,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Арина Родионовна разбудит в пять утра


Арина Родионовна разбудит в пять утра

 (голосов: 0)
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО в №37 от 15.09.10 г.

Самое веселое и сумасшедшее место в Кызыле - республиканская школа искусств им. Р.Д. Кенденбиля. Впрочем, детские фокусы делают любую школу такой особенной территорией, но здесь собраны особенно талантливые дети, да к тому же в этом году началась серьезная перестройка всей деятельности РШИ.
Арина Родионовна для Кежика Куулара
Ну а чтобы так серьезно заниматься, нужно изменить и бытовые условия. В интернате сделали евроремонт и создали уютную, домашнюю обстановку. И, что очень важно, набрали новых воспитателей, половина из них - русские и русскоязычные.
Это действительно важно. Практически все дети, живущие в интернате, - из сел республики. Далеко не все они владеют русским языком в полной мере. А ведь потом им ехать учиться в Красноярск, Новосибирск, другие города России.
Основная функция воспитателей - воспитывать. А проще, они должны стать мамами для ребят, оторванных от дома. Только здесь у каждой «мамы» больше десяти детей одного возраста - сложная семья!
Каждый ребенок учится в двух школах - в общеобразовательной и по специальности. Воспитатели должны проследить, чтобы все сделали домашние задания. Да чего уж там, только разбудить всех, отправить умываться и чистить зубы - уже не так просто, как может показаться. Потому что занятия начинаются в 8 часов, а еще до этого времени надо детям заниматься по специальности.
Как это может быть? Валерий Ондар, директор РШИ, говорит, что и сейчас он живет в этой системе - и встает в пять утра. К вечеру человек устает, утром самое лучшее время для занятий, есть свежесть восприятия.
Воспитатель, который по вечерам читает детям сказки, исполняя роль Арины Родионовны, с утра исполняет уж не знаю какую роль. Вряд ли всем детям нравится вставать в такую рань. Впрочем, кто сможет понять талантливых детей?
Гордость школы - Кежик Куулар уже добился серьезного успеха в игре на баяне. Он был победителем и дипломантом многих конкурсов. Валерий Ондар тоже занимался игрой на баяне, пока не увлекся ударными инструментами. Открою секрет, как можно поставить в тупик Кежика. Ему надо задать вопрос: «Ты хочешь быть похожим на вашего директора, сменить баян на ударные?» На это мальчик ответить не сможет. Кежик хочет быть похожим на своего директора, но ему страшно представить, что можно расстаться с баяном.
В школе изменилась и структура руководства. Раньше было два завуча - по общеобразовательной школе и специализированной. Сейчас только один. Дети, конечно, проходят программу общеобразовательной школы, но это - специализированная школа для одаренных детей.
Они уже выбрали профессию. Они - музыканты, художники, танцоры. Если кто-то не «потянет» программу, он всегда сможет перейти в обычную школу. Но закончив РШИ, ребенок будет получать среднее, высшее образование именно в сфере искусства.
Если из него получается посредственный пианист, то он всегда сможет стать хорошим, например, теоретиком искусства.
Сколько музыкантов нужно Туве? Много. Не считая симфонического оркестра и других профессиональных коллективов, в республике 34 музыкальных школы, где всегда нужны преподаватели.
Первоисточник игила
Классика классикой, а в Туве хотят слушать и народную музыку. И, что вполне естественно, исполняемую на народных инструментах.
Валерий Ондар играет на ударных инструментах, а их более ста в разных этнических традициях. В Туве, например, к народным можно отнести и изготовленные из копыт ударные инструменты, которыми сопровождают песню о всаднике и его коне. Здесь же и шаманский бубен, и барабанчики лам, да и колокольчики. Хоть это и тибетская традиция, но вполне прижилась здесь.
В Туве вообще сохранилось на редкость много народных инструментов - 17. Тут и игил, и чадаган, и чанзы. В Монголии, например, сохранился только один настоящий народный инструмент, один и у якутов - варган. У якутов нет или не сохранилось вовсе струнных инструментов.
Да и насчет варгана... В 71 году, говорят, приезжал в Туву профессор из Якутии, учился у тувинских мастеров делать хомус. Ну а сейчас они говорят о своих традициях, есть у них и музей варгана. Утверждают, что корни варгана именно в Якутии. Зачем же тогда приезжали в Туву учиться?!
Некоторые говорят, что истинные народные инструменты практически утеряны, что не сохраняется традиционное количество струн на многих инструментах, их делают больше или меньше, меняют форму.
Говорить можно многое. Важнее, что делается. В 90-х годах, например, делали оркестровый вариант игила, под виолончель. Но сохранился игил и традиционный. Музыканты склоняются к тому, чтобы оставить игил таким, как он и должен быть, а виолончель может заменить только виолончель.
Авторы музыкальных инструментов, как и сами музыканты, возвращаются именно к первоисточнику. Но кто сказал, что это должно быть догмой? Адаптированный оркестровый вариант инструмента и сейчас можно делать, если понадобится. Идеальная форма скрипки не один год создавалась до Страдивари. Любой инструмент в течение веков изменяется и совершенствуется. И у игила и у бызанчи будут свои страдивари и гварнери.
А у учеников РШИ будут прекрасные инструменты. Концертный баян уже есть. Что на очереди - арфа, совершенное звучание игила, бызанчи, тошпулура?
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?
  • Мистика с привкусом темного шоколада
  • Социальные комментарии Cackle