,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Меньшинство в меньшинстве


Меньшинство в меньшинстве

 (голосов: 0)
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные отрывки из исследования монгольского социолога О. Баасантогтоха, в центре научных интересов которого - тувинцы Монголии.
Тувинцы - это тюрко-язычная уйгурская группа, и большим заблуждением является то, что в Монголии их именуют по-разному: «тува», «урианхай», «духа» и «цаатан». Встречается немало фактов, когда проживающих в Монголии тувинцев «различают» по формам их хозяйствования. В Баян-Ульгийском Цэнгэле, сумоне Буянт Ховдинского аймака тувинцы исповедуют буддизм и держат скот в поясе Алтайских гор. Тувинцы-оленеводы сумона Цагааннуур - приверженцы шаманизма, они разводят в Хангайской тайге северных оленей. Все это, однако, не дает оснований проводить различия между тувинцами-скотоводами и оленеводами как разных национальных групп.
В Монголии возникает двухуровневая структура, когда внутри одного национального меньшинства (казахов) имеется другое меньшинство (тувинцы). Если обобщить все исследования по проживающим в Монголии национальным меньшинствам, то выясняется следующая ситуация. Часть обзоров и отчетов компетентных структур направлена на изучение социальных проблем оленеводов, а в обзоре «Права казахской нации - XXI» в ее части «Реализация прав национальных меньшинств» исследуются лишь вопросы прав казахов. Без внимания остаются права тувинцев, в частности проживающих в сумоне Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака. Социальную проблему всех проживающих в Монголии тувинцев невозможно решить, уделяя внимание лишь тувинцам-оленеводам. Далее по порядку.
Право на свободу вероисповедания. Проживающие в Монголии тувинцы исповедуют шаманизм и буддизм, на что влияет их место проживания и ситуация с сохранностью традиций. В частности, если в сумоне Цагааннуур Хубсугулского аймака тувинцы придерживаются шаманизма, то в Цэнгэле Баян-Ульгийского аймака большинство тувинцев исповедуют желтую религию. Сегодня в этом сумоне нет храма, где читают буддийские сутры, однако сохраняется приверженность культу гор, воды. Однако со стороны большинства местных жителей наблюдается немало фактов пренебрежительного отношения к шаманским святыням, разрушений оваа, осквернения источников.
Право на образование. В сохранении национального языка и культуры важно достаточное количество их носителей, поэтому у государства должна быть ясная стратегия по недопущению уменьшения их численности. Министром образования, культуры и науки Монголии был издан приказ от 08.12.2005 за №387 о «Программе обучения тувинскому языку», адресованной оленеводам сумона Цагааннуур Хубсугулского аймака. Однако из-за привязки национальной политики к конкретным территориям, это мера прошла незамеченной тувинцами, живущими в Баян-Ульгийском аймаке. Это последствие отсутствия в Монголии единого понятия «национальное меньшинство» (в отчетах Национальной комиссии по правам человека нацменьшинства в Монголии ограничиваются лишь казахами и оленеводами).
В Монголии сегодня не готовят учителей тувинского языка, отсутствуют школьные учебники, переведенные на тувинский язык. Учителя дают уроки детям с собственным переводом, что создает нагрузку на преподавателей и служит причиной отставания детей в обучении.
Право получать информацию на родном языке. Из 9 телеканалов, транслируемых в Баян-Ульгийском аймаке монгольских - 5, казахских - 2, один из Внутренней Монголии КНР, сам аймак имеет один телеканал с непостоянным вещанием. Телепередач на тувинском языке не выходит, газет и журналов не печатается. Хотя приходит помощь из Республики Тува в виде пожертвованных книг, из-за проверок на границе их поступление становится все труднее, и потому нарушается право на получение информации на родном языке.
Право на труд. Из проживающих в сумоне Цэнгэл тувинцев 6 человек работает в администрации сумона, в тувинской школе - 22, сумонном детсаде - 3, есть один медик, итого: официально трудоустроены 32 человека. Без кланово-родственных связей, энной денежной суммы трудоустроиться крайне сложно, и потому казаху найти работу гораздо проще.
Политические права. Политика всегда осуществляется большинством, и голос меньшинства легко подавляется большинством и провести своих представителей в органы власти становится невозможно. В этой ситуации мнение тувинского населения игнорируется, большинство слабо реагирует на предложения и критику с их стороны и не решает их проблем. Со времени выборов в Великий Государственный Хурал 1990 года не было ни одного случая избрания в парламент от Баян-Ульгийского аймака халхасца (монгола) или тувинца.
О. Баасантогтох приходит к следующим неутешительным выводам: Национальная комиссия по правам человека Монголии не выполняет в полной мере своих обязательств перед Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации.
По материалам сайта http://biznetwork.mn
подготовил О.Сергиенко

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Ховдинские тувинцы: Как не потерять себя
  • Стратегия национальной политики России
  • Цаатаны – «Народ северного оленя»
  • Социальные комментарии Cackle