,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Пусть детство будет не казенным


Пусть детство будет не казенным

 (голосов: 0)
Когда в еженедельнике «Плюс Информ» журналисты пишут в очередной раз о республиканской школе-интернате, то, так получается в последнее время, всегда в контексте какой-то трагической истории. Истории, которая в очередной раз произошла в этом учебном заведении, где обучаются всего 122 ребенка. И на это количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приходится 192 штатных единицы взрослых. 142 человека - администрация, остальные учителя и воспитатели.
Почему такая армада взрослых, по идее профессионально и тщательно подобранных специалистов, не может создать для детей настоящий дом? Почему дети убегают, вешаются, пьют, дерутся и остаются без сапог в морозы? Журналисты продолжают искать ответы на эти вопросы.
О кадрах и лучших друзьях милиции
Так почему интернат - не дом? Как рассказала нынешний директор Ириада Хулер-ооловна Ойдуп нашему корреспонденту, она видит проблему в том, что в интернате плохо подобраны кадры. Странное заявление директора, который эти кадры и должен подбирать. Обязанность у директора такая. Как нам удалось выяснить в кругах, приближенных к интернату, текучка среди воспитателей и помощников воспитателей огромная. В 21 час детей оставляют в спальнях практически без всякого надзора. Классные руководители, которые, к слову сказать, по национальному проекту «Образование», получают ежемесячное вознаграждение за присмотр за детьми, учеников после завтрака в школу не сопровождают. А чего, так дойдут через двор. Еще Ираида Хулер-ооловна видит проблему в том, что журналисты ищут только плохое. «А у нас и хорошее есть. Недавно конкурс «Лучший друг милиции» прошел», - сказала она нашему корреспонденту на прощание.
О детях и любви
Только не о конкурсе нужно говорить, а о любви к детям, простой любви к брошенным детям, озлобленным, обиженным, преданным. В поисках ответа на вопрос: как сделать интернат домом, мы не могли не встретиться с директором, который 20 лет руководил интернатом. Фарид Валеевич Мухамедгареев пришел работать директором школы-интерната в 1968 году, ушел в 1989-м, после него сменилось 5 директоров. Сейчас, в свои 82 года, держит 15 соток огорода - для детей, внуков и правнуков. В движении - жизнь, смеется Заслуженный учитель Тувинской АССР. Пока зима - собирается перечитать Достоевского. На мой вопрос: «А могли бы вы сейчас принять руководство интернатом?», без раздумий сказал: «Да без проблем». «А с чего бы вы начали свой первый день работы?» - «С кадров». Сам Мухамедгареев в школу-интернат пришел с большим опытом работы. За плечами: школы в Эрзине, Бай-Тайге, Элегесте. Когда в 1968 он принял интернат, там воспитывалось не 122 ребенка, а более 500 детей.
- Фарид Валеевич, вы пришли в школу-интернат из Элегестинской средней школы. Знаю, что вы не хотели оттуда уходить.
- Конечно, ведь мы там такую работу организовали. Дети были заняты трудом. На полевой стан свет провели, электростанцию сделали. Ребята-школьники сами работали на тракторах. Школьная бригада такой урожай собрала, что мы отобрали переходящее Красное знамя обкома и Совета министров СССР и Тувинской АССР у Туранской средней школы. Все было очень серьезно, по-настоящему. Но Хертек Амирбитовна Тока, которая тогда была заместителем председателя обкома, тогда сказала - надо.
- Насколько я знаю, в вашу бытность в интернате жило более 500 детей, почему сейчас так мало, сирот, вроде, не становится меньше?
- Раздали детей по семьям. Это же Россия, дурости хватает, деньги стали платить опекунам. Чужие люди забирают на воспитание. Как там живут дети на стоянках? Они же не учатся, чабанят только. Когда я уходил в 1989 году, в интернате находилось 529 детей. Это ж скольких разобрали! Как жили эти дети, не знаю.
- У вас двадцатилетний опыт работы в школе-интернате, нынешнее руководство не хотело бы перенять опыт, к вам не обращались?
- Нет, я сам однажды решил прийти туда. Директор меня спросила: а вы записались на прием?..
- А сад, который всегда был при школе, при вас сажать начали?
- Сад уже был, мы просто продолжили дело, теплицу там построили. Нет там сейчас ничего.
- Как сделать, чтобы интернат стал домом?
- Надо просто любить детей, тогда все получится. И разговаривать только по-хорошему, я ведь пальцем никогда никого не трогал.
- А было у вас такое, чтобы пили дети, дрались?
- Нет, что вы.
- А чем дети были заняты?
- Как чем? Спорт был развит, в теплице дети пропадали. Им же интересно, как там что растет. Построил детям каток, а недавно летом иду, смотрю, сквозь асфальт деревья уже растут. Летом в пришкольном лагере отдыхали, тут он был, недалеко, у реки. Домики, палатки. В другие лагеря детей вывозили. Даже в Чехословакию возил своих, интернатских. По дороге я им Волгоград показал, Москву.
- Помнят вас ваши ученики, приходят?
- Конечно, помнят, да и приходят часто. А где встретимся, обязательно разговоримся. В День учителя своего ученика Шолбана Иргита в правительстве встретил. Увидел меня с трибуны, заулыбался, в кабинет потом позвал. Андрей Листков меня как-то летом на «Заре» на природу вывез. Работает сейчас в горнорудной компании. Много хороших людей было выпущено за 20 лет. И они меня помнят, и я их помню и люблю. Ведь они для меня по-прежнему - дети.
Когда журналист станет желанным гостем?
Хотелось бы вернуться к замечанию нынешнего директора о том, что журналисты ищут только плохое. Сложно искать хорошее там, куда чаще всего не пускают, когда нет никакой информации из школы-интерната. Было бы совсем другое дело, если бы приглашали: приезжайте - у нас конкурс, Новый год, Золотая осень! Журналистов не зовут. То ли ничего позитивного в интернате не происходит, то ли мероприятие проходит просто для галочки. А автор помнит другие времена, когда в начале 90-х годов журналисты были постоянными гостями школы-интерната. Мы рассказывали о праздниках, которые там проходили, о том, как дети работают в саду, о том, как приручили собак, как кормили их и построили будку. Было о чем говорить - журналисты были к месту. Куда все ушло? Так вы звоните - мы приедем, предложите что-то интересное - поддержим. Не прячьте детей с их проблемами в стенах интерната. Такое чувство, что кто-то не пускает нас в свою вотчину. Чтобы не разбередили, не расшевелили, не заставили задуматься над тем, не много ли приходится взрослых на 122 ребенка, над тем, кто живет во втором общежитии и домике, что на территории интерната, и чьи иномарки стоят на территории у гаражей... Взрослые, работающие в интернате, должны помнить, что это - особая работа. Не ради зарплаты и благополучия взрослых существует интернат, и поэтому здесь не должно быть случайных людей. Нужно сделать все, чтобы дети не стыдились своего интернатства. Вы скажете, что в школах сейчас тоже черт знает что творится. Да, бывает. Но у них есть семья. А интернатские дети нуждаются в особом, индивидуальном подходе. Каждый хочет, чтобы его заметили, утра доброго пожелали. И когда сапоги не выдает во время кастелянша, директор лично должен выдать эти самые сапоги. Тогда растопятся детские ледяные сердечки. И будет у них дом. Настоящий. Не казенный.
Д. Оюнова

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Дело о смерти двух девочек
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Салчак Тока или Петр Первый?
  • Социальные комментарии Cackle