,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Ховдинские тувинцы: Как не потерять себя


Ховдинские тувинцы: Как не потерять себя

 (голосов: 0)
В 2006 году в Ховдинском аймаке Монголии было создано объединение тувинцев с целью собрания воедино тувинских семей, сохранения и развития своих исторических и культурных традиций. В интервью монгольскому журналисту Г. Тормонх на информационном интернет-портале GUREN руководитель объединения Н. Гэрэлхуу рассказала о жизни наших соплеменников в Ховде.

- По происхождению вы этнические тувинцы, проживающие в Монголии. Вообще тувинцы - это монгольская народность или нет?
- Наше происхождение, пути наших предков исходят от древних тюркских народностей, вышедших из монгольских аймаков. Об этом писал ученый А. Очир в книге «Краткая история монголов, ойратов»: «К западу от хребта Танну-Ола перед горами Алтая еще 2000 лет назад кочевали тюркские племена и среди них были предки современных тувинцев». Некоторые исследователи считают, что народность Туфа (Тоба) возникла в результате смешивания крови гуннов и других племен, и потому нельзя относить всех тувинцев к тюркам. Можно сказать, что у нас есть и монгольские и тюркские корни. Тем не менее, тувинцы - это большая самостоятельная народность.
- Откуда появились здесь живущие нынче в Ховдинском аймаке тувинцы? Они прибыли из Баян-Ульгий или перекочевали из какого-то другого места?
- Ховдинские тувинцы вначале кочевали на самом западе Алтая возле современной границы Монголии с Синьцзян-Уйгурским районом. В начале 20 века бежавшие белогвардейцы Бакич, Кайгородов, Казанцев принялись разорять и грабить тувинцев кочевавших на юге Алтая в долине реки Ховд, и тем пришлось перекочевать через Алтай, где они присоединились к проживавшим там тувинцам и около 20 лет были вместе. Вскоре начались восстания уйгуров, агрессивная политика казахов, вызвавшие опустошения и разорения. Итогом стало перемещение вглубь монгольской территории в 1941-1943 годах, когда группы тувинцев друг за другом уходили от опасности. И вот в одной группе из 19 семей, добравшихся до места в июле 1941 года, оказались и мы. В сумоне Буянт тогда был основан 14-ый баг (низшая административно-территориальная единица), состоявший лишь из семейств переселенцев. Руководителем этого бага стал выходец из тувинцев Назын, затем Пурэвийн Дугер, а с 1948 по 1962 год в этом качестве работал мой отец Овчагийн Нацаг.
- Сколько сейчас тувинских семей насчитывается в Ховде? И как много тувинцев живет в местах кочевья ваших предков в Синьцзяне?
- В Ховдинском аймаке в настоящее время около 300 тувинских семей. Со времени образования тувинского объединения, т.е. с 2006 года, была проведена работа по уточнению числа тувинских семей, их численности. Трудность была в том, что здешним нашим тувинцам в актах гражданского состояния присваиваются и выдаются документы с халхасскими и иными именами. Фактов подобных регистраций в качестве иных национальностей много, но если проследить людей по родословной линии, то все они тувинцы. Причем, некоторые семьи сами меняют имена.
- По каким причинам меняют имена?
- Что тут можно ответить. Есть немало тех, кто стесняется даже упоминать о том, что они тувинцы. В последнее время среди молодежи попадается много людей, не испытывающих желания говорить о своей принадлежности к тувинской национальности. Жизнь тувинцев, изначально перебравшихся сюда с запада, была предельно скудной и бедной, т.к. им пришлось бросить все свое имущество и скот. Очень трудно было даже добыть пропитание, и некоторые тувинцы, чтобы кормить своих малых детей, искали всевозможные способы, только разве не скребли то, что осталось в тюках и мешках. Все это наложило неблагоприятный след на восприятие молодыми своей национальности.
- Сегодняшняя молодежь говорит по-тувински? В целом, какие меры принимаются для сохранения языка, исторических и культурных традиций ховдинских тувинцев?
