,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » О Моцарте, китах и десяти квартирах


О Моцарте, китах и десяти квартирах

 (голосов: 0)
Концертный сезон в филармонии открыт. Но далеко не все проблемы предыдущих лет решены. Некоторые из них - результат ошибок управления культурой тридцатилетней давности. О ситуации, сложившейся в практике филармонии, рассказывает ее директор Игорь Дулуш.
Основной «кит» филармонии
Филармония - государственная концертная организация. Основная цель - пропаганда музыкального искусства. Это словарное определение. Наша филармония, как и все другие, входит в сеть филармоний России. А цель этой сети - обеспечение единого концертного поля России.
Основной «кит», на котором стоит филармония - симфонический оркестр. Нет симфонического оркестра - нет филармонии. Симфонический оркестр полной величины - около 100 музыкантов. Еще к концу ХVIII века сформировался классический состав оркестра: 10 первых скрипок, 2 флейты, 2 валторны, 2 литавры; 8 вторых скрипок, 2 гобоя, 2 трубы; 6 альтов, 2 кларнета; 5 - 6 виолончелей, 2 фагота; 3 - 4 контрабаса.
В нашем оркестре - 4 скрипки. Это смешно. Это страшно.
Всем казалось, что Советский Союз вечен, что единое культурное пространство позволяет получать любые необходимее кадры. И управленцами по культуре в те времена не была сформирована «лесенка» образования - музыкальные школы, училища, вузы, консерватория - где готовят струнников. Да и не только струнников.
Объективно и неотвратимо наступил кризис по кадрам - нет скрипачей, контрабасистов, альтистов, виолончелистов.
И если симфонический оркестр перестанет существовать, вопрос станет о существовании филармонии. Народные коллективы могут существовать и не при филармонии. Ну, будет просто ансамбль «Саяны», например, а вот статуса учреждения искусства именно как филармонии, уже не будет
Если рассматривать музыкальные учреждения, то самый высокий статус - у филармонии, потом - опера и балет, потом оперетта, а после них уже - народные ансамбли, такие, как «Саяны». Кстати, не будет и того бюджета, который выделяется для филармонии.
И сейчас судьба филармонии зависит только от «реанимации» симфонического оркестра.
Пациент скорее жив?
Конечно, нужны свои кадры. Детская музыкальная школа изменила стратегию и начала готовить музыкантов для симфонического оркестра, но новые кадры вырастут нескоро. Точнее - очень нескоро. На подготовку хорошего музыканта уходит около 16 лет.
Да и, честно говоря, нет полной уверенности в собственных кадрах. Симфонические оркестры существуют в городах «миллионниках»: тысяча детей закончат музыкальные школы, из них - сто пойдет в училище, из них - 10 в консерваторию. Мы можем себе это позволить?
Есть другой вариант, который зависит только от местных властей. Например - купить 10 квартир. Тогда филармония сможет пригласить 10 скрипачей. Хороший вариант, но проблематичный. Денег на 10 квартир не дают.
Тувинская АССР получала кадры по распределению. И в те годы создание симфонического оркестра было хорошим, мощным шагом. Вот только жалко, что в те же годы не начали сразу готовить смену.
А сейчас артисты разъехались. Уехали скрипачи. Впрочем, отъезд начался уже с 53 года. Так уж получилось, что многие люди искусства были в свое время сосланы, и в симфоническом оркестре Тувы играли музыканты из Одессы, Москвы, Питера.
Даже в школах в то время были детские скрипичные ансамбли, которые играли «Петю и волка». Эта пьеса написана для детей, но играть ее очень сложно.
Сможет ли ее сейчас сыграть симфонический оркестр Тувы?
Слухачи от Бога
Когда в Туве появился симфонический оркестр, талантливые от Бога слухачи-тувинцы, которые не имели музыкального образования, получили возможность услышать классическую музыку, звучание инструментов. Это очень важно.
Наши инструменты архаичны и не утеряли древнего звучания. Западные культуры утеряли свою уникальность - это потеря западной музыки. Но классическая музыка - находка сама по себе. И у нас появилась уникальная возможность, не теряя своего - приобрести.
