,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться


Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться

 (голосов: 0)
Все мы помним свою первую учительницу, своих школьных учителей. А помнят ли они нас? Помнят ли они тех, кто их воспитал так, что они стали учителями?
Сначала, после окончания школы, учась в вузах, мы каждый раз на каникулах их навещаем. Потом появляются другие дела, другие интересы. Это вообще-то нормально - жизнь идет. На выпускных вечерах многие плачут, прощаясь со школой, а потом...
Да и нетрудно время от времени вспоминать нескольких учителей, а нас у них было много - десятки, сотни. Так помнят ли они нас? О ком они вспоминают накануне своего профессионального праздника?
На эти вопросы отвечали учитель, директор школы и министр образования. Независимо от стажа и ранга, каждый из них с гордостью называет себя учителем.

НИНА КЫРГЫСОВНА МОНГУШ
Заслуженный работник образования РТ, Почетный работник образования России.
Преподает русский язык и литературу в Республиканской школе искусств.
- Конечно, помню свою первую учительницу - Кыргыс-оол Сарыг-ооловну Оюн. Это она заметила во мне любовь к чтению, развивала ее. Дома родители не очень хорошо читали, но любили, чтобы читали им. Моя учительница дала мне книгу «Таня - революционерка», попросила ее прочитать, рассказать на русском, а потом перевести для друзей на тувинский язык.
Я благодарна и другим учителям, всех и не назовешь. В старших классах преподавала русский язык и литературу Ирина Михайловна Кудрявцева: безупречный язык, безукоризненное владение предметом.
Неизгладимый след в памяти оставил Морис Фройманович Вайнберг, он был директором школы и вел русский язык. У него невозможно было не читать, не заинтересоваться программными произведениями. Его супруга Екатерина Гавриловна вела историю. Рассказывала ярко, образно. И ее уроки перекликались с уроками литературы. Нам нетрудно было представить себе генерала Ватутина или маршала Жукова, читали стихи поэтов военного времени.
Мария Ивановна Белоусова вели химию. Все поколения ее учеников хорошо знали химию, мы легко решали задачи и через много лет, встретившись, могли разговаривать и даже сочинять стихи на «химическом» языке.
Учитель формирует человека: каков учитель, таковы и ученики.
На моем пути было много хороших учителей. Ираида Михайловна в институте заметила, что у меня есть языковое чутье. А как можно забыть Ирину Васильевну!?
В Торгалыке моими наставниками были Римма Васильевна и Надежда Ховалыговна. Надежда Ховалыговна сейчас живет в Хайыракане, воспитала трех замечательных сыновей.
(Нина Кыргысовна перечисляет учителей и наставников. Из этих имен можно составить Книгу лучших учителей Улуг-Хемского и Чеди-Хольского районов. А потом начала рассказывать о своих учениках, о том, как они жили, как организовывали драмкружки и работали в агитбригадах).
Тюлюш Аюмаа, Санчи Урана, Эртине, Эмма и Долаана Данзыбелек.
Все они стали замечательными людьми, активными участниками современной жизни, специалистами своего дела.
Я горжусь тем, что они состоялись, состоялись как люди, как отцы и матери.
Учителями стали Доржу-оол Айлана, Севек Айлана, Саяна Шожал, Анайхаак, Менды.
(Можно составить большой школьный альбом по ее воспоминаниям. Многие взрослые и солидные люди удивятся, узнав какими их помнят, что именно о них помнят. А у ее учеников уже есть свои ученики. И те тоже становятся учителями...)

АМУР УВАНГУР
Директор Чыргаландинской школы
- Конечно, я помню свою первую учительницу. Ее звали Людмила Иргитовна. Она приехала в наше село со своим мужем - агрономом. Но через год они уехали, и к нам в класс пришла Антонина Доржуевна. Я помню всех учителей.
А больше всего мне запомнился Сергей Октяевич, сейчас он ректор ТГУ, а тогда приезжал в школу на практику - молодой энергичный парень. Зима была холодная, но с ним было тепло, он очень хорошие уроки у нас вел.
В Турции были прекрасные преподаватели. Декан Ак Джошкун преподавал у нас персидский язык, он мне очень нравился, и я очень старался на его уроках. Кериме Устунова преподавала турецкий язык и литературу. Мустафа Устунова был руководителем нашей группы. Мы и сейчас общаемся, переписываемся по Интернету.
Сейчас я очень ценю работу всех учителей нашей школы и многим им обязан, особенно руководителю школьного музея Очур-хоо Сагдыевне Эртине.
Горжусь своими учениками. Георгий Укей учится сейчас в Кемеровской Академии культуры, Начын Болат-оол учится в Новосибирске. Многие стали учителями, как например, Долаана Ховалыг. Многие сейчас учатся на педагогов.

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ МОРОЗОВ
Министр образования, науки и молодежной политики
- В первую очередь, считаю своим учителем отца. Это мой самый главный учитель. Он сыграл в моей жизни очень большую роль. Отец разбирался в жизни и дал мне первые уроки.
Всегда вспоминаю замечательнейшего учителя химии, директора школы №2 города Уяра Красноярского края Екатерину Александровну Багинскую. Она никогда не разговаривала на повышенных тонах, с 8 класса с нами была на «вы». Ее уроки всегда сопровождались экспериментами, лабораторными работами.
А что еще нужно для ученика, если он бывает на уроке, который постоянно сопровождается взрывами, определенными изменениями!? Мы ее любили, любили химию. Многие, прекрасно зная химию, потом поступили в медицинские вузы.
(Но для Петра Александровича взрывы не казались столь привлекательными. Его воображение захватила «царица наук» - математика. Математика была средством познания мира. Он любил математику, любил ее вести, это было интересно, интересно видеть детей, как они влюбляются в этот предмет.
Из своих учеников с гордостью называет завуча Кок-Тейской средней школы Екатерину Александровну, очень талантливого учителя математики. Другие его ученицы - Валя и Рая учителя математики Тээлинской средней школы.)
Кызылский педагогический институт был знаменит тем, что там было много сильных педагогов. Красс Баир-оолович Салчак преподавал педагогику. Прекрасные педагоги Любовь Шадрина, Владимир Данилейко. Считаю своим наставником ректора института Хомушку Алдын-оола. Он умел поддержать своих студентов и морально и материально, находил возможности для подработки. Людмила Сат преподавала элементарную математику. Большая умница - Нина Григорьевна Попова. Она выходила к студентам, и у нее в руках был только мел. Она выводила сложнейшие математические формулы на доске, исписывала несколько досок, и никогда не заглядывала в какие бы то ни было записи - все формулы были у нее в голове. За это ее уважали безмерно.
Заслуживает восхищения и подражания Фаина Назаровна Зябрева, учитель истории двенадцатой школы. Она ушла из школы, когда ей исполнился 81 год. В последние годы уроков вела немного, и дети относились к ней особо. Она первая в школе освоила компьютер, купила себе и до сих пор свободно им пользуется.
(У Петра Александровича особый талант. Его многие считают своим учителем. Но он умеет учиться. Он умеет находить людей, у кого есть чему учиться. Делом своей жизни считает педагогику.)
Вот и ответы на все вопросы. Наши учителя нас помнят. Мы учились у них, но и они учились у нас. Если вы не помните своих учителей, значит, вам просто не повезло - случайные люди попадаются везде, не только в школах. Но те, кому повезло, сами становятся учителями и наставниками, даже если они и не работают в школах.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Дело о смерти двух девочек
  • Дембельский альбом Тувы
  • Сайын–Хоо поет про горы, пишет стихи и рисует шоколадом
  • Социальные комментарии Cackle