- Думаю, что не преувеличу, если скажу, что молодежи, знающей тувинский язык и говорящей на нем, почти нет. Люди моего возраста, наше старшее поколение сохраняют тувинский язык, традиции, предания и сказания. В связи с этим для выработки конкретной стратегии, проведения специальных занятий нет иного пути, кроме как создания в Ховде тувинского объединения. В его организации помощь нам оказал руководитель тувинского объединения Монголии Пунцагдорж, пребывающий в Цагаанууре Баян-Ульгийского аймака. Наш сын Адилбиш учился в Кызыле в Тувинском госуниверситете и, приехав домой на каникулы, рассказал нам о своем участии в тувинском национальном слете, и сказал о необходимости существования здесь подобной организации. Бывший преподаватель Ховдского, а сейчас Тувинского университета У. Цэцэгдарь и другие люди начали работать, собирать пакет документов. Тем не менее, несмотря на поддержку, дело долгое время тормозилось. Лишь с помощью одного нашего ученика, работающего в министерстве юстиции, задуманное удалось сделать.
- Как обстоят дела с исследованиями, выпуском книг о тувинском народе? В частности, тувиноведение?
- Есть работы, изданные отдельными учеными, как, например монгольским исследователем А. Очир. Однако могу сказать, что людей, специализирующихся именно на тувинских исследованиях, практически нет. За последнее время я не вижу никаких исследовательских трудов в этой части. Вообще мы - наименее изученная народность.
- Сколько тувинцев насчитывается в российской Туве, в китайском Синьцзяне, Хубсугулском, Баян-Ульгийском аймаках?
- По современным данным, в России проживает 198,4 тыс., в Монголии - 40 тыс., в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР около 3 тыс. тувинцев, об этом в апреле 2007 года написала газета «Одрийн сонин» в 12-ом номере. Сумон Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака - это исконное место проживания тувинцев, поэтому они составляют 24% или свыше 2 тыс. человек. По данным 1960-х годов в Хубсугулском аймаке в сумоне Улаан уул проживало около 40, в сумоне Ренчинхумбэ - около 20, сумоне Ханх - более 30 семей оленеводов. Исследователем, доктором Х. Нямбуу было отмечено, что они представляют собой монголизированных тувинцев урянхайцев, жителей лесистой местности. Тувинский исследователь из России Полина Серен в своей книге писала, что в сумоне Цагааннуур Хубсугулского аймака проживает около 800 тувинцев, говорящих на тувинском языке.
- Исходя из этого, оленеводы - это и есть тувинцы?
- Оленеводы - это название, произошедшее от особенностей хозяйства и жизни данной конкретной группы людей. Однако их происхождение как тувинское было удостоверено ученым Х. Нямбуу, то же утверждают и наши старики.
- Какую религию, учение исповедуют тувинцы?
- Исконное верование - это шаманизм. Во времена наших предков традиция шаманизма была очень устойчивой, да и сейчас есть немало сильных шаманов. Например, на родине наших предков Баян-Ульгийском Цэнгэле не утрачено поколение искусных шаманов. Среди наших ховдских тувинцев также есть немало поколений шаманов. С распространением буддизма некоторые тувинцы подпали под его влияние, отдают в ламы детей и таких случаев также немало.
- Вы сказали, что Баян-Ульгийский Цэнгэл - это исконное место проживания тувинцев. Представлены ли тувинцы в органах местного самоуправления и госорганах?
- Мною уже назывались цифры по сумону Цэнгэл, однако численность тувинцев постепенно сокращается. Причина этого кроется в крайней удаленности сумона Цэнгэл от центра, от Улан-Батора он удален на 1760 км. Торговая и иная инфраструктура скудна, и тувинские семьи переезжают в столицу и другие города, эта миграция не прекращается. Поэтому уменьшается и доля тувинского населения в общей численности сумона и можно сказать, что сейчас ее влияние в органах власти практически на нуле. В настоящее время в Хурале представителей и администрации сумона Цэнгэл работают лишь трое тувинцев, тогда как в 1932-1962 годах в руководство сумона Цэнгэл беспрерывно избирались и работали тувинцы. Поэтому вот и нужно сохранять преемственность, стараться не забывать свои корни и не потерять тем самым самих себя.

P.S.: В следующих номерах «Плюс Информа» мы расскажем об исследовании, проведенном О. Баасантогтох, посвященном проблеме сохранения языка и традиций тувинцев в Монголии.
Подготовил О.Сергиенко

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Меньшинство в меньшинстве
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • СПИД: бояться или не бояться?
  • Социальные комментарии Cackle