,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » В группе поддержки жениха


В группе поддержки жениха

 (голосов: 0)
Нелегкое дело быть в группе поддержки жениха, особенно если ехать сватать невесту надо в такое волшебное место, как Хайыракан. Говорят, это место обладает особой мистической силой. И люди, которые здесь живут, - очень непростые.
«Небесный медведь»
Так переводят название горы. Хотя легенды о горе с небесным медведем не связаны. Любой житель Хайыракана может рассказать несколько легенд. Говорят, что далай-лама увидел это место во сне и выбрал его для жертвенника - оказалось, что именно здесь захоронен древний старец, давший начало Урянхаю.
Но больше легенд о том, как отомстила убитая горем мать. Монгольский лама Шаретта боролся против шамана Тунгустея и его матери. В результате этой борьбы шаман Тунгустей умер, могущественный лама силой своих молитв обрушил на него глыбы утеса Хайыракан. Мать Тунгустея отомстила утесу, накликав на него грозу. Несколько дней свирепствовала стихия, а когда буря и гроза утихли, часть утеса навсегда побелела.
Чаще рассказывают другой вариант мести матери. Говорят, что много лет назад жил у подножья горы молодой охотник со своей старой матерью. Однажды он отправился на охоту. В тайге выследил марала, подкрался к нему и прицелился. В это время на него напал медведь, разорвал и утащил в свою берлогу. Обеспокоенная мать ждала сына два дня, а на третий стала колдовать и узнала страшную правду. Разгневанная старуха напустила на гору грозу. Загрохотали, загремели громовые удары, копья молний прорезали небо, заполыхала тайга и сгорела вместе со всеми ее обитателями. С тех пор гора стоит голая, безжизненная.
Как бы то ни было, гора действительно стоит безжизненная. А 21 сентября 1992 года гору освятил во время своего визита в Туву его святейшество Далай-лама XIV. Чудесным образом в день появления Далай-ламы промозглое, серое от низких облаков небо осветилось сияющим солнцем.
«Ваш товар, наш купец»

