,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Чтобы горы слушали песни


Чтобы горы слушали песни

 (голосов: 0)
Уш-Кожээ - три каменных стелы. Поставлены еще в скифскую эпоху много веков назад. Кто они, те три человека, в честь которых высятся три памятника? Братья? Или три героя, погибших на своей скифской богатырской заставе? Мы никогда не узнаем их имен, но можно включить фантазию...
Скифы
Скифы в Туве - тема малоизвестная. Действительно, что знает о них большинство населения? Все знают, что раскопано всего несколько курганов. Самый древний - Аржаан I. Самый богатый, не разграбленный, полный золота - Аржаан II.
Но точно ли эти захоронения принадлежат скифам? Ученые предпочитают уклончивые ответы, типа: «племена скифского времени» или «родственные сакам и скифам ираноязычные народы». Оно и верно, само название народа не зафиксировано у древних авторов.
Мы их привычно называем скифами. И народная молва в данном случае, может быть, недалека от истины. Ни у кого не вызывает сомнения, что тенгрианство, древняя религия тюрков, зародилась в центральной части Азии. Но откуда пошло имя верховного божества? Ученый М. А. Хабичев считает, что Тенгри связан со скифским божеством Вселенной в образе мифологического героя Таргитая.
А Геродот, еще в пятом веке до нашей эры, описывая скифов, говорил, что те считают своим прародителем Таргитая, у которого было три сына Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От этих трех сыновей и пошли все племена скифов. Кстати, Таргын-нама — в мифологии алтайцев один из первых людей, сотворенных богом, из ребер которого создана его жена. От мифа о Таргитае, как предполагает Б. А. Рыбаков, остались воспоминания и в русских былинах — рассказы о богатыре Тархе Тарховиче.
И вот, в центре Азии мы видим Уш-Кожээ, три стелы раннего скифского периода, три памятника примерно одинакового размера. Может быть, это могильные плиты трех героев-богатырей, совершивших подвиг, а может быть, и трех братьев, родоначальников скифов. Доказать это невозможно. Но и опровергнуть тоже.
Можно и проследить, как скифское божество перешло к тюркам. Поклонение светлому божеству Тенгри-хану наблюдалось у западных тюрок - савиров. Корень «савыр», очевидно, является компонентом археоэтнонима «савромат», а савроматы - это кочевые скотоводческие племена, родственные скифам.
Некоторые ученые полагают, что и само название «Сибирь» произошло от названия племени савиры (сабиры, савары, сувары) - группы кочевых племён первого тысячелетия нашей эры.
Впрочем, вернемся к скифам. На Уш-Кожээ. Здесь много нераскопанных курганов. Некоторые из них малозаметны. Пока не покажут, не поймешь. Некоторые слегка вогнуты, видать, обвалился деревянный сруб. Но, по всему видно - они не раскопаны и не разграблены. Есть комплексы камней, ориентированных по частям света, есть одинокие стелы. Некоторые - упавшие.
Как жили здесь скифы? Этот таинственный древний и могучий народ? Да практически так же, как и тувинцы в недалеком прошлом - кочевой быт налагает свой отпечаток.
Курганные находки дают представление о составе стада у древних кочевников и свидетельствуют, что он полностью соответствовал составу стада у нынешних народов Центральной Азии. Большую роль играла лошадь, являвшаяся ездовым и тягловым животным. Основу поголовья домашнего скота составляли овцы. Из шерсти овец изготавливались ткани и войлок. Погребальный обряд пазырыкцев свидетельствует о том, что курдюк и тогда уже был одной из самых ценимых и излюбленных частей барана.
Кочевали по маршрутам, строго традиционным, выработанным на протяжении жизни многих поколений. Скот круглый год содержался на подножном корму. Существовали стационарные зимники. Регулярного земледелия, по-видимому, не было.
Ямы выкапывались с применением колотушек и кольев, с помощью которых разрыхлялся грунт, и деревянных лопат, которыми грунт откидывался. Для разрыхления грунта применялись также рога маралов. Железо еще не стало основным металлом, а бронза была слишком мягка для применения в условиях исключительно тяжелых грунтов.
Различные виды археологических источников позволяют говорить о значительной роли охоты у племен Тувы скифского времени. Охотились и на пушного зверя — в кургане Аржаан — обнаружены фрагменты некогда роскошных одежд, сделанных из меха, который предположительно определяется как соболиный
Так что в тувинских степях мало что меняется. Но Уш-Кожээ заявлен на «Тос Эртинэ» не только как памятник скифского периода, но и как родовое место Салчаков. Хотя на «Тос Эртине» люди Тувы не рассматриваются, говорят, будет отдельный проект, посвященный им, все же о Салчаках здесь следует сказать.