Это было потрясающее время, когда смогли осознать все возможности классической музыки, начался подъем. Был всплеск развития музыки. Если нет классической музыки, пойдет на спад и национальная. Впрочем, этот спад музыканты уже ощущают.
Если бы у нашего оркестра не было проблем, то во многих городах Росси сейчас смогли бы понять насколько хороша наша классическая музыка. Насколько фундаментальна музыка, например, Чыргал-оола, насколько она отличается от произведений хакасских, татарских, казахских композиторов. Потому что в Туве сохранился древний лад. И этот лад уникален в сочетании с симфонической музыкой.
Но мы не можем никого поразить своей музыкой, потому что нет скрипачей, а скрипачи не появятся, пока нет квартир.
Настоящему симфоническому оркестру потребуется только пара репетиций, чтобы сыграть 100 классический произведений. Две репетиции и будут звучать Моцарт и Григ, Вл. Тока и А. Чыргал-оол (Чыргал-оол стал автором первого тувинского струнного квартета, первой симфонической поэмы «Алдан Маадыр»), Р. Кенденбиль.
А у национального оркестра есть свои ограничения. И национальная музыка не может развиваться в отрыве от общих мировых культурных процессов.
Национальная карта?
Да, наш оркестр пока не вполне отвечает всем требованиям симфонического оркестра. Но он - числится, он - есть. И только благодаря ему, республика может утверждать, что у нее есть филармония.
А десять однокомнатных квартир - это серьезная проблема для республики?
Проблема в том, считает Игорь Дулуш, что большинство чиновников не видят в этом необходимости: зачем симфонический оркестр, если есть «Саяны», есть национальные ансамбли, есть «Ят-ха»? Они не понимают, что такое высший статус, что такое симфонический оркестр в целом.
На фоне тихо умирающего оркестра есть люди, которые этим положением пользуются, вплоть до разыгрывания национальной карты. А это уже вредит развитию Тувы в целом. Нет музыки - нет танца, нет спектакля, нет кино. Музыка - фундаментальный жанр.
Нет оркестра - нет и филармонии это надо понимать всем, от кого зависит судьба культуры. Нет классической музыки - начинается стагнация и спад национальной музыки, национальной культуры.
Искусство требует вложений. Сейчас много говорят о материальной составляющей, но забывают, что и культуру надо поддерживать материально.
Шоу-бизнес и фундаментальное искусство - разные вещи. В итоге - зрители привыкают к попсе, многие с трудом воспринимают классику.
Моцарт на чанзы
Ждать, пока вырастет новое поколение музыкантов, - долго, можем и не дождаться. Десяти квартир нет. Что есть?
Есть пока хорошая духовая группа, медная группа. Так что играть оркестр пока может, если вместо классических струнных инструментов будут звучать народные струнные инструменты.
Теоретически, Моцарта можно играть и на чанзы. Тувинскую классику тоже можно играть, есть школа талантливых музыкантов. Это - выход из положения. Временный.
В РШИ подрастают интересные музыканты, но детей привлекать нельзя - эксплуатация детского труда. Талантливые музыканты из РШИ: виолончель и скрипка. Они тоже могут только «подыгрывать» а не играть - музыканты из Монголии, хоть и учились в Свердловске, - запрещает трудовое законодательство.
И напоследок еще одна проблема. Большая для филармонии, театра, музея, но маленькая для мэрии. Если не пройти мимо, если не зайти, то и не узнаешь, что сегодня или завтра будет интересного. Нужно старое проверенное средство - тумба. Простая тумба с афишами. И не одна, а 4-5 в разных точках города. Разрешение об их расположении должна выдать мэрия. Красивые тумбы могут украсить город, и уж точно - они снимут постоянный вопрос о досуге, о том - куда бы сегодня пойти?
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Игорь Дулуш не хочет стать гробовщиком
  • Оркестр остановился над пропастью
  • Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?
  • Социальные комментарии Cackle