Чтобы невесту отдали, за нее надо порядком поторговаться. Это аксиома. Причем, родственники невесты еще подумают, достоин ли ее жених и стоит ли ее отдавать.
Уже в городе, когда рассказывала, испугалась ответственности. Мне так серьезно сказали: «Это дело ответственное, могут не и согласиться». А в Хайыракане испугаться не успела.
Сначала, дождавшись всей «группы поддержки», въехали в село целой кавалькадой. В доме нас встретили почти сухо. Но проводили в комнату, усадили за стол. Ели молча. Неужто все так и будут молчать? Почему никто ничего не говорит? Оказалось, что так и надо. Нас просто кормят с трудной дороги.
Поели. Дальше еще интереснее. На дворе стоит огромный стол. Теперь мы его накрываем тем, что привезли с собой. Правда, блюда для сервировки нам выдали. Родственников невесты оказалось человек сорок, не считая детей. Их всех надо было накормить-напоить, подарками одарить. Приезжать в гости со своей едой казалось странноватым. Но опять же «так надо». Нас всех представили родственникам невесты. Оценивали строго. Особенной похвалы удостаивались заслуженные учителя, врачи.
Подарки всем родственникам! Это что-то. И это, по сути, было только «подписание соглашения о намерениях». Не свадьба, только сватовство, которое, как постоянно подчеркивалось, могло и не состояться.
Начали петь частушки, в которых восхвалялась невеста. Столько комплиментов девушки, наверное, не слышат и за всю жизнь. Мы говорили о том, какой у нас замечательный жених, но просто так на веру эти слова не воспринимались. Родственники отвечали, что «мы подумаем до первой звезды», а то и до «первого луча солнца». Так до конца и не было понятно, дают нам эту девушку или нет. Да еще нужно было оставить потом жениха в доме невесты, чтобы к нему присмотрелись, работящий ли он, все ли умет делать.
«Один корень»
Обряд придуман не нами. Это все традиционно. И предки были не лузерами. Для чего-то ведь это надо. На невесту с женихом внимания, впрочем, почти не обращали. «Торг» шел чисто между родней. А съехалась родня тоже не из одного Хайыракана. Но, как подчеркивали, «мы все одного корня», должны встречаться. Вот и встретились. Прекрасный повод увидеться всем вместе. Стали вспоминать и прошедшие годы. Понятно, как возник такой обычай. Действительно, приятно порой встретиться, вспомнить былое. А жених с невестой, это так - для формы.
Между делом вспомнили, как невестой еще увидели Розалию Кужугет. Красавицу-якутку будущий муж заприметил еще в Хабаровске, когда они вместе учились в институте. 33 года живут уже вместе в Хайыракане. Первой дочери дали тувинское имя - Чодураа, второй - якутское - Туяра, третьей - русское - Алена. Смеются, что если бы была четвертая дочь, дали бы ей какое-нибудь индийское имя. «Один корень».
Ольга Санданова, тетя невесты, приехала с младшей дочерью и ее мужем. Муж - поляк, но его мать венгерка. «Один корень». Сейчас они живут во Владивостоке. Ольга Донгаковна работала воспитателем, собирала народные частушки, загадки, потешки. Тема ее коллекции - дружба, любовь, взаимоотношения между людьми в целом и взаимоотношения между народами. Это собрание частушек сейчас очень пригодилось. Нужно было показать, какая умная, трудолюбивая невеста, что она станет хорошей матерью.
А мы и не спорили. Мы и так все про нее знали.
Отдайте дочку!
Алдынай окончила отделение по промышленному и гражданскому строительству. Сейчас собирается в Петербург в аспирантуру, в архитектурно-строительный университет. Да, главное не перепутать ее с Аянай. Алдынай (Золотая Луна) и Аянай (Красивая Луна) сестры-близнецы. Впрочем, отец и жених их различают легко. Жених, Буян Ооржак, на вопрос, как он их различает, даже удивляется: «Они же совсем разные». Обе они участвовали в шоу Вячеслава Донгака. Но наша, Золотая Луна, участвовала недолго, она больше увлекается спортом, легкой атлетикой. Аянай занималась у Вячеслава Донгака гораздо дольше, и она училась на предпринимателя. А Алдынай, вернувшись из аспирантуры, будет обучать студентов строительной механике. Алдынай была старостой общежития.
О трудолюбии сестер можно судить и по огороду - растет все. Причем бурно. И помидоры, и огурцы, и перцы. А ведь отец, Артем Тюлюш сейчас воспитывает дочек один. Он - тренер в детской спортивной школе, обучает детей вольной борьбе. И сам не раз занимал первые места в республике в своей весовой категории.
Время сейчас страдное. Хайыраканцы, как и другие жители республики, занимаются сенокосом. Стада в селе действительно большие, корма надо заготовить много. Но родственники все равно нашли время, чтобы приехать на наше сватовство. Это говорит об их уважении к традициям. Что и говорить, семья - что надо.
Но и наш жених очень хорош! Если у родственников невесты еще остались какие-то сомнения, то прошу рассматривать этот материал, как продолжение обряда сватовства.
Буян, хоть и остался в раннем детстве сиротой, но родственников и у него много. Он еще учится в университете, но уже подрабатывает как может. Достаточно много, чтобы оплатить сватовство. Хотя и родственники внесли свою долю. После окончания университета, он собирается в армию. Не потому, что не удалось «откосить», он понимает, что это необходимо.
Очень понравился один его поступок. Еще ребенком, победив в одном из конкурсов и получив денежный приз, он отнес его тете. И сделал это не как мальчик: «Спасибо за все, что вы для меня делали», а уже как мужчина: «Вот, купите себе что хотите».
Наш жених лучше всех. Хоть «Тюлюшевы дочки», как пели в частушках, самые красивые и трудолюбивые, но Буян вполне достоин Алдынай. Отдавайте дочку, не пожалеете!
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Чего хочет женщина?
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Выстрел в тайге
  • Социальные комментарии Cackle