Салчаки
Нынешние питерские археологи категорически опровергают предположения, что современные тувинцы - потомки скифов. Одни из главных аргументов - европеоидный череп скифов, их принадлежность к иранской языковой группе. И вообще, констатируют ученые, факт пребывания на какой-либо территории носителей древней цивилизации не означает, что этносы, появившиеся там позже, являются «генетическими преемниками» этой цивилизации.
А вот А. Д. Грач полагает, что население, оставившее памятники скифского времени Тувы не исчезло бесследно - их потомки вошли в состав тюркоязычных народов, в том числе и тувинцев.
Каждый сам выбирает, кому верить.
А Салчаки - очень непростой народ. Кое-кто полагает, что они - основатели рода сельджуков, тех самых тюрок, которые дошли до Турции. Впрочем, корни можно искать и ближе - в Монголии. С древности монголы ведут полные фамильные списки своих предков. В родословной Чингисхана прослеживается, что в 254 году нашей эры Буртэ-Чино породнился с Гоа-Марал. В 12 колене фамильное древо продолжил Добун-Мэргэн, его женой стала Алан-Гоа, родом из хори-туматов. Пять детей Алан-гоа дали начало пяти монгольским родам, и от ее сына Бухату-салджи пошел род Салджиут. Конечно, заманчиво сопоставить имя Селджи, родоначальника сельджуков с названием монгольского рода Салджиут, но что не доказано, то не доказано.
В основном Салчаки живут в Бай-Тайге. На втором месте Салчаки из Каа-Хема, а в Пий-Хеме, где и возвышаются Уш-Кожээ, живут малые Салчаки. Предки сегодняшних сесерлигцев из рода Салчак жили в местностях Биче-Баян-Кол, Доге-Баары, Инек-Даш, Бугалыг-Бедик, Булук-Кыры (Булук-Кыры - так они и сейчас называют Кундустуг). Малые Салчаки упорно селятся именно в тех местах, где находят скифские захоронения. Летние стоянки Салчаков были на Вавилинском затоне, откуда их вытеснили и горожане Кызыла и археологи.
Старейшина рода сейчас Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, первая тувинская балерина, мать юной художницы Нади Рушевой. Эта ветвь Салчаков дала таких людей, как известный тувинский художник Иван Чамзоевич Салчак и художник-ювелир Чамзырын Салчак, чьи работы экспонируются и в Тувинском национальном музее, и в Санкт-Петербурге. Отец художника Чамзоо Салчак был настоящим богатырем. Он поставил камень на границе земель Салчаков, который никто пока с места не сдвинул. Полагают, что камень весит 150 килограммов, но его еще не взвешивали, только собираются.
Эта же ветвь Салчаков дала такого человека, как Демир-оол Салчакович Дотпаа. Он упорно называет себя простым чабаном, ни слова не говоря о том, что был депутатом Верховного Совета Тувинской АССР последнего, седьмого, созыва. Считает, что само понятие «чабан» более статусное. Демир-оол Дотпаа - отец многодетного семейства, он вырастил вместе с супругой Диизенмой Маадыевной тринадцать детей.
Демир-оол Салчакович и сейчас продолжает работать. В его стаде тридцать коров, почти полтысячи овец и коз. Чтобы накосить сена для всего этого стада, приезжают родственники из Кызыла и из Сесерлига.
Впрочем, родственники собираются не только из-за хозяйственных забот. Они сами задумали благоустроить родовое место - Уш-Кожээ. Инициатором этого был не проект «Тос Эртинэ», это предложила сделать Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Она хочет, чтобы здесь собиралась вся родня, чтобы проходили свадьбы, играли дети. Чтобы здесь звучала музыка, люди пели красивые народные песни, «чтобы горы слушали песни».
Уже сооружен стенд, поставили стол и скамейки. А в школьном музее Сесерлига можно увидеть замечательную экспозицию, там собраны материалы о разных Салчаках. Много рисунков и личных вещей Нади Рушевой, есть рисунки Ивана Салчака и другие экспонаты. Туристы не соскучатся. Салчаки умеют о себе интересно рассказывать. А горы уже слушают песни.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Чингисхан и Кий – одной крови?
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Выстрел в тайге
  • Социальные комментарии Cackle