейчас в поселке около 50 дворов и приблизительно 350 жителей. Семьи большие, в каждой, как правило, по 5-7 детей, а то и больше. Как говорят сельчане, рожают, сколько бог пошлет. Основная часть населения живёт старообрядческой общиной. Среди жителей Ужепа есть и те, кто частично отошел от веры и теперь строго не придерживается всех правил и канонов старообрядчества.
Народ живет здесь трудолюбивый. А как иначе? Никаких пособий и пенсий от государства не получают, считают, что все можно заработать своим трудом. Вера такая.
Живут поселенцы натуральным хозяйством, это когда на столе то, что выращено и добыто своими руками. Основные занятия местных жителей - охота и рыбалка, еще разводят скот. Река играет в жизни ужепцев большую роль, это не только рыбная ловля, но и водная артерия, по которой можно добраться до отдаленных заимок и перевести груз. Поэтому в каждой семье своя лодка, а то и не одна. Лодки-казанки делают сами. В основу идут изогнутые корни ели, днище делают из листов алюминия, верх обшивают досками. На изготовление хорошей лодки уходит несколько месяцев. Делают ее по-хозяйски, добротно - от того, насколько она устойчива и надежна, зависит и жизнь хозяина. Ведь на ней приходится преодолевать пороги, через которые не всякий спортсмен-сплавщик отважится пройти.
Делают своими руками здесь не только лодки. И надо сказать, что мастера здесь живут отменные. На небольшой горной речушке сообща построили мельницу для обмолота зерна, она находится в нескольких километрах от поселка. Попасть на мельницу можно только по воде. Местные умельцы заставили работать горный поток во благо себе. Вода вращает лопасти мельницы, заставляя вращаться жернова. Кстати сказать, жернова сделаны не из металла, а из цельной каменной глыбы, которую нашли в горах. Мельницей пользуется все население деревни. Прежде, чем привести зерно на мельницу, его пропускают через веялку. В семье Руковицыных веялку давным-давно сделал своими руками один из родоначальников. И она отлично служит уже нескольким поколениям. Устройство не только очищает зерно от шелухи, но сортирует его, тяжелое первосортное зерно падает в первый сусек, а то, что полегче, во второй.
Еще одно весьма полезное устройство в хозяйстве, которое с гордостью показывает сын хозяина дома, здесь оно называется «рушилка» - машинка для раскалывания кедрового ореха. Орех засыпается в желоб, затем проходит между шестеренками, которые раскалываю скорлупку. Глядя на этот аппарат, понимаешь, поистине, все простое - самое гениальное.
К труду на селе ребятишки приучены с детства, по сельским меркам они выполняют не тяжелую работу: поливают огород, ходят за скотом. Подоить корову здесь может любой 9-10-летний ребенок, притом доят коров, как девчонки, так и мальчишки. Пока ребята постарше помогают по хозяйству, малышня играет в незатейливые игры, катается на велосипедах, собирается на посиделки на завалинке.
Из развлечений, в принятом понимании этого слова, в Ужепе только клуб, который работает ни шатко ни валко, проще говоря, практически бездействует, есть библиотека при том же клубе.
В поселке долгое время не было электричества. Сейчас поставили дизельную установку, электричество подают утром и вечером. В поселке нет ни телевидения, ни радио, ни телефонной связи. Здесь даже время идет по-своему, часы сельчане не переводят на «летнее» или «зимнее» время, живут по астрономическому. Эта суета им абсолютно ни к чему.
Оторванность от мира не мешает этим людям быть счастливыми. Им не нужны блага цивилизации, потому, что у них есть большее - гармония с собой и окружающим миром.
И. Зыкова, Каа-Хемский район, с. Ужеп



Старообрядчество, староверие, древлеправославие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Несогласные с реформой начали с 17 века расселяться в глухие места России.

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • «Моё яркое лето». Итоги конкурса
  • Как привести в Туву туристов
  • Фестивальный Сизим
  • Социальные комментарии Cackle